Общая оценка уровня состояния дисциплины труда на предприятии Менеджмент
Трудовая дисциплина на предприятии и методы ее обеспечения
На каждом предприятии существует определенный комплекс требований и правил поведения, которых должны придерживаться работники, это и называется трудовая дисциплина.
Каждый работник предприятия (на всех уровнях организации) должен придерживаться этого комплекса, а нарушение трудовой дисциплины считается очень серьезным проступком и может повлечь за собой взыскание вплоть до увольнения.
Основные уровни трудовой дисциплины следующие: экономический, социальный, моральный, воспитательный и административный.
Основополагающие понятия
В разных направлениях словосочетание «трудовая дисциплина» имеет отличия в лексическом значении. Ее рассматривают как:
- Постулат ТК – регламентированное явление, некое управляющее начало, подкрепленное трудовыми нормами.
- Автономный институт – совокупность норм трудового права, задача которых состоит в обеспечении внутреннего распорядка, соблюдения графика рабочего дня, взаимоотношений между работников и руководителем.
- Компонент правоотношений – определяет нормы профессионального поведения, как индивидуального, так и общеколлективного характера. Подписание трудового договор является основной установкой задокументированных положений.
- Фактическое поведение – степень следования предписаниям, утвержденным в вышеназванных документах.
С чего начинается трудовая дисциплина в компании? Смотрите тут:
Значение, цели и задачи
Дисциплина труда необходима для нормального функционирования предприятий и организаций любого уровня. Только в случае соблюдения ее норм возможна адекватная и продуктивная рабочая обстановка в коллективе.
Все пункты, касающиеся дисциплины, четко прописаны в Правилах внутреннего трудового распорядка, которые разрабатываются управлением любой организации или фирмы.
- увеличение уровня эффективности каждого конкретного работника в коллективе и всего коллектива в целом;
- повышение качественных характеристик трудовой производительности;
- обеспечение обоснованного использования времени трудового дня;
- поддержание комфортных и безопасных условий труда для каждого из сотрудников предприятия;
- способствование охране труда и здоровья.
Основной ее задачей является достижение самого высокого уровня труда и снижение до минимума всевозможных происшествий на производстве.
Как правильно составить объяснительную записку об опоздании на работу – смотрите здесь.
4. Правовые основы поддержания служебной дисциплины
Самый быстрый способ наладить трудовую дисциплину в коллективе, это уволить самых отъявленных смутьянов. Если вы беспокоитесь о законности ваших действий, изучите ТК РФ статью 192 — дисциплинарные взыскания.
Всё, что вам нужно, это зафиксировать нарушение трудовой дисциплины, взять объяснения работника, и объявить замечание или выговор. А при следующем дисциплинарном проступке,вы совершенно законно имеете право его уволить.
Чтобы руководитель не мучился чувством вины, рекомендую переложить с себя ответственность за увольнение на самого сотрудника.
Способы поощрения
Согласно Трудовому кодексу, существует несколько способов поощрить работников, которые четко придерживаются производственной дисциплины. Это может быть:
- выдача денежной премии;
- объявление благодарности;
- награждение ценным подарком или грамотой;
- предоставление звания.
Конечно же, в рамках устава предприятии или правил внутреннего трудового распорядка руководство может предусмотреть и другие виды поощрений.
Очень важно обращать внимание на то, каким путем был достигнут высокий уровень дисциплины, и своевременно благодарить за это причастных работников. Такие меры со стороны руководства позволят простимулировать такое поведение.
Способы повышения эффективности труда
А вот какие способы повышения производительности труда применяют крупнейшие компании мира:
- Тимбилдинг. Конечно, продуктивность труда будет выше в коллективе, где люди уважают друг друга, уверены в поддержке коллег. Для этого все чаще применяют тимбилдинг. Это организация коллективных мероприятий, где люди отдыхают и развлекаются в неформальной обстановке, раскрываются с новых стороны, учатся доверять сослуживцам.
- Обучение. Это постоянная «прокачка» персонала: периодические курсы повышения квалификации, посещение семинаров и конференций по основному и смежным направлениям, прочие возможности для профессионального и личностного роста. Такой коллектив будет работать в разы эффективнее «застрявших» на уровне вводного инструктажа работников.
- Здоровая конкуренция. Соревновательный момент, например, между отделами будет стимулировать эффективность каждого подразделения. Но тут важно «поймать» баланс, иначе конкуренция может перерасти в ожесточенное соперничество.
- Устранение «кислых» лиц. Это люди с низкой мотивацией, недовольные своим положением в компании, критиканы, скандалисты и прочие «демотиваторы». При этом они могут быть прекрасными специалистами, от которых не нужно избавляться в прямом смысле слова. Но нужно выработать инструменты, которые позволят нейтрализовать их «разлагающее» влияние на коллектив.
Основные правила вознаграждения
Они общеприняты и эффективны:
- Премировать или поощрять морально нужно достаточно быстро. Работник, получающий вознаграждение, не должен утерять связь между признанием администрацией и его вкладом в общее дело.
- Поощрять денежно рекомендуется за итоги работы, а не за усилия, предпринятые для их достижения. Причем итоги должны положительно отражаться на прибыли организации.
- Вознаграждение должно соответствовать достижениям работника в его сфере деятельности.
- Увеличивать поощрение, когда дела в организации идут хорошо и уменьшать, когда прибыль снижается.
- Осуществлять вознаграждение в форме, наиболее привлекательной для того или иного работника.