Новая практика регистрирующих органов при смене единоличного исполнительного органа

Новая практика регистрирующих органов при смене единоличного исполнительного органа

Пошаговая инструкция смены директора в ООО в 2020 году

У любой организации (ООО) должен быть руководитель, то есть единоличный исполнительный орган.

Единоличный исполнительный орган (ЕИО) — это лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, осуществляющее текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Наиболее употребительные названия для единоличного исполнительного органа — директор, генеральный директор, президент, председатель правления.

  1. Пошаговая инструкция о том, как поменять ЕИО в ООО
  2. Шаг 1. Подготовить протокол общего собрания участников или решение единственного участника о смене директора
  3. Шаг 2. Уволить прежнего директора и принять на работу нового
  4. Шаг 3. Заполнить заявление по форме Р14001 и заверить его у нотариуса
  5. Шаг 4. Оформить внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене директора
  6. Выводы
  7. Шаг 5. Получить в налоговой инспекции лист записи ЕГРЮЛ
  8. Шаг 6. Уведомить банк о смене директора
  9. Мои личные рекомендации

Как внести изменения в ЕГРЮЛ при смене директора путем подачи заявления по форме Р13014 на бумаге

Смена руководителя должна происходить в следующем порядке, регламентированном законом «О государственной регистрации юрлиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и приказом Минфина России «Об утверждении регламента ФНС по услуге регистрации юрлиц» от 13.01.2020 № ММВ-7-14/12@:

  • Оформление протокола (решения) учредителей о смене директора. С даты подписания отсчитывается 7 рабочих дней, в течение которых необходимо предоставить заявление об изменениях в ФНС.
  • Составление и подписание кадровых документов, в том числе и акта приема-передачи дел и материальных ценностей между руководителями.
  • Заполнение заявления по форме Р13014 в двух экземплярах и заверение его у нотариуса в присутствии нового директора. Будет необходим пакет стандартных учредительных документов, протоколы и приказы, касающиеся смены руководителя.
  • Подача заявления в налоговую инспекцию или МФЦ. Право на это есть только у нового гендиректора или его представителя с нотариально заверенной доверенностью. В госучреждении сверяют данные, указанные в заявлении, и могут попросить предъявить протокол (решение) участников для проверки соблюдения сроков его подачи.
  • Получение листа записи ЕГРЮЛ. Его можно получить через 5 дней по расписке, выданной сотрудником налоговой или МФЦ при сдаче заявления. По факту такой выдачи внесение изменений в ЕГРЮЛ считается выполненным.

Чтобы ФНС приняла форму Р13014, важно правильно ее заполнить. Как это сделать, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в материал.

Комментарии (10)

Позиция очень спорная. Возможно, это проходило, в практике бывают разные случаи.

Вопрос уже был прям подробно описан в 2020 году и отражен в Письме ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6053@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2020)»

1.5. На основе анализа положений законодательства о государственной регистрации суды заключили, что сообщение в регистрирующий орган о прекращении полномочий физического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, должно быть связано с наступлением факта прекращения у данного лица таких полномочий. То есть заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, необходимо представлять в регистрирующий орган тогда, когда полномочия указанного физического лица уже прекращены. При этом заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества может выступать только новый руководитель юридического лица.

Если раскручивать вопрос, то можно прийти к следующему:
— на момент заверения формы № Р 14001 у нотариуса, смена директоров еще не произошла;
— следовательно именно в этот момент сведения являются недостоверными;
— можно интерпретировать, что на момент составления документа в него внесены недостоверные сведения, а следовательно, есть основания по п. «ч» ст. 21 ФЗ-129.

Это все актуально на стадии регистрации. Если прошла такая регистрация, то явных отрицательных последствий нет. Контрагенты не заблуждались, данные о настоящем директоре содержатся в ЕГРЮЛ, а директор всё-таки считается назначенным с момента назначения ОСУ.

Поэтому, по моему мнению, такое назначение, скорее всего, будет делом невнимательности инспектора или его неопытности.

Спасибо за свежее письмо ФНС, обязательно ознакомлюсь.

Однако, описанный мною способ имеет значение и смысл больше при подаче в электронном виде, когда заявление подписывается электронной подписью старого директора (и таком образом экономятся деньги, время) и подается за день до дня смены полномочий.

Таким образом, принцип отражения в форме р14001 совершившегося факта не нарушается, так как при поступлении в регистрирующий орган, факт уже свершился.

При подаче на бумаге, как мне видится, вопрос будет решаться так же, в зависимости от даты рассмотрения заявления инспектором. От обратного: на каком основании инспектор должен отказать? Подписано не уполномоченным лицом? На момент подписания лицо было уполномочено. Недостоверные сведения? Тут да, вопрос в том, как интерпретировать — все таким на момент составления заявления или на момент его рассмотрения. Если на момент составления, то возможно. На момент рассмотрения — сведения достоверные.

Читать еще:  Виза мужу иностранцу в Россию в 2021 году

Опять же, законодательная конструкция не запрещает Участникам предусмотреть при смене руководителя время поступления заявления в ИФНС, например направляя его почтой или электронно. (К вопросу о связи сообщения о прекращении полномочий с фактом их прекращения).

В итоге, все сводится к вопросу: сведения должны быть актуальны на момент подачи, на момент поступления или на момент рассмотрения заявления?

Если зайти с систематического способа толкования нормы права (п.1.3. ст. 9 ФЗ-129), то получается совершенно понятная картина.

а) Так, согласно п. 5 ст. 5 ФЗ-129 юридическое лицо в течение трех рабочих дней С МОМЕНТА ИЗМЕНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, юридическое лицо ОБЯЗАНО сообщить об этом в регистрирующий орган.

б) Соответственно закон ставит ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ сообщить в зависимость от МОМЕНТА ИЗМЕНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ. Течение срока тоже начинается с этого момента.

в) Сведения о директоре поменяются только тогда, когда наступит момент указанный в решении ОСУ (пусть и с отсрочкой).

г) До этого момента сведения еще не поменялись, то есть сведения о директоре прежние. Поэтому отсутствует обязанность сообщения в МИФНС, а следовательно обязанность направления формы № Р14001.

е) Как только сведения поменялись (решение ОСУ, даже с отсрочкой), возникла обязанность сообщить и старый директор уже не директор.

ж) Новый директор — теперь директор.

P.S. Обязанность подачи возникает у ООО. Смена сведений в отношении ООО (об исполнительном органе) произойдет только в момент указанный в решении ОСУ. И только после этого ООО будет обязано уведомить регистрирующий орган, а соответственно подать Форму № Р14001, которую может подписать только новый директор.

Тут нет прямого или косвенного запрета направить сообщение в регистрирующий орган с учетом сроков его получения.
Сообщение считается доставленным с момента его поступления, если уж мы эту сторону задеваем, и сроки для регистрации ИФНС считает с момента получения форм. (то есть правовые последствия для ИФНС наступают с момента получения, хотя правовые последствия в виде исполнения обязанности для налогоплательщика с момента отправки).

Приведенные нормы не запрещают направить сообщение раньше начала течения срока (более того, как правило при подаче электронно, дата принятия решения совпадает с датой подачи формы, тогда как течение сроков у нас начинается на следующий рабочий день).

п. 5 ст. 5 ФЗ 129 так и не отвечает на вопрос, к которому все сводится — сведения должны быть актуальны на момент подачи, на момент поступления или на момент рассмотрения заявления? Он только устанавливает срок, не позднее которого сведения должны быть поданы.

Вот вам ситуация обратная, доведенная до абсурда: В решении указано назначить Иванова И.И. на должность директора. Решение подписано 01.03.2020 года, направлено вместе с формой р14001 на Иванова И.И. тем же 01.03.2020 годом. Однако, в том же решении есть еще один пункт: прекратить полномочия Иванова И.И. с 02.03.2020 года.
И вот в ИФНС приходит форма, подписанная новым директором, Ивановым И.И., на момент подачи и на момент поступления он — директор, а вот на момент рассмотрения (даты внесения сведений и записи ГРН), он уже не директор.
Как по вашему должен поступить инспектор?)

Мое мнение — все таки сведения должны быть актуальны на момент внесения соответствующей записи ГРН.

1. Ситуация, доведенная Вами до абсурда, решается согласно ФЗ-129. Произошла смена сведений о директоре. Новый директор заявил о смене. Инспектор не может не зарегистрировать. Следующее изменение по такой же схеме.

2. В предыдущем комментарии я предполагал Вашу ссылку, что п.5 ст.5 ФЗ-129 регламентирует только наличие обязанности, но не предусматривает запрета направить самим. Так в принципе поддаются логике и следующие утверждения:
— В паспорте указан пол гражданина, но нет оговорки, что только именно такой пол, значит наличие указанного в паспорте пола не исключает другого пола у гражданина.
— Иски можно подавать до нарушения права, главное, чтобы право было нарушено в момент предварительного судебного разбирательства. В п.1 ст. 4 АПК РФ не говорится на какой момент должно быть нарушено право. А в п.5 ст. 4 АПК РФ не описано детально, что это за момент передачи, может председателем судье. Усиливается это тем, что п.4 и п.5 ст. 4 АПК РФ закрепляет разные действия ОБРАЩЕНИЕ и ПЕРЕДАЧА.

Если без юмора, то по форме предписываемого поведения норма является обязывающей (предписывающей). Она не управомочивающая. Пришлось глубже копнуть в ТГП. Поэтому толкование п.5 ст.5 ФЗ-129 таким образом на мой взгляд не оправдано и не соответствует доктрине.

Тем более следует принимать во внимание, что ФЗ-129 регламентирует административную процедуру, где предполагается большая формализованность поведения.

То есть закон, регулируя процедуру, возложил ОБЯЗАННОСТЬ, он не ПРЕДОСТАВИЛ ПРАВО, как, к примеру в п.6, п.7 ст.9; п.2,4 ст.25.4; п.1 ст.25.6 ФЗ-129. Тут подход, аналогичный закрепленному в ПП ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах» невозможно применять, что прямо не запрещено, то разрешено.

Читать еще:  Инженерно технический персонал перечень должностей — итр расшифровка

3. Всё-таки придерживаюсь систематического толкования норм права.
Согласно ст. 17 ФЗ-129 к форме 14001 не прикладывается протокол.
В силу пункта 7.15 Требований лист «К» заявления по форме N Р14001 заполняется в отношении каждого физического лица. В случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового руководителя (1-возложение полномочий; 2-прекращение полномочий). Поэтому, когда составлено два листа К заявитель подтверждает, что смена произошла, подтверждается достоверность это смены.
Таким образом, логика закона строится на том, что регистратор, получая форму 14001 понимает, что смена произошла. Он не может вычислить дату смены, так как закон ограничил его в праве требовать дополнительный документ, а п.5 ст.5 ФЗ-129 возложил обязанность произвести действия только после мены.

4. Можно смоделировать разные ситуации, подходы и насколько много в них на первый взгляд рационального:
А) Регистрация длится 5 дней. Протокол может содержать сведения о том, что полномочия возникнут на 5-ый день регистрации, а регистратор сделает все в первый. В итоге, лицо в реестре без полномочий будет находиться 3 дня. Но на момент рассмотрения предполагаемого, полномочия наступили.
Б) Если форму будет подписывать старый директор, то именно в этот день она содержит недостоверные сведения, так как смена не произошла, а в ней указано, что произошла. Поэтому формально документ содержит недостоверные сведения.
В) А, что, если регистрация приостановлена и в момент приостановления смена директоров согласно решению ОСУ произошла? Действие-то не закончено. А если бы было закончено?
Г) А, что, если был отказ, он признан недействительным вышестоящим органом (по иным основаниям) и только в этот момент вступил в полномочия новый директор, согласно решению ОСУ? Отказ же недействительный, а согласно п.5 ст. 25.6 ФЗ-129 есть разлет во времени, пока решение спуститься и нужно принять новое решение регистрирующему органу.
Д) А, что, если полномочия директора будут поставлены в зависимость от иных обстоятельств (потестативные условия), а при вызове на беседу у нового директора будет подтверждение такого условия, а у регистратора опровержение?

Вот именно такие модели показывают несостоятельность разделения момента подписания заявления, подачи и принятия по нему решения. Поэтому должен быть единый подход.

Именно систематический подход, через связку п.5 ст.5, п.4 ст.9, ст.17 ФЗ-129, п.7.15. Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, показывает необходимость последовательности действий.

1. Не решается. На момент рассмотрения заявления, новый директор уже не директор, о чем инспектор осведомлен. Недостоверные сведения, по вашему, он должен внести в егрюл?

2. Чистейшая софистика, однако есть и доля истины — если вы подали исковое в защиту нарушенного права, которое на момент подачи не было нарушено, но нарушено на момент судебного заседания, суд иск не вернет и не откажет. (предположим — вы оспариваете бездействие в виде неоказания госуслуги в установленный срок, и подаете иск в последний день окончания этого срока. Что будет? То же, что и если вы подадите после окончания срока — судья первым делом спросит, оказана ли услуг на данный момент, момент заседания).

3. Отсутствие обязанности приложить протокол или решение не имеет значение, есть ПРАВО его приложить, и инспектор его не может и не будет игнорировать, если это не обязательный документ.

Вы привязываете действие смены директора только лишь к форме 14001, но это не так. Например, новый директор подал форму, ему позвонил инспектор через пару дней, директор сообщил что к должности не приступил по тем или иным основаниям (от номинального до расторжения трудового). У инспектора появилась информация о недостоверности сведений (на момент внесения записи как раз, не на момент подачи). В заявлении откажут.

Чем это по вашему отличается от ситуации, когда такие сведения о недостоверности на момент внесения записи, инспектор получит из Решения о назначении и прекращении полномочий нового директора?

п.с. При всем при этом, вы безусловно правы в толковании задумки законодателя, однако вы пытаетесь додумать за него пробелы в законодательстве, которые позволяют подать заявление старому директору.
Я же как раз указываю на возможность альтернативного действия и его нормативного обоснования.

Шаг 3. Минюст

И так в Минюст подаются:

  • Форма Р13014 заверенная нотариально.
  • Форма Р13014 не заверенная нотариально, но сшитая и подписанная директором.
  • 2 экземпляра протокола общего собрания, в котором снимаются полномочия со старого директора и возлагаются на нового. Подписанные и сшитые Секретарем и председателем общего собрания.
  • Нотариальная доверенность или её нотариальная копия (если директор лично не подает документы).
  • Иногда в Минюст подается копия устава НКО, заверенная директором (но по закону этого делать не обязательно).
Читать еще:  Акт расследования несчастного случая в быту образец

Минюст выдает расписку в получении документов.

Если Вы не хотите самостоятельно заниматься подготовкой и подачей документов, то Вы можете заказать данную услугу у нас:

Порядок прекращения деятельности ЕИО (директора) ООО

Трудовой договор с ЕИО (директором) ООО может быть расторгнут по следующим основаниям:

  • в связи с истечением срока трудового договора;
  • в связи с досрочным прекращением трудового договора по инициативе ЕИО (директора) или учредителей;
  • и иные сведения.

В ст. 278 ТК РФ прописаны дополнительные основания для увольнения ЕИО, например: в связи с несостоятельностью (банкротством), в связи с принятием уполномоченным органом Общества, либо собственником имущества Общества, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Решение о прекращении деятельности ЕИО (директора) принимается общим собранием участников или единоличным исполнительным органом Общества.

Решение о прекращении деятельности ЕИО Общества должно быть оформлено в виде протокола или решения.

Следующим этапом будет издание ЕИО (директора) приказа о сложении своих полномочий.

Данные о единоличном исполнительном органе содержатся в ЕГРЮЛ и поэтому при смене единоличного исполнительного данные изменения подлежат государственной регистрации.

Судебная практика по изменению сведений в ЕГРЮЛ

Как бывшему директору изменить данные ЕГРЮЛ по суду, если участники организации об этом не позаботились? Ранее это допускалось только через суд. Нужно было оспорить бездействие участников организации, которые не вносят изменения в ЕГРЮЛ (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.05.2016 по делу № Ф09-4127/16).

В 2021 бывший директор может обратиться в ФНС с заявлением по форме Р34001 — об исключении своих данных из сведений об организации. Основание — недостоверность сведений (фактически он не является директором)

Разумеется, организация может оспорить такое исключение сведений из ЕГРЮЛ. Дело в том, что инспекция обяжет организацию восполнить недостающие сведения — предоставить информацию о назначении нового директора. В противном случае организация будет полностью исключена из ЕГРЮЛ.

Причинит ли проблемы бывшему директору спор между организацией и ФНС?

Скорее всего, никаких.

Споры по такому основанию обычно заканчиваются в пользу ФНС, а бывшего директора уже не касаются (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 N 01АП-2504/2020 по делу N А38-9168/2019; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.12.2019 № Ф03-5056/2019 по делу № А51-24366/2018). Бывший директор в этих случаях участвует в деле как свидетель, давай пояснения, что не является на сегодня руководителем данной организации.

Кому можно передать дела

В связи с тем, что согласно положениям закона об ООО и закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ учредительные и учетные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности хранятся у руководителя, обычно старый начальник при увольнении передает их новому по акту приема-передачи. Если новый не избран, то дела могут быть переданы:

  • одному из участников общества, уполномоченному внеочередным общим собранием;
  • нотариусу — на хранение;
  • в архивное учреждение — по договору с возможностью получения уполномоченным лицом общества.

Руководитель может оставить дела у себя до предъявления требований о возврате новым руководителем.

Следует отметить, что на практике участники общества, несвоевременно назначившие нового директора, несут риски, связанные с тем, что изымать документы у бывшего работника придется через суд. Причем надо будет еще доказать, что требуемые документы находятся у ответчика.

Например, при вынесении постановления от 07.10.2015 № Ф09-6292/15 Арбитражным судом Уральского округа в связи с тем, что истец не смог представить надлежащих доказательств существования и нахождения в личном владении бывшего руководителя определенных документов (также из материалов дела усматривалось отсутствие спора по их передаче на момент увольнения), было отказано в удовлетворении исковых требований.

«МК-Правовые технологии» ­– почему мы?

Наш коллектив – это увлеченные своим делом люди. Нам нравится наша работа во всех ее проявлениях. Наверное, именно поэтому мы демонстрируем помогаем нашим клиентам. Наши преимущества:

  1. Узкая специализация сотрудников. Каждый из наших правоведов досконально знает определенное направление юриспруденции. «Универсал» не сможет решить задачу на достойном уровне, и мы об этом знаем.
  2. Работа на результат. Например, регистрация фирм РБ под ключ предполагает возможность официального ведения бизнеса по итогам нашей работы, а не просто набор документов, которые еще нужно куда-то отправлять. Берем на себя все хлопоты.
  3. Высокая оперативность. Никогда не затягиваем сроки. Не обещаем, что все будет выполнено раньше отведенного законом срока на согласование различных бумаг, но гарантируем, что Ваш проект будет завершен максимально быстро.
  4. Продуманная ценовая политика. Условия сотрудничества таковы, что будут привлекательны и для новичка в предпринимательской сфере, и для опытного управленца.
  5. Индивидуальный подход. Вникаем во все особенности конкретного проекта. Ничего не упускаем из вида. Делаем так, чтобы результат превзошел ожидания.

Список преимуществ этим не ограничивается. Сообщите нам, когда сможете принять нашего сотрудника, и мы сами приедем в Ваш офис, чтобы обсудить детали Вашего обращения и прийти к решению о том, какое направление взаимодействия выбрать! Сделаем все, что допускает закон, чтобы у Вас была максимально выгодная позиция. Гарантируем, Вы не просто будете довольны, но и посоветуете нас другим. Приступим?

Юридический журнал
Добавить комментарий