Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ . Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Общественный контроль за охраной труда

Статья 218 ТК РФ разрешает создавать комиссии по охране труда. Инициировать их создание может:

  • Работодатель;
  • Работники;
  • Представительный орган работников (профсоюз).

Помимо этого, может быть выбран уполномоченный представитель от работников организации по охране труда.

Уполномоченного можно выбрать, даже если на предприятии нет органа, представляющего интересы работников на постоянной основе.

Читать еще:  Порядок предложения вакансий сотруднику перед сокращением Образец уведомления

Работодатель не вправе препятствовать образованию комиссии по ОТ или выбору уполномоченного представителя.

В законодательстве нет прямого указания на то, в компании должен быть организован общественный контроль за охраной труда. Но при этом статья 229 ТК РФ прямо указывает, что при формировании комиссии для расследования несчастного случая в ее составе должен находиться представитель работников по ОТ.

Поэтому, даже если на предприятии нет профсоюза, либо другого представительного органа работников, необходимо провести общее собрание трудового коллектива и выбрать уполномоченного по охране труда.

Функции и полномочия

Структуры наделены обязанностями и функциями. Основная задача – следить за исполнением работодателем условий труда, дисциплины на предприятии в отношении сотрудников. Чтобы выполнить главную функцию, ответственные лица осуществляют следующие мероприятия:

  • проверку соблюдения сотрудниками руководств по ОТ, нормативов;
  • контроль правильности эксплуатации средств коллективной и индивидуальной защиты – спецодежды, обуви, масок, перчаток;
  • выступление в качестве законных представителей сотрудников в составе комиссий по проведению надзорных мероприятий и обследованию состояний сооружений;
  • разработку и внедрение процедур, которые ориентированы на профилактику несчастных случаев, травм, профзаболеваний;
  • проверку эффективности и правильности функционирования шахт, систем, санитарных устройств, организации мероприятий по ликвидации недостатков;
  • своевременное сообщение руководству о возникновении непредвиденных ситуаций на предприятии;
  • контроль соблюдения норм рабочего времени, обеда, предоставление гарантий, компенсаций;
  • организацию обучения по оказанию первой помощи пострадавшим людям, помощи при наступлении такового случая;
  • участие в расследовании и выяснении произошедших ситуаций;
  • постановку в известность персонала о нарушениях касаемо правил безопасности;
  • осуществление разъяснительных процедур по вопросам ОТ.

Системы ОТ

В организациях обычно действуют СУОТ. Формирование и управление системой ОТ осуществляет собственник предприятия либо лицо (одно или несколько), уполномоченное им. Они образуют соответствующие службы или принимают специалистов ОТ на договорных условиях. Количество сотрудников, формирующих отделы, а также их структура будут зависеть от численности персонала предприятия и его масштаба. Если в организации работает меньше 10 человек, то специальную комиссию не создают и не приглашают специалиста. В этом случае ответственность за общественный контроль за охраной труда лежит на руководителе. Если на предприятии больше 10 человек, на паритетной основе формируется комиссия. В нее должны входить представители и нанимателя, и сотрудников. Если в организации работает больше 100 чел., то руководитель обязан ввести должность специалиста по ОТ. При численности свыше 1000 чел. формируется соответствующая служба. При отсутствии этой структуры, а также уполномоченного сотрудника по ОТ руководитель заключает договор с компетентной организацией либо специалистом, оказывающими услуги в соответствующей области.

Читать еще:  Хотят уволить с работы по собственному желанию что делать?

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
  • специалист по охране труда/служба охраны труда;
  • комиссия по охране труда;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector