Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогоплательщик – физическое лицо и налоговая инспекция Сложные взаимоотношения

Что делать предпринимателю или самозанятому, если его вызвал налоговой инспектор

В случае получения гражданином доходов от своей деятельности он обязан платить налоги государству по правилам, указанным в статье 23 НК РФ. Согласно этой статье, налогоплательщику следует встать на учет в налоговой инспекции, вести учет доходов и расходов, предоставлять налоговые декларации и другое.

  • Виды правовых статусов налогоплательщиков
  • Что может вызвать интерес налоговой инспекции
    • Электронные платежные системы
    • Что может привести к выездной проверке
    • Установление факта траты крупной суммы денег
    • Мониторинг соцсетей
  • Что делать, когда с вами связалась налоговая служба

Как проводят проверки физлиц

Налоговый орган проводит выездную проверку по месту жительства физлица, предварительно получив согласие самого налогоплательщика и граждан, проживающих в жилом помещении.

При отсутствии такого согласия или иного помещения выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 2 ст. 89, п. 5 ст. 91 НК РФ). На практике проверки и физических, и юридических лиц чаще проводятся путем предоставления документов, пояснений и т. п. по месту нахождения налогового органа.

Физлицам следует помнить, что ст. 25 Конституции РФ устанавливает, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в помещение против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (пункт.5 ст. 91 НК РФ, также об этом говорится в Письме Минфина России от 31.08.2017 N 03-02-08/55972).

Иными словами физлицо (как в случае его проверки, так и в случае, когда сотрудники налоговых органов хотят допросить его в отношении проверки его собственного юрлица) вправе не пускать никого в свое жилище, если только на это нет соответствующего решения суда или в редких случаях постановления следователя или дознавателя (ст. 12 УПК РФ, ст. 3 ЖК РФ, ст. ФЗ от 07.02.2011 N 3 «О полиции»).

Кроме того, следует помнить, что без согласия проверяемого налоговая не имеет право осматривать его жилые помещения и изымать документы и предметы, находящиеся в них.

На налоговые проверки физлиц распространяются все общие нормы НК РФ о выездных налоговых проверках:

  • Период, который охватывает выездная проверка, не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
  • Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Срок проведения — два месяца. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
  • Срок выездной проверки может быть приостановлен, но не более чем на шесть месяцев.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Заявление о проведении сверки

Руководителю Инспекции ФНС России No22 по г. Санкт-Петербургу Сидорову Василию Ивановичу ООО «Сатурн» ОГРН 789355121221 ИНН 74184286223, КПП 123123123 Исх. No_____от __.__.2017 г 121000, г. Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 2

Читать еще:  Уменьшение капитала общества – налоговые последствия для участников

заявление о проведении совместной сверки расчетов с бюджетом.

Прошу провести процедуру совместной сверки расчетов Общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» с бюджетом по налогу на прибыль организаций, НДС и НДФЛ за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2021 года. Предыдущая сверка расчетов производилась на 1 января 2021 года (акт сверки от 03.02.2016 No352).

Акт сверки прошу предоставить генеральному директору компании лично в руки.

Генеральный директор А.М. Костюшкин ООО «Сатурн»

Изменения во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков

До начала 90-х годов функции налоговых органов ограничивались контролем и применением санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Соответственно, налогоплательщиками-юридическими и физическими лицами, налоговые органы воспринимались как исключительно карающая государственная организация, что не способствовало установлению партнерских связей.

Начавшиеся в этот период изменения в экономике предъявили совершенно другие требования к качеству взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками: во главу угла выдвигалось постоянное тесное взаимодействие между субъектами этих взаимоотношений на доверительной основе.

Решению этой сложной задачи положило начало создание Государственного реестра предприятий в 1993 году и проведение мероприятий по присвоению ИНН (идентификационных номеров налогоплательщиков) физическим лицам в 1996 году.

С начала 2000-х годов в налоговых органах повсеместно стала внедряться система электронной обработки данных: представление деклараций в электронном виде, внедрение системы оплаты налоговых платежей через устройства самообслуживания «Электронная касса» в банках, внедрение услуги информирования о задолженности по налогам через «Личный кабинет» налогоплательщика на интернет-сайте ФНС РФ и др.

Для удобства налогоплательщиков в системе налоговых органов было создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров, ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Постоянно расширялся перечень услуг, осуществляемых налоговыми органами для налогоплательщиков.

В «Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков», утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2010 г. № ММВ-7-10/478@, перечислены оказываемые налоговыми органами услуги и процедуры, сроки и формы их представления, законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие порядок их предоставления.

Перечень услуг расширяется и в настоящее время.

Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р разработаны меры по совершенствованию налогового администрирования на 2014-2015 гг. (План мероприятий «Дорожная карта»). Перечисленные в Плане мероприятия призваны создать более благоприятные условия для укрепления взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов:

  • расширяются сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов
  • обеспечивается регулярные публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обзоров и разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
  • продлеваются сроки представления всех видов налоговой отчетности
  • снимаются ограничения по применению УСН организациями, имеющими представительства
  • обеспечивается обязательная публикация в открытом доступе новых форм налоговой отчетности и изменений в существующие формы отчетности не менее чем за 2 месяца до введения в действие и др.

Некоторые из перечисленных мероприятий были реализованы в 2014-2015 гг.:

  • создан функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС и урегулированы вопросы по использованию личного кабинета
  • обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика и др.

В 2016 г. также вступают в действие ряд законов и соответствующих статей НК РФ, призванных способствовать решению таких задач, поставленных Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р, как расширение перечня форм налоговой отчетности, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи; смещение налоговой нагрузки в сторону налогообложения физических лиц; предоставление возможности физическим лицам получения социальные налоговых вычетов по аналогии с имущественными у работодателей (налоговых агентов) и др.

Читать еще:  Как использовать карманный профсоюз для получения налоговой выгоды

Планируется расширить перечень функций ФНС по работе населением: на ФНС будет возложена обязанность по созданию Единого реестра населения Российской Федерации с информацией об актах гражданского состояния населения.

Ведется непрерывная работа по совершенствованию информационной работы налоговых органов, как с помощью интернет-ресурсов, так и путем расширения непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В конечном итоге, мероприятия должны обеспечить упрощение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Изменения в осуществлении контроля низовых налоговых органов за сбором налогов.

Важнейшая составляющая налогового администрирования – контроль низовых звеньев ФНС за сбором налогов.

Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Методы сбора налогов постоянно совершенствуются и идут по пути как послабления законодательства в одних аспектах, так и его ужесточения в других.

Например, принятие ФНС РФ приказа № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» позволило применять принципиально новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, основанный на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Таким образом, в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок налоговые органы от тотального контроля перешли к контролю, основанному на анализе критериев риска.

С вступлением в действие указанного приказа количество проверок значительно снизилось, но, по оценкам экспертов, в 2013-2015 гг. выросла их эффективность.

Одновременно, в 2015-2016 году в налоговой политике наметилась и другая важная тенденция: контроль деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов меняется в сторону ужесточения требований к сборам налогов – срокам и порядку представления налоговой отчетности, срокам перечисления налогов.

Соответственно, расширяются права налоговых органов в процессе проведения проверок, усиливаются санкции за нарушения. В 2015 г. после введения на основании принятых законов соответствующих поправок в статьи 86, 92 НК РФ значительно были расширены права налоговых органов при проведении камеральных проверок: если в уточненной декларации (расчете), уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, органы ФНС имеют право требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений.

Также при проверке НДС налоговые органы получили право запрашивать дополнительные документы.

На основании изменений НК РФ (п.3 ст.76, п.1ст.93, п.3 ст.88, пп.4 п.1ст.31) налоговые органы получили дополнительные полномочия по действиям с банковскими счетами налогоплательщиков в случае нарушения сроков представления налоговых деклараций, неисполнении обязанности по передаче налоговому органу электронной квитанции о приеме соответствующих документов и в некоторых других.

Отдельные нововведения способствуют расширению прав налогоплательщиков, например, введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Значительно усилен контроль налогообложения физических лиц: в 2015 г. введены требования к физическим лицам о самостоятельном заявлении в территориальное отделение ФНС объектов обложения транспортным налогом, налогом на имущество, земельным налогом. При этом, с 2017 г. вводится ответственность за несвоевременное представление налогоплательщиком – физическим лицом налоговому органу указанного сообщения.

Читать еще:  Налоговая декларация по налогу на имущество организаций КНД 1152026

В 2016 г. будут предприняты меры по усилению контроля за сбором НДФЛ.

Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ утверждена форма Расчета по НДФЛ (НДФЛ-6). Начиная с 2016 г., налогоплательщики представляют уже ежеквартальную отчетность по НДФЛ.

Одновременно, за несвоевременное представление налоговой отчетности по НДФЛ статьей 126 НК РФ предусмотрено усиление санкций со стороны налоговых органов.

В соответствии с гл.32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц», начиная с 2016 года за 2015 г., налог на имущество физических лиц будет рассчитываться по новым правилам: налогооблагаемой базой для расчета налога будет являться кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Вследствие указанных изменений органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы, о чем налогоплательщики должны получить уведомления в текущем году.

С 2016 г. увеличиваются пени за просрочку уплаты налогов.

С привязкой к ключевой ставке, значение которой составляет 11%, возросли пени за просрочку уплаты налога. (Ставка рефинансирования составляла 8,25%.)

Таким образом, в текущем году налоговые органы усиливают контроль за сбором налогов и, в первую очередь, это касается налогоплательщиков-физических лиц.

Как себя вести на комиссии

Не советуем придумывать вымышленные источники крупного дохода, а проще говоря обманывать. Любые слова налогоплательщика налоговая служба может с лёгкостью проверить. Если объяснения не подтвердятся, а в случае лжи так и будет, возникнут новые вопросы.

На комиссии физлицо вправе ничего не говорить и не пояснять. За это не будет никакой санкции.

Некоторые налоговики по привычке ссылаются на п. 10 ст. 31 НК РФ. До 2007 года там говорилось о праве ФНС контролировать, чтобы крупные расходы соответствовали доходам «физиков». С введением Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ формулировку упразднили.

В чем различие между налоговым агентом и налогоплательщиком

Различия понятий налогоплательщика и налогового агента:

  1. Плательщик пошлин – это участник, на котором лежит бремя по осуществлению платежей, зафиксированная НК РФ. Налоговый агент – это представитель, который должен рассчитывать, удерживать с плательщика выплаты и перечислять их в федеральный бюджет.
  2. В обязательствах, установленные НК России.
  3. Требование по выплатам пошлин считается закрытым у плательщика с даты внесения оплаты на счет ФНС посредством банка. Когда такое обязательство производится налоговым агентом, бремя считается выполненным со времени расчета и изъятия им из средств плательщика установленной суммы платежа. Далее бремя по выплате пошлин накладывается на налогового агента. Неправомерное удержание или не вовремя произведенная оплата ведет к наложению на него штрафных выплат, что равно 20 процентам от суммы, подлежащей удержанию и перечислению (ст. 123 НК РФ) в государственную казну.

Разобравшись с предложенными юридическими терминами, стало ясно, что два этих понятия не напрасно зафиксированы в налоговом законодательстве.

Они являются главными элементами налоговых правоотношений. Без них государство не может осуществлять наполнение бюджета денежными средствами, регулировать законное использование деятельности граждан в отношении предоставленных благ и выполняется главная обязанность людей – платить налоги.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector