Приём заявлений в 1 класс набора 20192021 года
Каждый ребенок имеет право на бесплатное обучение в школе – это право закреплено статьей №43 ІІ главы конституции РФ.
Также вопросы оформления детей в школу регламентированы такими законодательными актами:
- общие вопросы – статья 152 6 гл. ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года;
- порядок рассмотрения заявок – приказ Минобрнауки РФ №32 от 22 января 2014 года;
- сроки подачи документов – распоряжение Комитета по образованию 2021 года.
Правила приема в 1 класс в разных регионах России могут несколько отличаться, так как региональным властям предоставлено право вносить дополнения в установленные федеральными документами нормы. Единственное ограничение – эти дополнения не должны ущемлять права россиян.
Когда записывать в школу
Запись в 1 класс возможна, если к началу учебного года будущему первокласснику больше 6,5 и меньше 8 лет. Если речь идет о заведении, в котором обучение в начальной школе занимает 3 года, а не 4, рекомендованный возраст детей — 7 лет и старше.
Многих родителей беспокоит вопрос: когда же все-таки лучше отправить детей в школу? Однозначно ответить на него нельзя. Все зависит от ребенка. Психологи говорят о том, что знать цифры и буквы мало. Важно, чтобы дети были готовы морально. Что это значит?
Ребенок должен знать, что учеба — это во многом следование инструкциям, а не самодеятельность, необходимость следить за действиями педагога и повторять их, умение сравнивать отдельные элементы и предметы и т.д.
Также важно, чтобы первоклассники были усидчивыми, спокойно реагировали на критику и соблюдали режим дня. Они должны быть готовыми вставать в одно и то же время, принимать пищу и совершать другие действия. Не менее значимым является и умение самостоятельно себя обслуживать.
Если ребенок в 6,5 лет в полной мере соответствует вышеописанным требованиям, то он готов к обучению. Если же нет — стоит подождать наступления оптимального возраста.
Предварительный просмотр:
Принято педагогическим советом Утверждено:
МБОУ РСОШ №38 Директор МБОУ РСОШ №38
Протокол №1 от 29.08.2014г. ___________ Рязанова С.В.
Приказ № 189 от 30.08. 2014 г.
о портфолио обучающегося Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Рассыпянской средней общеобразовательной школы №38
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в период его обучения в ОУ.
1.2.Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений обучающегося, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающегося в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, спортивной и др.
2. Цели и задач обучающегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес обучающегося к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования обучающегося;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития обучающегося и совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную : максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио обучающегося является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и играет важную роль при переходе обучающегося в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4. Портфолио хранится в классной комнате в течение всего времени пребывания обучающегося в нем. При переводе обучающегося в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом обучающегося.
4. Структура портфолио ученика начальной школы
4.1. Портфолио обучающегося начальной школы имеет следующую структуру:
Титульный лист содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) контактную информацию и фото обучающегося (по желанию родителей и ученика) и который оформляется классным руководителем, родителями (законными представителями) совместно с обучающимся;
Основная часть включает в себя:
1 . раздел « Мой мир» — помещается информация, которая важна и интересна для обучающегося («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа», «Мое село»);
2. раздел «Моя учеба »- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами»;
3 . раздел «Моя общественная работа» — все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности относятся к общественной работе (поручениям). Оформляется этот раздел с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
4. раздел «Мое творчество» — в этот раздел помещаются творческие работы обучающихся: рисунки, сказки, стихи;
5. раздел «Мои впечатления» — помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
6. раздел « Мои достижения» — размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
7. раздел «Отзывы и пожелания» — размещается положительная оценка педагогом стараний обучающегося ;
8 . раздел «Работы, которыми я горжусь» — в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются, а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;
9 . раздел «Содержание».
5. Оформление портфолио
5.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим обучающимся в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, по возможности, в электронном виде.
5.2. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
6. Основные принципы работы с портфолио:
Работа с портфолио обучающегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей.
- является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
- координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
- способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
- отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
- является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
- подтверждает достоверность учебных достижений обучающихся (визирует итоговые аттестационные ведомости).
- помогают в заполнении портфолио;
- осуществляют контроль за исполнением портфолио.
7.Критерии оценки достижений обучающихся .
7.1. Портфолио обучающихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание»
— красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото
— 5 баллов — индикатор полностью соответствует требованиям;
— 3 балла — незначительные замечания
Раздел «Моя учеба»
-наличие проектов, творческих работ и т.д.
— 5 баллов — от 5 и больше работ по каждому предмету;
— 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
— 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Раздел «Моя общественная работа»
— наличие поручений, фото, сообщений и т.п.
— 5 баллов — наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)
— 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
— 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений
Раздел «Мое творчество»
— наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
— 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;
— 3 балла – количество работ составляет 3-4;
— 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
Раздел «Мои впечатления»
— наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.
— 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;
— 1 балл – отсутствие данных работ
8. Формы оценки портфолио:
Формы оценки портфолио определяются учителем совместно с обучающимися и родителями. Это могут быть:
- презентации в конце учебного года (они могут проходить на классном часе, родительском собрании)
- выставки портфолио (по желанию учащихся).
Кто имеет преимущества при зачислении в 1 класс
Льготы при зачислении в первый класс — это внеочередное, первоочередное и преимущественное право приема в школу в обход общих списков.
Какие льготы есть при поступлении в 1 класс
Учет будущих первоклассников ведется заранее, малышей прикрепляют к образовательным учреждениям по прописке.
Для некоторых категорий граждан и их детей предусмотрены законом льготы для зачисления в школу, которые подразделяют на:
- внеочередные;
- первоочередные;
- преимущественные.
Единого документа, в котором прописаны льготы при зачислении в школу, нет. Он «разбросан» по нескольким Федеральным законам: «Об образовании в РФ», Семейный кодекс, «О статусе военнослужащих», «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых органов исполнительной власти», приказы Министерства просвещения и региональные нормативные акты субъектов РФ.
В верх списка льготников школы включают тех, кто идет вне очереди. Это дети граждан:
- подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- из подразделений особого риска, а также членов их семей, потерявших кормильца из числа этих граждан;
- отдельных профессий (судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета);
- дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей.
Затем в силу вступает первоочередное право на зачисление в 1 класс — это общий список для всей Российской Федерации (но внутренняя очередность льгот в отдельных регионах различается). Это дети:
- военнослужащих и категорий, приравненных к ним: погибших, получивших инвалидность в ходе службы в ВС; уволившихся из ВС по возрасту, а также умерших в течение года после увольнения; участников (ветеранов) боевых действий;
- работников правоохранительных органов: действующих сотрудников полиции, граждан, погибших или получивших тяжелые травмы при выполнении служебных обязанностей, ушедших со службы из-за заболевания или травмы, полученной в период прохождения службы, умерших в течение года после увольнения вследствие увечья, полученного при прохождении службы;
- сотрудников уголовно-исполнительной системы;
- сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
- сотрудников таможенных органов РФ;
- сотрудников Государственной противопожарной службы;
- инвалиды;
- из многодетных семей;
- если один из родителей инвалид.
На оставшиеся места преимущественное право при зачислении в школу имеют:
- дети одиноких матерей;
- дети работников данного образовательного учреждения;
- братья и сестры учеников данной школы, проживающие по одному адресу.
Какие документы понадобятся для подтверждения льгот
Заявления о зачислении подаются непосредственно в школу (образовательные учреждения обязали публиковать на сайте бланк) в бумажном или электронном виде или через портал Госуслуги. Потребуются следующие документы:
- свидетельство о рождении + копия;
- паспорт заявителя + копии страниц: первая, прописка, дети;
- справка о месте жительства;
- полис ОМС;
- медицинская карта;
- справка, подтверждающая льготу для вашего сына или дочки.
Что именно запросят для подтверждения льгот при зачислении, узнайте у администрации школы заранее. Стандартный список:
- военнослужащим, судьям, сотрудникам правоохранительных органов и т. д. — справка с места работы (служебного удостоверения недостаточно!), из военкомата и т. д.;
- для одиноких мам — справку из ЗАГСа по ф.2;
- для сирот — свидетельство о смерти родителей;
- документ о регистрации по месту жительства, подтверждающий общий адрес семьи, — если младший идет в ту же школу, что и брат или сестра;
- для опекаемых — копия документа об опекунстве.
В какие сроки подавать заявления и документы в школу
В 2021 году прием заявлений от родителей первоклашек, как льготников, так и всех остальных, проживающих на закрепленной территории, начнется на два месяца позже обычного — с 1 апреля.
С 6 июля, после зачисления всех, кто территориально относится к данной школе, принимают заявления не по прописке, на свободные места.
ВАЖНО!
В предыдущие годы период приема заявлений различался в зависимости от региона. Следите за информацией в своем районе или на сайте своей школы.
Сохраняются ли льготы, если выбрал школу не по прописке
После того как в 1 класс зачислили всех «местных», на оставшиеся места берут с другой пропиской, и вся очередность льгот начинается заново, в том же порядке.
Пример: внеочередное зачисление в школу детей судей или ликвидаторов Чернобыльской аварии позволит взять на свободные места вначале их, а уже потом сыновей-дочек военных, полицейских и т. д.
Могут ли не взять ребенка в школу
Школа может отказать в приеме ребенка в первый класс только в случае, если свободные места закончились. При этом местное управление образованием должно помочь родителям зачислить ребенка в другую школу. Министерство утверждает, что при распределении закрепленных территорий учитывается количество проживающих там детей, поэтому отказ в приеме на первом этапе случается крайне редко.
По новым правилам школа не может отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра в ней уже учатся. Это правило не зависит от территории, где проживают дети, но дети должны жить в одной семье и иметь общее место жительства.
Может ли школа отказать в приеме ребёнка в первый класс?
Ответ прост — может, если закончились свободные места. В таком случае устроить ребёнка в школу семье должны помочь местные органы управления образованием.
Остальные причины отказа в зачислении могут быть связаны с тем что:
- Нарушены сроки подачи заявления на зачисление ребёнка в школу;
- Ребёнок не соответствует допустимому возрасту ;
- Если документы принёс не заявитель ;
- Если предъявленные документы не соответствуют оригиналам.
В этом году внесли ещё одно нововведение: ребёнку не могут отказать в зачислении в школу, если его/её брат или сестра уже там учится. Важное условие при этом – дети должны быть из одной семьи и проживать вместе.
Что дальше?
Наш эксперт рассказывает, что положительное либо отрицательное решение о приеме ребенка в 1 класс должно быть сделано в течение 5 рабочих дней, во время которых администрация регистрирует заявление в системе и рассматривает предоставленный пакет документов совместно со штатным психологом, после чего выносится вердикт о зачислении или отказе в нем. Соответствующее уведомление направляется заявителю.
Юлия Холодионова особо отмечает, что веской причиной для отказа является лишь нехватка свободных мест, а любые вступительные тестирования и экзамены, призванные отсеивать потенциальных первоклассников по их знаниям и умениям, незаконны!
Школа может организовать свое внутреннее тестирование будущих первоклашек, но только с целью выявления особых потребностей ребенка по просьбе родителей, если они хотят, чтобы малыш попал в класс с углубленным изучением тех или иных предметов. Результаты такого собеседования являются строго конфиденциальной информацией и носят рекомендательный характер. При этом родители имеют право находиться вместе с ребенком во время тестирования.
Важно! При школах зачастую имеются специальные курсы подготовки к первому классу. Юрист предупреждает, что это не более чем дополнительная образовательная услуга, оказываемая за деньги, и отказ от их посещения ни в коем случае не является аргументом для отказа в зачислении в учебное заведение!|
Тем не менее их программа соответствует требованиям ФГОС для поступающих в 1 класс, и такие занятия могут оказаться весьма полезными для ребенка и позволят ему чувствовать себя более уверенно в начале учебного года.