Взыскание долгов по ЖКХ путем получения судебного приказа
Что такое судебный приказ о взыскании долга
Судебный приказ о взыскании долга – это постановление суда, которое может быть вынесено на основании:
- Заявлений о взыскании денежных средств или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, которые предусмотрена ст. 122 ГПК РФ
- Заявлений о взыскании средств по требованиям, которые предусмотрены ст. 229.2 АПК РФ
Все эти требования могут быть рассмотрены в порядке приказного производства и подлежат возврату при подаче иска.
Обратиться в суд о выдаче приказа могут:
- Физические лица или ИП
- Организации
- Органы государственной власти или органы местного самоуправления
- Другие органы или организации
- Прокурор
Досудебный порядок
На данный момент в АПК РФ установлено, что досудебный порядок должен быть урегулирован за 30 дней. Порядок не соблюдается, если вам нужен судебный приказ.
Договорные отношения между взыскателем и должником могут быть подтверждены не только письменным договором, но и другими документами, которые подтвердят обязательства, и у суда не будут сомнения об отсутствии спора о праве.
Интересует судебный приказ о взыскании долга
Задайте вопрос специалисту и получите ответ в течении 30 минут бесплатно
Готовьте документы по правилам и в полном объёме
18 апреля Сусана Киракосян, наш постоянный автор, кандидат юридических наук и советник компании ALTHAUS Group по вопросам гражданского и жилищного законодательства, провела для нас онлайн-семинар, на котором рассказала, как правильно рассчитывать задолженность за ЖКУ.
На онлайн-семинаре мы обсудили в том числе и то, как управляющим организациям грамотно подготовиться к судебному разбирательству и не оставить должнику шансов уйти от оплаты.
В каждом доме найдётся конфликтный житель, который имеет к управляющей организации личную неприязнь и не платит из принципа. Вот с такими должниками и работает УО в судебном порядке.
Дело это сложное, поэтому со стороны управляющей организации все необходимые документы должны быть оформлены правильно и предоставлены суду в полном объёме. Начать нужно с заявления о взыскании.
Особенности взыскания задолженности по ЖКУ
Многие полагают, что работа, связанная с взысканием задолженности за жилищно-коммунальные услуги, является относительно легкой и не требующей серьезной профессиональной подготовки. Исходя из собственного опыта работы с управляющими компаниями, а также ТСН и ТСЖ, хотел бы обратить внимание на такие возникающие при взыскании задолженности за ЖКУ сложности, как:
- отсутствие информации о точной сумме задолженности;
- неверное понимание трудозатрат и трудностей, возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций (далее – УО);
- отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством.
Рассмотрим каждый из указанных аспектов подробнее.
Отсутствие информации о точной сумме задолженности
Ни одна из УО, с которыми мне довелось работать, не могла сразу указать точную сумму задолженности по ЖКУ. Многие скажут – мол, много работы, и информация постоянно меняется. В свою очередь отмечу, что эти данные очень важны и руководство УО обязано постоянно их актуализировать, поскольку это прежде всего их доходы, от которых напрямую зависят качество услуг, закупка материально-технической базы и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов за ЖКУ согласно ст. 22 Закона о прокуратуре, и в случае непредоставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким образом, руководителям УО необходимо постоянно проверять суммы задолженности по многоквартирным домам, которые они обслуживают, и иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьезный удар по ее репутации.
Неверное понимание трудозатрат и трудностей в работе юристов по данному направлению
Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ не нуждается в особом подходе или подготовке: достаточно иметь одного специалиста по данному направлению – и процесс взыскания пойдет сам собой.
Полагаю, это серьезное заблуждение. Представьте УО, обслуживающую более десятка многоквартирных домов. В каждом доме, как правило, есть должники, и работать нужно не с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. В связи с этим временные и трудозатраты возрастают на порядок. Параллельно ведется работа по исполнительному производству и направлению претензий должникам – юридическим лицам. Более того, несмотря на заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, все равно существует категория лиц, принципиально не согласных с оплатой долгов по ЖКУ и обжалующих заявления на выдачу судебных приказов, в результате чего возникает необходимость обращаться с иском в суды. Это существенно замедляет работу по взысканию, поскольку времени и документации по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ требуется гораздо больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства.
В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ функции юридического обслуживания нередко совмещаются с секретарской деятельностью и иными административно-хозяйственными функциями. Представьте, какой объем работы выполняют юристы: это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в судебных, в том числе административных, процессах по представлению интересов компании, и работа с госорганами и организациями, создание локальных нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок госорганов, консультации различным отделам и работникам, договорная работа и взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что даже в крупных УО все перечисленные функции выполняет один человек. Считаю, что все это ведет к дестабилизации деятельности юриста, его чрезмерной загруженности и, как следствие, – рутине, из-за которой выделить время именно на должников очень сложно.
В связи с этим считаю, что решать указанные вопросы возможно, только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделив желательно двух специалистов непосредственно на работу по взысканию долгов, так как у многих УО огромные суммы дебиторской задолженности и один человек физически не в состоянии справиться с данной задачей. Например, как отмечал глава Минстроя России Владимир Якушев на совещании Президента России с членами правительства, «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей». При этом он добавил, что из названной суммы задолженность населения – около 810 млрд руб., бюджетных организаций – 60 млрд руб., прочие потребители задолжали 400 млрд руб.
Как видим, к взысканию долгов за ЖКУ необходимо относиться с особой тщательностью. Для успешной работы в этом направлении необходимо наличие в организации двух сотрудников, один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП, а другой – представлением интересов компании в исковом производстве по взысканию задолженности.
Работу по исполнительному производству целесообразно разделить между указанными сотрудниками, один из которых будет вести исполнительное производство в рамках вступивших в силу судебных приказов, а другой – выданных исполнительных листов.
Отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством
В организации работы по взысканию без плана и сроков его реализации, на мой взгляд, обойтись невозможно – в противном случае не исключены волокита и неразбериха в документации, что приведет к дестабилизации деятельности по взысканию долгов за ЖКУ. Для решения проблемы предлагаю примерный план-инструкцию, состоящий из трех блоков:
- претензионно-исковая работа с юридическими лицами;
- претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями) жилых помещений;
- исполнительное производство.
Однако прежде всего необходимо определить сумму, с которой можно начинать работу по взысканию долга.
Во-первых, можно взять за основу норму п. 118 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у него задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного между потребителем-должником и исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.
Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому из них в отдельности. Таким образом, сумма задолженности – это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более чем вдвое. Однако если должник проживает в «старых» домах (например, пятиэтажках), где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, на мой взгляд, нет оснований приступать к взысканию сразу в судебном порядке, так как сумма будет довольно мала.
Во-вторых, определение суммы долга исходя из МРОТ по региону. Эта сумма уже может быть больше, чем две оплаты ЖКУ, но все равно сравнительно небольшая.
В-третьих, определение суммы долга исходя из средней заработной платы по городу или региону. Полагаю, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам за ЖКУ в полном объеме, включая судебную стадию.
Претензионно-исковая работа с юридическими лицами
Данный блок целесообразно разделить на две части: работа по взысканию долгов за ЖКУ с юридических лиц в приказном производстве (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. руб.) и в общем порядке рассмотрения споров в арбитражном суде (свыше 500 тыс. руб.).
Работа подразделяется на стадии:
- запрос и получение списка должников в бухгалтерии;
- обзвон должников, составление плана работы с каждым из них;
- решение вопроса о заключении соглашений о рассрочке оплаты долгов по ЖКУ;
- составление претензии по списку должников;
- отправление претензий по почте, нарочным;
- составление реестра направленных претензий;
- мониторинг сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;
- направление документов в арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;
- проверка результатов выдачи судом исполнительных приказов и возбуждения арбитражных дел (после возбуждения судебных дел – направление необходимых объяснений, ходатайств (об аресте счетов), возражений на отзывы и т.д.);
- ведение судебных процессов, получение решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП.
Претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями)
Алгоритм работы по взысканию задолженности с собственников (нанимателей) жилых помещений практически аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии.
Однако важно обратить внимание на идентификаторы должников (ст. 131 ГПК РФ), которых у управляющей организации может не оказаться. В этом случае имеет смысл поискать недостающие данные в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. В резолютивной части заявления важно обратить внимание суда, чтобы он обязательно указал этот идентификатор в своем решении, иначе исполнительный документ не будет принят ФССП согласно подп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве.
Исполнительное производство
Работа с исполнительным производством также подразделяется на два блока:
- проверка и ведение существующих исполнительных производств;
- возбуждение и ведение новых.
В первый блок входят:
- составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;
- составление и направление заявлений в отделы ФССП России о представлении отчета об исполнительных действиях приставов-исполнителей;
- получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с производствами, по которым имеются вопросы;
- составление плана действий после ознакомления (направление ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры и иным госорганам);
- составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;
- мониторинг результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам; определение дальнейших действий по исполнительным производствам.
Второй блок включает следующие необходимые действия:
- составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам (по возможности подаваемые заявления целесообразно группировать по каждому дому в отдельности);
- направление указанных заявлений в отделы ФССП нарочным или по почте;
- составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;
- получение постановлений о возбуждении исполнительных производств;
- определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по ним.
Рекомендую также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам в отношении должников, по которым взыскание не осуществилось, лично ознакомиться с материалами исполнительного производства, сфотографировать их. Затем составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После этого мониторить судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.
В заключение хотелось бы обратить внимание на общий график (план) работы по взысканию долгов за ЖКУ. На мой взгляд, за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Если по взысканию работает один юрист, первую неделю имеет смысл выделить на подготовку документов в суд, включив сюда составление реестра должников, их обзвон, заключение соглашений о рассрочке погашения долгов за ЖКУ, составление претензий, а также заявлений в суд.
Обязательно следует выделить рабочий день (или половину) для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, поскольку человеческий фактор не отменяется, и ошибиться может любой. В противном случае может возникнуть ситуация, когда юрист направит много заявлений в суд с массой технических ошибок и опечаток. Хочу напомнить руководителям УО, что юристы составляют огромное количество документов, и ошибки, к сожалению, бывают всегда и у всех. Поэтому, чтобы предоставить специалистам возможность взыскивать много и эффективно, либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными (опечатки или описки в словах), либо предоставьте день на проверку и корректировку документов перед их отправкой.
Вторую неделю стоит посвятить исключительно подготовке позиции и составлению документов по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов в судах. Третью неделю целесообразно выделить под исполнительное производство, а четвертую посвятить подведению итогов работы, получению ответов на заявления, ходатайства, жалобы и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.
Досудебные методы взыскания: претензия
Взыскание задолженности за коммунальные услуги не предполагает обязательного досудебного порядка в отношении физических лиц. То есть, УК, ТСЖ (ТСН, ЖСК) или поставщик могут сразу обращаться в суд.
Если должник юридическое лицо, то претензию писать обязательно.
В любом случае, рекомендуем писать претензию. Требования с расчетом суммы долга, пеней и предупреждением об обращении в суд с последующим взысканием с должника дополнительно судебных издержек, стимулируют должника платить хотя бы частями и постепенно гасить задолженность.
Законодательное регулирование
Сфера жилищно-коммунального хозяйства подчинена ряду нормативно-правовых документов федерального значения.
Данные акты определяют условия и регламент по услугам в сфере ЖКУ, к примеру:
- ЖК России применяется к жилым объектам недвижимости и включает правила, инструкции и алгоритм расчета тарифной сетки (ст. №153). Примечательно, что последний аспект регулируется как на правительственном уровне, так и муниципальными органами власти.
- Если РСО заключает прямой договор с потребителем ресурса, то в силу вступают положения Гражданского кодекса. Ряд статей нормативного документа затрагивают условия соглашений, порядок внесения корректировок и аннулирования – ст. ст. №309, 311.
- Процедура передачи судебного приказа, а также его изменения или отмены происходит согласно процессуальным документам. Так, первичное значение имеет ГПК и АПК России. По окончании судопроизводства происходит выдача исполнительного акта для взыскания долга по платежам за коммуналку. Данный процесс регулируется ФЗ №229 (в последней редакции 2020 года).
Законодательные нормативы устанавливают обязанность в отношении физических и юридических лиц своевременно оплачивать взносы за потребленные ресурсы для обеспечения жилых и производственных объектов.
Посмотрите видео: «Что такое судебный приказ о взыскании заложенности за коммунальные услуги и как его отменить.»
Судебные процедуры взыскания долгов
Взыскание задолженности в судебном порядке возможно путем получения судебного приказа (приказное производство) или путем получения судебного решения (исковое производство).
Приказной порядок взыскания долгов за ЖКХ
Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг телефонной связи, о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья, сначала рассматриваются в приказном производстве.
Это наиболее простая судебная процедура:
- Представитель ТСЖ подает мировому судье заявление о выдаче судебного приказа.
- Мировой судья в течение 5 дней со дня получения заявления выносит судебный приказ о взыскании задолженности и направляет его должнику.
- Должник может в течение 10 дней со дня получения судебного приказа направить мировому судье свои возражения — в этом случае судебный приказ будет отменен, а ТСЖ придется вновь обращаться в суд, но только уже в порядке более сложной процедуры — искового производства.
- Если же должник не направит своих возражений либо не получит судебный приказ в почтовом отделении, то он автоматически вступит в законную силу и будет выдан ТСЖ для предъявления в службу судебных приставов.
Более подробно вопрос о получении судебного приказа мы рассмотрим в отдельной статье.
Исковой порядок взыскания долга за коммунальные платежи
В случае отмены судебного приказа ТСЖ будет вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением, на основании которого будет возбуждено исковое производство по взысканию задолженности. Будет проведено одно или несколько судебных заседаний, в ходе которых ТСЖ должно будет доказать:
- период задолженности
- сумму основного долга
- периоды просрочки, за которые начислялись пени
- сумму начисленных пеней
- сумму понесенных судебных расходов по взысканию задолженности
В случае вынесения решения в пользу ТСЖ, суд взыщет с должника основной долг за ЖКХ, начисленные пени, судебные расходы. На основании судебного решения ТСЖ получает в суде исполнительный лист и предъявляет его для исполнения в службу судебных приставов.
Более подробно порядок и условия подачи искового заявления мы рассмотрим в отдельной статье.
Мировое соглашение по уплате долгов за ЖКХ
ТСЖ и должник в ходе судебного разбирательства, а также и после вынесения судебного решения могут договориться о заключении мирового соглашения, в которое будут включены условия, выгодные для обеих сторон. Обычно в мировых соглашениях договариваются о реструктуризации задолженности, частичном или полном списании пеней. Мировое соглашение подлежит обязательному утверждению судом, в котором рассматривается дело о взыскании долга за ЖКХ.
В случае, если должник не будет исполнять утвержденное судом мировое соглашение, то ТСЖ имеет право получить в суде исполнительный лист и предъявить его для исполнения в службу судебных приставов.
Более подробно возможность заключения мирового соглашения мы рассмотрим в отдельной статье.
Последствия отмены судебного приказа
Взыскание долгов по правилам приказного производства ускорило процедуру взыскания в отношении вменяемых должников и замедлило в отношении тех, кто к оплате относится крайне отрицательно.
При злоупотреблении правом отмены приказа придется использовать иск, а сразу его использовать уже нельзя (отнесение данных требований к приказному производству приводит к отказу в принятии иска), а только по факту отмены судебного приказа.