Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возражения на акт налоговой проверки что должна знать компания

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

Если выводы сотрудников ИФНС, отраженные в акте выездной или камеральной проверки, могут негативно сказаться на интересах и безопасности бизнеса, от лица компании составляется возражение. От того, насколько аргументированным и структурированным получится этот документ, зависит степень его влияния на окончательное решение по итогам проверки. Его можно будет обжаловать уже только в налоговом Управлении или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Возражения на акт налоговой проверки: как составить и подать

Посредством подачи возражений налогоплательщик может выразить свое несогласие:

  • с фактами, изложенными в акте налоговой проверки;
  • выводами и предложениями проверяющих.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы оформили возражения на акт выездной или камеральной проверки. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

На подачу возражений НК РФ отводит 1 месяц. Срок начинает исчисляться со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возразить можно на акт в целом или на его отдельные положения. Все возражения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Кроме того, к возражениям нужно приложить копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Подача таких документов — право, а не обязанность, однако прилагать их стоит всегда. Возражения войдут в материалы проверки и будут изучены и учтены в ходе рассмотрения этих материалов. Наличие подтверждающих документов при этом, как правило, позволяет снять лишние вопросы.

Возражения на акт налоговой проверки подаём правильно

Ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения «Что делать Консалт»

Наверняка каждый налогоплательщик в процессе своей предпринимательской деятельности столкнулся с налоговыми проверками. И не всегда данные проверки проходят для них гладко. При этом часто налогоплательщики, и, скажем, не без оснований, не согласны с выводами, изложенными в материалах налоговых проверок. Налоговым законодательством предусмотрена ещё до вынесения решения, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, возможность оспорить выводы налоговиков. Для таких случаев ФНС России выпустила методичку по подаче возражений. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок регламентирован

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки[1], результатами дополнительных мероприятий налогового контроля[2] или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[3]. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

ФНС России в своём письме подробно изложила порядок подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Рассмотрим основные моменты данной инструкции.

Сроки, в которые представляются возражения

Возражения представляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки[4];
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[5].

При этом если налогоплательщик не согласен с актом только в части, то можно представить письменные возражения по указанному акту не в целом, а только по его отдельным положениям, с которыми не согласен налогоплательщик.

А вот если у налогоплательщика проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, он также имеет право представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или части, но возражения представляются в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля[6].

Каким образом представляются возражения?

Налогоплательщики могут представлять возражения следующим образом:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Это может делать налогоплательщик лично и (или) через представителя.

Кто может подавать возражения?

Возражения в налоговый орган могут представлять:

  • представители организации по закону или на основании учредительных документов[7];
  • представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[8].
  • это представители, действующие на основании доверенности[9].

Как подать возражения на акты налоговых проверок?

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих возражения необходимо направить в адрес налогового органа, составившего акт.

Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платёжные реквизиты Вашей инспекции».

Законные представители:

  • это представители организации, действующие по закону или на основании учредительных документов[10];
  • это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[11].

Уполномоченные представители:

  • это представители, действующие на основании доверенности[12].

Процедура рассмотрения возражений

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка[13].

Читать еще:  Как закрыть ИП в связи со смертью предпринимателя?

Перед тем как начать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то:

  • в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

В случае выяснения, что лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было извещено ненадлежащем образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

При явке на рассмотрение материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого составлен акт, вправе давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы в обоснование своих доводов.

Перед тем как перейти к рассмотрению материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ должен:

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности[14];
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля[15];
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[16];
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[17];
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[18];
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[19].

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведётся протокол. Этот документ составляется по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 28 к данному Приказу). В нём проверяющие фиксируют все обстоятельства рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе наличие или отсутствие замечаний к протоколу. Кроме того, к протоколу могут прилагаться, например, фотографические снимки, аудио- и видеозаписи, копии документов, подтверждающих полномочия представителей, другие материалы. Информация о таких приложениях подлежит отражению в протоколе. Это следует из формы данного документа. Печатью налоговых органов протокол не удостоверяется[20].

Специальный бланк подачи возражений

Ранее возражение на акт налоговой проверки составлялось в произвольной форме. Теперь налогоплательщики, которые не согласны с актом налоговой проверки, могут воспользоваться специальным бланком. Его подготовила ФНС России (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).

Ничего необычного в этом бланке нет. Можно обратить внимание налогоплательщиков лишь на следующие особенности. Обстоятельства, которым не соответствуют факты, изложенные в акте проверки, налоговики предлагают указывать со ссылками на подтверждающие документы. Также рекомендуется приводить нормы законов, с которыми не соотносятся выводы контролёров.

Несмотря на то что налоговое законодательство не требует подавать возражения по определённой форме, удобнее воспользоваться бланком, предложенным ФНС России, чем разрабатывать свой собственный бланк.

Отстаивать свои позиции налогоплательщикам помогут решения высших судов

При отстаивании своих прав в споре с налоговиками налогоплательщикам могут помочь принятые в первом квартале 2018 года судебные решения КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения. Обзор таких решений сделала ФНС России. Документ размещён на сайте ведомства. Налоговики учитывают судебную практику в своей работе, поэтому налогоплательщикам стоит обратить внимание на обзор, так как в случае возникновения спорной ситуации в ходе налоговых проверок с налоговиками налогоплательщики в обоснование своей позиции могут воспользоваться судебной практикой, приведённой в обзоре.

Рассмотрим две наиболее интересных из них.

  1. Недопустимо создавать условия для взимания налогов сверх того, что требуется по закону

Налоговое ведомство указало своим подчинённым на то, что налоговое администрирование должно осуществляться с учётом принципа добросовестности, предполагающего учёт законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015 (АО «БАМтоннельстрой» против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю).

В суде была рассмотрена следующая ситуация. В рамках выездной проверки налоговики отменили решение своих же коллег о возврате НДС по недействительной сделке. По мнению проверяющих, проводивших выездную налоговую проверку, возвращать переплату нужно было заявив вычет по НДС. Однако на момент вынесения решения об отмене трёхлетний срок для применения вычета уже истёк. Тем самым контролёры лишили налогоплательщика права на возврат переплаты. ВС РФ признал такое поведение недопустимым.

Читать еще:  Налоговый вычет при покупке новостройки основания документы размеры

Представляется, что теперь налоговики при проверках не будут допускать подобных нарушений. Однако, если же налогоплательщики окажутся в подобной ситуации, они вправе сослаться в возражениях на это решение суда.

  1. Низкая цена — не повод для привлечения к ответственности

ФНС России в своём обзоре указала, что отличие применённой налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327 по делу № А04-9989/2016 (индивидуальный предприниматель против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области). Судом была рассмотрена следующая ситуация.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики сочли, что доказали необоснованную налоговую выгоду предпринимателя. В своём решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности проверяющие ссылались на его взаимозависимость с контрагентом и низкие цены в сделках с ним. Однако ВС РФ указал проверяющим, что цены могут отличаться. Только многократная разница может говорить о необоснованной налоговой выгоде, и то лишь в совокупности с другими обстоятельствами. Как видно из судебного акта, взаимозависимость таким обстоятельством не является. Кроме того, отклонение в данном случае не было многократным.

  1. Также в обзоре приведены другие судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
  • налоговый агент, допустивший просрочку в уплате НДФЛ (правильно исчисленного в представленном расчёте), не должен быть лишён права на освобождение от налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П);
  • обязанность по уплате процентов в повышенном размере (исходя из двукратной ставки рефинансирования) на сумму излишне возмещённого НДС не освобождает налогоплательщика от ответственности в виде штрафа за неуплату налога, поскольку указанные проценты являются лишь компенсацией потерь бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 16-О).

Мы желаем вам, чтобы по результатам налоговых проверок решение налогового органа было только об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кейсы по юридическим услугам Подготовка возражений на акт налоговой проверки

Клиент

  • Поставка электронных компонентов
  • Дилер 30 российских заводов
  • Дистрибьютор зарубежных производителей

Проект

  • Подготовка возражений на акт налоговой проверки
  • Продолжительность – два месяца
  • Участники со стороны клиента – генеральный директор и главный бухгалтер

Результат

  • Сумма доначислений снижена с 80 млн до 20 млн руб.
  • ROI – 14 900%

Кратко

Во время налоговой проверки инспекция доначислила компании 80 млн руб. Налоговики посчитали, что один из поставщиков фирмы – подконтрольное юрлицо, созданное для снижения налоговой нагрузки. Консультанты КСК ГРУПП отработали претензии инспекции на стадии представления возражений на акт проверки и снизили сумму доначислений в четыре раза.

Ситуация

Компания больше 20 лет занимается поставкой электронных компонентов: соединители, кабельная продукция, датчики, источники питания и т. д. Клиенты – производители оборудования, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Фирма закупает продукцию как за рубежом, так и в России, и взаимодействует с десятками контрагентов.

Проблема

В 2017 году в компании прошла выездная налоговая проверка, и инспекторы предъявили к фирме претензии. Основная причина: проверяющие посчитали, что один из поставщиков – подконтрольная клиенту компания, созданная для получения необоснованной налоговой выгоды. Сделки между клиентом и контрагентом, по мнению налоговой, фиктивные, и проводились они только для того, чтобы клиент мог увеличить затраты и снизить выплаты по НДС.

Гендиректор спорного контрагента подтвердил, что компания поставляла товар нашему клиенту, но налоговиков это не убедило. По их мнению, топ-менеджер – номинальный управленец, фактически не управляющий бизнесом. При этом в отчетности контрагента доходы практически равны расходам. Несмотря на формальное отражение доходов в декларациях, компания уплачивает минимальное количество налогов, а полученные от клиента деньги перечисляет в адрес сомнительных контрагентов.

Еще один аргумент – в нескольких случаях товар, приобретенный у контрагента, ранее ввозился на территорию РФ самим клиентом. Также налоговики обратили внимание на то, что у нескольких контрагентов второго звена товар забирал водитель клиента по доверенности, выданной спорным контрагентом. По мнению инспекторов, клиент покупал дороже, хотя мог купить дешевле.

Все это налоговики оценили в 80 млн руб. доначислений, которые стали бы серьезным ударом для бизнеса. Из-за единовременной выплаты такой суммы у компании наверняка возникли бы кассовые разрывы.

Решение

«Суды с налоговой инспекцией – это долгий, тяжелый и дорогой процесс для клиента. Часто снизить доначисления в несколько раз можно уже на стадии подачи возражений на акт проверки. Для этого мы внимательно изучаем позицию инспекции и находим в ней слабые места. По нашему опыту, они есть всегда».

заместитель руководителя налоговой практики КСК ГРУПП

Реализация

Необходимо было найти обоснование тому, что часть товара, приобретенного у спорного контрагента, ранее клиент самостоятельно импортировал в Россию. Юристы КСК ГРУПП выяснили, что закупка более крупных партий товара, чем требуется для выполнения контракта, – это нормальная практика в отрасли. Причины могут быть разные: изготовитель установил минимальный объем партии, сорвалась поставка по ранее заключенным контрактам или покупка оптовых партий просто выгоднее. Это приводит к образованию излишков, которые затем реализуются на свободном рынке. Так и было в этом случае. После клиенту снова понадобился товар, и он выкупил его обратно.

Читать еще:  Как правильно рассчитать налоговый вычет при покупке квартиры

Реальность сделки консультанты доказали с помощью ряда документов: ГТД, договоры на приобретение товаров у иностранного поставщика и договоры на его частичную реализацию сторонним контрагентам с аналитическими данными по количеству и стоимости таких реализаций.

Эксперты проанализировали банковские выписки и выяснили, что у многих поставщиков второго и последующих звеньев нет признаков недобросовестности. Подозрения инспекторов в «фиктивности» контрагента опровергало то, что у него закупали продукцию десятки других компаний.

Большая часть грузовых таможенных деклараций была оформлена корректно или претензии к ним нельзя было подтвердить документально. Например, отсутствие сведений о ГТД во внутренней базе проверяющих еще не означает, что документов не существует в принципе. Но при определении объема доначислений налоговая не учла суммы этих операций вместе с НДС, уплаченным при ввозе товаров.

То, что водители клиента с доверенностью забирали товар у поставщиков второго звена, лишь доказывает реальность поставки. Возможность «транзитной» доставки была указана в договоре со спорным контрагентом.

Результат

Консультанты использовали все эти аргументы при подаче возражений на акт налоговой проверки. В итоге сумма доначислений снизилась в четыре раза – до 20 млн руб.

Формула расчета ROI: (сэкономленные деньги благодаря грамотной аргументации при подаче возражений – стоимость проекта)/стоимость проекта x 100% = ROI (60 млн – 400 тыс.)/400 тыс. x 100% = 14 900%.

КСК ГРУПП консультирует средний и крупный бизнес по вопросам налогообложения и сопровождает компании во время налоговых проверок. При необходимости помогаем оспорить доначисления. Если у вас есть вопросы, связанные с налогами, свяжитесь с нашим менеджером.

Свяжитесь с нами

КСК ГРУПП помогает среднему и крупному бизнесу увеличивать продажи через интернет. Свяжитесь с нашим менеджером, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Как подать

Возражение должно быть адресовано той налоговой инспекции, которая составила оспариваемый акт. Налогоплательщик может привести его лично и подать в канцелярию либо окно приема документов. Также можно направить возражение по почте.

Кроме того, у налогоплательщика есть право передавать документы через своего представителя:

  • законного, то есть того, кто может представлять его интересы на основании закона или учредительных документов (для организаций);
  • уполномоченного, то есть того, кто получил право представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности.

Подача возражений

Налогоплательщик может не согласиться:

– с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);

– с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Как составить резолютивную часть?

В завершение следует подвести итоги и указать общую сумму доначисленных налогов, с которой налогоплательщик не согласен (при этом стоит сделать разбивку по периодам и суммам). Если прикладывают документы, то их следует перечислить в разделе «Приложение». Каждую копию, а не всю подшивку (Письмо Министерства финансов от 11.05.2012 за № 03-02-07/1-122), необходимо заверить подписью должностного лица и печатью организации. В конце документа указывается должностное лицо, его составившее, подпись и дата.

Возражения на акт налоговой проверки гос.служащие обязаны рассматривать на протяжении десяти дней (отсчет ведется с того момента, как документ был получен). По результатам «налоговики» принимают решение о привлечении/не привлечении предпринимателя к ответственности за совершенное деяние (бездействие).

Итак, физическое или юридическое лицо, несогласное с решением налоговых инспекторов, принятым по результатам проведенной камеральной или выездной проверки, может подать возражения на акт проверки, составленный инспектором. Документ следует подать в течение месяца после ознакомления с упомянутым официальным решением гос. служащего.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector