Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс?

Льготы и пенсионные выплаты чернобыльцам в 2020 году

Категории людей с присвоенным статусом чернобыльцев обладают правом претендовать на госгарантии и льготные пособия. Об этом идет речь в ст. 3 в ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятого 15 мая 1991 года и зарегистрированного под номером 1244-1: «Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки».

В документе законодатели указали, какие полагаются льготы чернобыльцам. Перечень льгот на 2020 год закон подает согласно с последними изменениями, внесенными в декабре 2020 года. С тех пор некоторые «бонусы» были отменены.

Программа переселения

В соответствии с Федеральным законом социальная помощь оказывается гражданам, которые проживают или постоянно работают на территории, радиоактивное излучение на которой превышает 1 миллизиверт. Показания ниже этого уровня считаются допустимыми. Замер производится аккредитованной организацией и является достоверным.

Граждане, которые подверглись негативным последствиям аварии, должны быть переселены.

Для этого была разработана Единая государственная программа. Она регламентирует минимальное расстояние от зараженной территории. Важно, что пострадавшие имеют право выбора нового места жительства.

Как получить от государства материальную помощь на приобретение квартиры, читайте тут.

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Расчет пособий на детей «чернобыльцам»: что изменилось

Новые правила выплаты пособий детям «чернобыльцев»

В конце 2015 года принят Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Закон № 388-ФЗ), отдельные положения которого действуют с 01.07.2016. Новшества касаются мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К подобным мерам относятся различного рода компенсации и пособия. Часть из них предоставляют органы соцзащиты, а часть – работодатели (в отношении работающих граждан). Проведем обзор наиболее важных поправок, касающихся работодателей.

Читать еще:  Образец заполнения табеля рабочего времени 2021 и 2021

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. До 01.07.2016 для предоставления социальных гарантий продолжительность проживания в «чернобыльских» зонах не имела значения.

2. С 01.07.2016 на «чернобыльские» меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени (1-4 года) непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком.

3. Перечень населенных пунктов, входящих в состав «чернобыльских» зон, не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ.

4. Разработан специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ.

5. Такие условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения социальных привилегий.

6. Пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере для «чернобыльцев» отменены, а вместо пособия установлены фиксированные выплаты.

7. С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы (ранее пособие назначал работодатель).

Обязанности работодателей

До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее – Закон № 1244-1):

  • предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
  • платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):

  • в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).

Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.

Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).

Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:

  • отселения – не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.

Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).

Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):

  • до достижения ребенком возраста полутора лет – в размере 3 000 руб.;
  • в возрасте ребенка от полутора до трех лет – в размере 6 000 руб.;

Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).

С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.

Переходные положения

Изменения в порядке предоставления удлиненного дородового отпуска и назначения ежемесячной выплаты при уходе за ребенком вступили в силу 01.07.2016 (ст. 2, ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ).

При этом Законом № 388-ФЗ предусмотрены следующие переходные положения для реализации поправок (ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 388-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком до трех лет наступили до 30.06.2016 (включительно), то действуют прежние нормы Закона № 1244-1, а именно:

  • удлиненный дородовой отпуск работодатель предоставляет и оплачивает независимо от продолжительности проживания (работы) сотрудницы на территории соответствующей местности, входящей в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения;
  • пособие по уходу за ребенком в двойном размере (исходя из среднего заработка) назначает и выплачивает работодатель вплоть до достижения ребенком возраста трех лет.
Читать еще:  Договор аренды инструмента или оборудования. образец и бланк 2021 года

Если упомянутые отпуска начинаются 01.07.2016 и позднее, действуют новые правила:

  • удлиненный дородовой отпуск работодатель предоставляет сотруднице при условии, что она постоянно проживает (работает) на территории той или иной зоны в течение периода, установленного статьей 4 Закона № 1244-1 в новой редакции;
  • пособие по уходу за ребенком назначается по общим правилам.

До достижения ребенком возраста полутора лет работодатель ежемесячно перечисляет пособие, исчисленное исходя из 40 процентов среднего заработка сотрудника, и компенсационную выплату в размере 50 рублей (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, Указ Президента от 30.05.1994 № 1110).

В период от полутора до трех лет работодатель платит только ежемесячную компенсацию – 50 рублей.

В учетных программах «1С:Предприятие 8» изменения, связанные с порядком расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реализованы. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».

Порядок получения выплаты на ребенка вместо пособия в двойном размере

Правила предоставления указанной выплаты Правительство РФ утвердило Постановлением от 28.06.2016 № 588 (далее – Правила № 588).

Согласно пункту 7 Правил № 588 за ежемесячной выплатой в фиксированной сумме (3 000 руб. и 6 000 руб.) физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы. Если гражданин одновременно проживает и работает на территории зоны радиоактивного загрязнения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074), то заявление подается в орган соцзащиты по месту жительства. Необходимые для представления документы поименованы в пунктах 8–11 Правил № 588. В их числе (для работающих граждан) – заверенная копия трудовой книжки или трудового договора, а также справка работодателя с указанием его местонахождения.

В течение 10 рабочих дней с момента подачи физлицом всех необходимых документов орган соцзащиты должен принять решение о назначении выплаты (п. 14 Правил № 588).

Граждане в месячный срок обязаны уведомлять орган соцзащиты о следующих событиях (п. 17 Правил № 588):

  • смерть ребенка до достижения трех лет;
  • переезд физлица или ребенка на новое место жительства за пределы зон загрязнения;
  • увольнение из организации, расположенной на территории зоны загрязнения, или изменение местонахождения организации – переезд на новое место за пределами радиоактивной зоны;
  • смена места жительства или места работы в пределах зон радиоактивного загрязнения. В орган соцзащиты по прежнему месту жительства (работы) подается заявление о приостановлении выплаты, а в орган соцзащиты по новому месту жительства (работы) – заявлении о ее возобновлении (п. 16 Правил № 588).

Формы заявлений в Правилах № 588 не приведены. Полагаем, что до утверждения форм их можно составить в произвольной форме либо по образцам, предоставленным органом соцзащиты по месту обращения за выплатой.

Кто освобождается от налога на имущество согласно региональному законодательству?

Рассмотрим примеры имущественных льгот для организаций, которые действуют в субъектах РФ:

1. От налогообложения всего принадлежащего имущества освобождаются определенные категории налогоплательщиков.

Такая льгота представлена в Санкт-Петербурге. Освобождаются от налога организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования для обеспечения жизнедеятельности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 1 ст. 4.1 закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 684-96).

В Красноярске похожая льгота предоставляется организациям, осуществляющим производство первичного алюминия в регионе, в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества, принимаемого к бухучету в качестве основных средств после 2012 года (подп. «т» п. 3 ст. 2 закона Красноярского края «О налоге на имущество организаций» от 08.11.2007 № 3-674).

2. При целевом использовании имущества допустимо применение льгот.

Например, в Москве принят закон «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64, который освобождает от уплаты имущественного налога организации железнодорожного транспорта общего пользования в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, использующегося для перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги (подп. 28 п. 1 ст. 4). Перечень такого имущества устанавливает правительство Москвы.

3. От налогообложения освобождаются налогоплательщики в отношении определенного вида имущества.

Данная льгота, например, введена для имущества, используемого для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей до 18 лет в Ленинградской области (подп. «д» п. 1 ст. 3_1 закона Ленинградской области «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2003 № 98-оз) и Хабаровском крае (п. 12 ст. 3 закона Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах…» от 10.11.2005 № 308). В последнем случае она применима при условии, что в иные периоды попадающее под нее имущество находится на консервации.

Во Владимирской области установлена льгота для автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (п. 2 ст. 2.1 закона Владимирской области «О налоге на имущество организаций» от 12.11.2003 № 110-ОЗ).

4. Определенные категории налогоплательщиков имеют право на уменьшение суммы налога.

Примерами могут служить:

  • Московская область, где организациям, являющимся участниками религиозных объединений, разрешено уплачивать 50% от исчисленной суммы налога (п. 2 ст. 14 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ);
  • Челябинская область в части благотворительной деятельности. Размер льготы также составляет 50% (п. 2 ст. 3 закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 № 189-ЗО).

В соответствии с Налоговым кодексом в субъектах РФ допустимо применение пониженных ставок по налогу на имущество (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 380 НК РФ). Однако пониженную ставку нельзя считать льготой.

Читать еще:  Инструкция по пожарной безопасности. образец и бланк 2021 года

Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика, поэтому необходимо иметь неоспоримые основания на применение данного права. Налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика подтверждающие и оправдательные документы по применению имущественных льгот (ст. 88, 89, 93 НК РФ).

О том, будут ли запрашиваться документы при применении пониженных ставок, читайте в материале «Дифференцированная ставка по налогу — не льгота» .

ПОДСКАЗКА от «КонсультантПлюс»
В 2020 г. дополнительные льготы могут получить собственники недвижимости, которые предоставили арендаторам отсрочку по уплате арендных платежей в соответствии с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439. Льготы состоят. (подробнее смотрите в К+).

Льготы, полагающиеся жителям различных регионов

С полным списком городов и областей, жителям которых предоставляются льготы по транспортному налогу, можно будет ознакомиться здесь:

В этом же источнике указывается и та скидка, которую могут получить льготники в каждом из перечисленных в документе территориальных образований (городов и областей). После изучения этого списка можно сделать вывод, что размер льготной скидки практически для всех перечисленных регионов и городов одинаков и составляет 100%.

Размер скидки зависит от авто

Различия наблюдаются лишь в отношении того, на пользование каким транспортным средством и с какой предельной мощностью двигателя предоставляется льгота. Так для проживающих в Москве чернобыльцев 100%-ая скидка распространяется на автомобили с мощностью двигателя, достигающей 200 лошадиных сил (л.с.). А в Брянской области, например, та же скидка действительна лишь для авто с мощностью до 100 л.с., а также для мотоциклов до 40 л.с.

В отличие от них в Ленинградской области и Санкт-Петербурге при стопроцентной скидке льготы распространяются на автомобили с заявленной мощностью до 150 л.с. Одновременно с указанием на мощность в Северной Пальмире вводится поправка на то, что эта же льгота действительна и для техники, выпущенной 15 лет назад и ранее.

Для получения полной картины с данной категорией льгот следует добавить, что в Белгородской, Пензенской и Рязанской областях, например, никаких льгот вообще не предоставляется.

А в Карелии они предусмотрены всего лишь в размере 50% от общей суммы налога.

Даже после поверхностного ознакомления с этим перечнем можно сделать вывод, что точные данные о категории и мощности двигателей всего перечисленного транспорта, на который распространяются льготы чернобыльцам, в большинстве случаев определяются местными законодательными органами.

Законодательная база

Множество свидетелей и непосредственных участников Чернобыльской аварии, несмотря на продолжительное прошедшее время, до сих пор получают определенные привилегии, установленные законодательными нормами РФ. К числу таких привилегий относятся льготы по ТН.

Основанием для предоставления льгот по ТН для чернобыльцев является перечень законодательных норм, определяющих на государственном уровне статус чернобыльца и виды льгот. К такому перечню законодательных актов можно отнести:

  1. Закон № 796-XII от 28.02.1991 года, устанавливающий привилегии по ТН для чернобыльцев. В данном документе лица, имеющие отношение к аварии, распределены по категориям, для учета степени их участия в произошедшей в Чернобыле техногенной катастрофы.
  2. Закон № 12441-1 от 15.05.1991 года (редакция от 28.12.2016), регламентирующий льготы и пособия, установленные жителям зоны отчуждения и всем ликвидаторам Чернобыльской катастрофы.
  3. Закон № 3061-1 от 18.06.1992 года (с изменениями от 28.12.2016 года).

Порядок компенсирования ТН регламентируется НК РФ и региональными налоговыми службами на базе местных постановлений и решений. Согласно действующего в РФ законодательства, чернобыльцы обладают правом:

  • На компенсацию ущерба, причиненного здоровью.
  • На компенсацию ущерба утраченного имущества.
  • На компенсирование риска, которому подвергся гражданин, находящийся в опасной зоне.
  • На компенсирование риска, которому подвергся гражданин, занимающийся трудовой деятельностью в опасной зоне.
  • На выделение социальных привилегий.

Территория, подверженная радиоактивному облучению из-за аварии на ЧАЭС, по уровню заражения была поделена на 4 зоны:

  1. Зона отчуждения. Это территория, окружающая ЧАЭС с 30-ти километровым радиусом. На этой территории запрещается поселение людей, использование природных ресурсов, а также проведение хозяйственной деятельности.
  2. Зона отселения. Переселение лиц, живущих на данной площади, выполняется в другие области с максимальным снижением вреда от радиоактивного излучения. Лицам, покинувшим данную территорию, полагается социальная поддержка.
  3. Зона права на отселение. Зона периодически подвергается проверке специалистами, с ведением медицинского наблюдения за жителями и проведения мероприятий по поддержанию здоровья живущего здесь населения.
  4. Зона граждан. Сюда относятся лица, которым полагается соцзащита.

(Видео: “Как не платить транспортный налог?”)

Дополнительные условия получения пособий

Как говорилось в начале статьи, с 2016 года в сфере законодательного регулирования механизмов оказания государственной помощи произошли значительные изменения. В частности, Федеральный закон № 388-ФЗ от 29.12.2015 г. затронул и изменил многие действовавшие до этого нормы права, касающиеся мер социальной поддержки.

О некоторых из нововведений мы уже рассказали, но это были, так сказать, частные случаи. Самыми значительными новшествами, определяющими вектор развития государственной социальной поддержки, являются:

  • переход к адресной социальной помощи на основе оценки нуждаемости;
  • разрешение субъектам РФ самостоятельно определять критерии нуждаемости в оказании государственной поддержки;
  • разрешение субъектам РФ самостоятельно определять виды, перечень и размеры оказываемой социальной поддержки.

В итоге это ведет к значительному сокращению выделяемых на социальные нужды средств из федерального бюджета, а также направление средств из местных бюджетов лишь тем семьям, которые реально нуждаются в поддержке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector