Кто несёт ответственность за безопасность дорожного движения в организации
Специалист по БДД должен быть у любого юридического лица, осуществляющего транспортные перевозки. И к сотруднику на должность данного специалиста есть ряд требований от законодательства.
Для постановки на должность, сотрудник должен иметь высшее образование и пройти курсы по специальности «техника и технология наземного транспорта» и сдать обязательный теоретический экзамен из более 2-х десятков вопросов. Экзамен подтверждает профессиональную пригодность работника.
Должность могут занять работники из 3–х категорий:
- Сотрудник на любой должности, прошедший нужные курсы и согласившийся на должность ответственного за безопасность перевозок;
- Инженер по перевозкам;
- Специалист по перевозкам, осуществляющий их в рамках деятельности данного предприятия.
Обратите внимание! У аттестации есть срок действия, по истечении которого необходимо повторно сдавать экзамен и продлевать аттестат.
Зачастую, если в организации не могут найти желающих на совмещение собственной должности с должностью ответственного, за это предлагают более высокую плату, либо назначают одного из действующих руководителей в организации.
Обучение по «технике и технологии наземного транспорта» проходит в специальных аттестационных центрах, а также на базе образовательных учреждений (колледжей и университетов).
Особенности специальности
Многие думают, что сотрудник, отвечающий за безопасность дорожного движения, должен быть у компаний с большим автопарком, перевозящих грузы и людей. Это не так. Транспортные средства используют различные организации. Чтобы избежать попадания в аварийные ситуации, нужен эксперт БДД.
Особенность работы такого сотрудника заключается в наличии у него обширных знаний, касающихся безопасности дорожного движения. Он досконально изучил ПДД и регулярно проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Федеральный закон
Основные моменты процесса организации движения, минимизирующего риски для всех, отражены в правовом документе №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Последние изменения в него внесены в 2018 г. Федеральный закон о безопасности дорожного движения включает в себя:
- главные принципы, понятия и требования;
- направления работы;
- программы, обеспечивающие эту деятельность;
- условия содержания и ремонта дорог;
- требования к состоянию ТС при изготовлении и ремонте;
- условия их эксплуатации;
- особенности ограничений для использования ТС;
- меры по организации движения;
- права и обязанности его участников;
- условия получения ВУ и его лишения;
- медицинское обеспечение безопасности;
- меры по обучению водителей и пешеходов правилам;
- перечисление органов и должностных лиц, отвечающих за безаварийность.
А здесь подробнее о требованиях к багажнику автомобилиста.
Кто контролирует?
Выше мы указали, что ответственность за содержание дорог возложена на дорожную службу. Однако, контролировать действия последней имеют право и в Госавтоинспекции. В частности, ГИБДД даны права:
- осуществлять надзор за состоянием дорожных знаков (пункт 59 Административного регламента, введённого Приказом №664),
- выписывать предписания об устранении нарушений в дорожном движении муниципальным и иным органам по части демонтажа или, наоборот, установки знаков (пп. 21 пункта 1 статьи 19 закона О полиции)
- Полномасштабное компьютерное моделирование лобового столкновения автомобиля ВАЗ и грузовика ЗИЛ
- Конечно-элементное моделирование и исследовании динамического нелинейного контактного взаимодействия импактора и фронтальной части автомобиля на основе технологий CATIA & ANSA & SIMULIA/Abaqus
- Автомобилестроение. Опыт и возможности CompMechLab® СПбГПУ (включая полномасштабную компьютерную реконструкцию ДТП)
- Онлайн ПДД инструктор. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. — билеты ПДД онлайн
- Правильный водитель. Архивировано из первоисточника 18 февраля 2012. — Разъяснение ПДД с эмоциональной, авторитетной и официальной точек зрения.
- ПДД онлайн
- Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения
- Статьи о безопасности дорожного движения
- Сайт ЦСТАиПО «Академический» о безопасности дорожного движения
- Советы начинающим водителям
- Сайт частных автоинструкторов (уроки вождения)
![]() |
- Каталог по безопасности жизнедеятельности
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Неназываемый
- Социалистическое соревнование
Полезное
Смотреть что такое «Безопасность дорожного движения» в других словарях:
Безопасность дорожного движения — Состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно транспортных происшествий и их последствий Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Безопасность дорожного движения — (англ. traffic security) состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно транспортных происшествий и их последствий. Отношения, связанные с обеспечением Б.д.д., в РФ регулируются ФЗ «О безопасности… … Энциклопедия права
Безопасность дорожного движения — состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения дорожно транспортного происшествия и опасности для движения … Российская энциклопедия по охране труда
Безопасность дорожного движения — состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и общества от дорожно транспортных происшествий и их последствий. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно транспортных происшествий и их последствий;. Источник: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196 ФЗ (ред. от 28.07.2012) О безопасности дорожного движения … Официальная терминология
безопасность дорожного движения — Состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и общества от дорожно транспортных происшествий и их последствий. [ГОСТ Р 22.0.05 94] Тематики техногенные чрезвычайные ситуации Обобщающие термины опасные… … Справочник технического переводчика
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно транспортных происшествий и их последствий … Юридическая энциклопедия
Безопасность дорожного движения — (англ. traffic security) состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно транспортных происшествий и их последствий. Отношения, связанные с обеспечением Б.д.д., в РФ регулируются ФЗ «О безопасности… … Большой юридический словарь
Безопасность дорожного движения — качество дорожного движения, определяемое уровнем аварийности. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
Безопасность дорожного движения — состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и общества от дорожно транспортных происшествий и их последствий … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Кому необходимо пройти подготовку специалиста по безопасности дорожного движения
Для допуска к работе в качестве специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, сотрудник должен иметь диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», а также пройти аттестацию в МУГАДН на право занимать соответствующую должность. При отсутствии диплома, входящего в укрупненную группу 23.00.00, для прохождения аттестации в МУГАДН данный специалист должен пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации – ответственный за обеспечение безопасности дорожного
Комплексная система контроля состояния автомобильных дорог для дорожных служб
В соответствии с проектом содержания автомобильной дороги, работы, связанные с уборкой снега с проезжей части, обочин дорог, автобусных остановок, тротуаров, защитой дорог от наледей и снежных заносов и устранением прочих последствий плохих погодных условий в зимнее время года, а также, сроки их выполнения, контролируются органами управления дорожным хозяйством.
Автоматизировать контроль за соблюдением всех нормативов по содержанию автодорог в зимнее время года (по ГОСТ 50597-2017, для дорог I-V категорий) помогает система мониторинга состояния дорог.
Под ее контролем находятся следующие нормативы:
- сроки устранения снежных заносов на проезжей части;
- сроки устранения на проезжей части наледей и зимней скользкости;
- сроки устранения снежных валов на дорогах по краям проезжей части;
- толщину снежного покрова на проезжей части;
- процент очистки от снега дорожного полотна.
- данные об измеряемом участке дороги (ее наименование и категория);
- местоположение и наименование дефекта;
- дата и время проводимых измерений;
- сведения о приборе, с помощью которого были осуществлены измерения, в т.ч. о его поверке;
- результаты проведенных измерений и их соответствие нормам;
- наименование и реквизиты компании, осуществившей данные измерения.
С помощью системы мониторинга, органы управления дорожным хозяйством получают оперативно собранные детальные и интегральные данные об уровне содержания дорожной сети. Для сбора данных используются автоматические дорожные метеостанции, мобильные дорожные комплексы. Информация из этих источников поступает в центр по обработке данных, далее, классифицируется и расходится по конечным пользователям.
Источниками данных в системе являются автоматические дорожные метеостанции, мобильные дорожные комплексы, данные специализированного дорожного прогноза. Поступив в центр обработки данных, информация классифицируется для подсистем ИТС и конечных пользователей.
На основании всех данных, руководитель органов управления дорожным хозяйством принимает решение о приемке работ по содержанию автодорог и их оплате.
В случае выявления нарушений в содержании дорожных объектов, на основании полученных данных, диспетчер может дать предписание соответствующей организации по их устранению и осуществлять контроль над работой.
Контроль состояния автомобильных дорог
В основном, для контроля за состоянием автодорог, формирования предписаний и контроля за их исполнением, диспетчеры используют мобильные дорожные комплексы.
С помощью автоматизации процессов по контролю за соблюдением всех норм и требований по содержанию автодорог в зимнее время, можно уменьшить число нарушений в 2 – 4 раза. А благодаря улучшению состояния дорог, снизить процент дорожно-транспортных происшествий, а соответственно, и смертности по причине скользкости на дорогах.
Немаловажную роль при внедрении системы мониторинга состояния дорог играет снижение затрат из бюджетных средств на 15-20 %, благодаря улучшению контроля за выполнением работ и сокращению расходов на противогололедные материалы.
Именно мобильные комплексы позволили бы добиться такой эффективности системы мониторинга.
Во многих регионах нашей страны уже используются подобные системы: система патрулирования для оценки состояния автодорог, оснащение патрульных автомобилей мобильными комплексами для получения более точной информации о содержании дорог и контроля над работой служб, а также исправлением предписаний.
На сегодняшний день существует мобильный комплекс дорожного мониторинга (МДКМ) «ИНЕЙ – М». С помощью него можно осуществлять автоматизированный контроль за состоянием дорожного полотна. Этот комплекс создан на основе MD30 – мобильного датчика компании Vaisala (Финляндия), но адаптирован под российские реалии. Он с успехом прошел испытания на дорогах России.
МДКМ «ИНЕЙ-М» состоит из:
- планшетного ПК (на операционных системах Android и Windows) с уже установленным ПО;
- крепления для планшетного компьютера в автомобиле.
Какие действия совершает мобильный комплекс:
- оценивает погодные условия, измеряет параметры дорожного полотна в движении с привязкой к геолокации;
- производит съемку покрытия дорожного полотна и объектов дорожной инфраструктуры, также учитывая местоположение;
- сохраняет всех полученные данные и передает их на удалённый сервер.
Комплекс измеряет следующие параметры:
- состояние поверхности автодороги;
- толщину слоя осадков (снега, наледи) на поверхности дороги;
- температуру поверхности дорожного полотна;
- температуру воздуха;
- точку росы (температуру, при которой начинается образование конденсата в воздухе);
- точку замерзания (температуру, при которой жидкое вещество превращается в твердое);
- относительную влажность воздуха.
Сразу после запуска программы и начала движения транспортного средства происходит измерение перечисленных параметров, синхронизация данных с информацией о местоположении. Измерения производятся через определенные интервалы времени.
Вся полученная информация сохраняется в памяти ПК и передается в диспетчерский центр для обработки. После обработки, информация об эксплуатационном состоянии участка дороги, выявленным проблемам, поступает работникам дорожных служб.
Подведем итоги всего вышенаписанного: применяя комплексы «ИНЕЙ-М» для контроля за состоянием дорог и имеющимися нарушениями, можно не только сократить количество нарушений, но и сэкономить значительный процент бюджетных средств.