Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2021 году

Обзор новостей по охране труда с 16 по 21 июня 2021 года

Обзор новостей по охране труда с 16 по 21 июня 2021 года

Депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении новую редакцию раздела 10 ТК по охране труда

Госдума одобрила в третьем чтении новую редакцию раздела 10 Трудового кодекса. Теперь законопроект передадут в Совет Федерации, а затем отправят на подпись Президенту. Обычно это происходит в течение одной-двух недель. После утверждения новая редакция раздела 10 ТК начнет действовать с 1 марта 2022 года.

Напомним, что по сравнению с первой версией проекта в новой редакции проекта убрали облегченную процедуру увольнения за нарушения охраны труда, возможность обеспечить безопасные условия труда за счет СИЗ и ввели обязанность работника в определенных случаях приостанавливать работу.

Отмечается, что обновленная редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Расширена самостоятельность работодателей, а работники плотнее вовлечены в управление охраной труда. Изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников.

Общая задача поправок — перейти к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны труда. Риск-ориентированный подход предполагает максимальную персонализацию политики в области охраны труда. После вступления в силу поправок работодатель будет обязан учитывать те риски, которые возникают на конкретном рабочем месте и обеспечивать условия для охраны труда работника с учетом особенностей работы на конкретном рабочем месте.

В перечень основных понятий добавлен термин «опасность» и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учет микротравм и расследование причин их появления.

Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4 й класс. При этом, в случае выявления такой опасности на рабочих местах, за работниками, на время приостановки работ, сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда.

Принципиально меняется подход в предоставлении средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника.

У работодателей появятся права:

  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации.

Работодатель вправе предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти в сфере труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена также деятельность комитетов по охране труда, которые создаются по инициативе работодателя или самих работников. Комитеты организуют совместные действия работодателя и работников, направленные на соблюдение требований по охране труда, предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.

За повторное нарушение смогут привлечь к ответственности в течение года после уплаты штрафа

В КоАП уточнили срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. По новым требованиям лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в силу постановления о наказании и до истечения года со дня уплаты штрафа. Этот срок важен тем, что до его истечения за аналогичное нарушение грозит усиленная ответственность.

Например, если руководителя организации оштрафуют 1 июля 2021 года за нарушение правил охраны труда по части 1 статьи 5.27.1 КоАП и руководитель оплатит штраф 1 августа 2021 года, то риск усиленной ответственности ему грозит до 1 августа 2022 года. Напомним, что за повторное нарушение по охране труда по части 5 статьи 5.27.1 КоАП в том числе грозит дисквалификация до трех лет.

Новые правила о сроке действия наказания начнут действовать с 22 июня.

За отказ от вакцинации уволить нельзя, но возможно будут отстранять от работы

Глава Комитета Госдумы по труду Ярослав Нилов уточнил, что увольнять работника за отказ вакцинироваться нельзя. По словам главы комитета, с работниками нужно проводить разъяснительные беседы и убеждать их вакцинироваться.

Читать еще:  Ключевые навыки в резюме примеры для старшего кассира банка

Напомним, что с этой недели в ряде регионах страны санитарные врачи дали начало обязательной вакцинации от коронавируса для работников, которые работают напрямую с клиентами.

Минтруд подготовил рекомендацию по учету микротравм

Минтруд опубликовал проект рекомендации, которая поможет учитывать микротравмы работников. Такую рекомендацию разработали в соответствии с новым разделом 10 ТК, который планируется ввести в действие с 1 марта 2022 года.

По проекту рекомендации, чтобы учесть микротравму, пострадавший работник должен уведомить о повреждении своего непосредственного руководителя. Если работник уведомил медсестру, то медсестра должна уведомить руководителя пострадавшего о микротравме.

Затем руководитель пострадавшего сообщает специалисту по охране труда о микротравме работника. СОТ в течение суток рассматривает обстоятельства и причины микротравмы, а также запрашивает объяснения от работника, проводит осмотр места происшествия и, если необходимо, опрашивает очевидцев.

По итогам СОТ составляет справку о рассмотрении причин микротравмы и регистрирует микротравму в соответствующем журнале. Формы справки и журнала приложены к проекту рекомендации. Затем СОТ совместно с руководителем подразделения, где работает пострадавший сотрудник, формирует план мероприятий по устранению причин, приведших к возникновению микротравмы.

Прививку от коронавируса планируют сделать обязательной для взрослых с 18 лет

Минздрав планирует дополнить национальный календарь профилактических прививок прививкой от коронавируса для взрослых старше 18 лет. Это значит, взрослые с 18 лет должны будут прививаться от коронавируса. Такое требование будет касаться также работников. Сейчас взрослые с 18 лет проходят ревакцинацию против дифтерии и столбняка каждые 10 лет.

Напомним, что граждане могут отказать от профилактической прививки, но в этом случае им грозит (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»):

  • запрет на выезд в страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приеме в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приеме на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Роспотребнадзор будет выдавать санитарно-эпидемиологические заключения по новым правилам

Утвердили правила предоставления услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений. Такие заключения выдают по результатам санитарно-эпидемиологических и гигиенических оценок.

По новому порядку заявитель может получить санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности и на размещение объекта. Чтобы получить заключение на вид деятельности, нужно представить заявление о выдаче заключения и результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз. А на размещение объекта:

  • заявление о выдаче заключения;
  • заявление с кадастровым номером;
  • градостроительный план участка;
  • экспертное заключение о правильном размещении объекта.

Отказать в услуге могут в том случае, если документы и заявление оформили с ошибками, а также если не все документы представили.

Выдавать заключения по новым правилам будут с 12 июля.

Утвердили форму акта утилизации отходов для отчета о выполнении нормативов утилизации

Опубликовали приказ Росприроднадзора с формой акта утилизации отходов. Такой акт должны предоставлять производители и импортеры товаров, чтобы отчитаться о выполнении нормативов утилизации.

Акт утилизации отходов нужно составлять в двух экземплярах и заверить подписью работодателя.

Предоставлять форму нужно будет с 18 июня.

Материал подготовлен при поддержке Система Охрана труда.

Нарушение # 1:

  • не назначен специалист по охране труда или не проводятся инструктажи по охране труда; или
  • не проводится обучение, инструктажи по электробезопасности.

Ответственность: часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Кто рассматривает дело: Инспекция труда или суд.

Комментарий к статье 143 Уголовного Кодекса РФ

Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, одним из направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).

Основным объектом рассматриваемого преступления выступает обеспечение охраны труда, условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В качестве дополнительного объекта преступления выступают жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона преступления включает в себя:

1) деяние в форме действия или бездействия, заключающееся в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда;

2) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированном составе с отягчающими обстоятельствами);

3) причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Под техникой безопасности понимаются правила охраны труда, непосредственно обеспечивающие безопасные условия труда, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Читать еще:  Руководство по выбору открытых вопросов в оценке 360 градусов

Под охраной труда следует понимать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

Объективную сторону нарушения правил охраны труда образуют действие или бездействие субъектов, которые отступают от общих отраслевых или локальных норм, обеспечивающих безопасность труда работников. Это может быть, например, непроведение инструктажа о соблюдении правил техники безопасности; допуск к работе на неисправном оборудовании, нарушение технологического процесса, необеспечение специальными средствами защиты и др.

Учитывая, что диспозиция ст. 143 УК РФ бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.

По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ.

Следует иметь в виду, что предусмотренная законом ответственность за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

В ряде случаев объективная сторона состава преступления образуется серией или системой действий нескольких различных субъектов. Так, например, при работе в шахте каждая из бригад последовательно не принимала мер к снижению уровня метана после смены. Критическая точка концентрации газа и взрыв последовали после действий членов последней бригады, которая погибла при взрыве. В этом и подобных случаях возникает вопрос о наличии состава преступления в действиях (бездействии) лиц, которые ранее не предпринимали необходимых мер, что создавало условия для совершения преступного деяния на заключительном этапе. С нашей точки зрения, в таких ситуациях лица, создававшие условия, уголовной ответственности не подлежат, поскольку отсутствует прямая и непосредственная причинная связь между их деянием и наступившими общественно опасными последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный, нарушая правила техники безопасности или другие правила охраны труда, предвидит, что тем самым может причинить вред здоровью или смерть, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение этих последствий (легкомыслие) либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должен был и мог предвидеть (небрежность).

В случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления.

Если же виновный путем нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности .

——————————— См.: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» (в ред. от 21 декабря 1993 г.) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.

Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

При этом субъектами названных преступлений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в ст. 143 УК РФ, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.

Нормативная база для наложения штрафов

  • Нормативная база для наложения штрафов
  • Штрафы за отсутствие обучения по охране труда при первичном нарушении
  • Штрафы за непроведение обучения по охране труда при повторном нарушении
Читать еще:  Все способы как подать жалобу на работодателя в прокуратуру

Нарушение правил охраны труда, выразившееся в непроведении обучения по данному вопросу и последующей аттестации, предусмотрено КоАП. В частности, конкретно этот вид нарушения указан в ч. 3 ст. 5.27.1 данного нормативного документа. При этом размеры штрафов за непрохождение обучения по охране труда дифференцируются в зависимости от того, является ли такое нарушение первичным или повторным.

Увеличение штрафов в 2019 году

Все штрафные санкции стали намного больше. В прошлом их максимальный размер на одного руководителя составлял 5 000 рублей. С этого года он доходит и до 35 000 рублей. Если речь идет о юридическом лице – штраф может составить от 50 000 до 200 000 тысяч рублей.

Больше всего увеличили штрафы за нарушение охраны труда. Максимальная сумма штрафа равна 80 000 рублей. В редких, исключительных ситуациях, возможен рост суммы до 130 000 рублей.

Например, если сотрудников отправили исполнять свои непосредственные обязательства без надлежащей медицинской комиссии (либо если они не в курсе правил ОТ).

Предложенную законодательную норму формулируют следующим образом: любое нарушение имеет свой раздельный состав касательно определенного сотрудника.

Если в ранее организация с большим числом сотрудников, не прошедших обучение основам охраны труда, была вынуждена заплатить 50 000 рублей, в нынешнем году размер штрафных санкций устанавливается для каждого специалиста по отдельности.

Еще законодательные положения предусматривают наличие уведомления – нового административного наказания. Сперва может показаться, что оно более выгодное – не нужно оплачивать штраф. Но в такой ситуации про все выявленные нарушения будет написано в СМИ.

Если законодательные положения нарушаются неоднократно (допустим, при заключении договора ГПХ, а не трудового соглашения), должностное лицо может быть дисквалифицировано. Временной период – от года до трех. Здесь можно и исключить штрафы за нарушение требований охраны труда – мера наказания будет более существенной.

Увеличение срока давности

Важное дополнение – стал больше срок давности привлечения к административной ответственности. Теперь он составляет не два месяца, а один год. К примеру, если организация что-то нарушила, то, до плановой проверки у них была возможность разрешить этот вопрос без привлечения руководства к ответственности (если нарушение выявлено повторно более чем за 60 дней до контроля). Руководители должны осуществлять проверку исполнения всех предписаний законодательства по охране труда. Если выявляются нарушения, их устранение должно быть мгновенным.

Пожарная безопасность

Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:

  • Для граждан – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц – 6-15 тысяч рублей;
  • ИП (без юр. лица) – 20-30 тыс. руб.;
  • Юридических лиц – 150-200 тысяч рублей.

На предприятиях, работающих в условиях особого противопожарного режима, размер штрафа увеличивается. Для граждан – до 4 тыс. руб., должностных лиц – 15-30 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – 30-40 000 рублей, юр. лиц – от 200 до 400 тысяч рублей.

Штрафы при несоответствии условий труда

Многие предприятия давно забыли о том, что трудоустройство работников предполагает не только профессиональную деятельность нового сотрудника и выдачу оговоренной заработной платы, но также следование общепринятым комфортным условиям труда.

Когда предприятие нанимает работников, руководство по умолчанию обязуется предложить для проведения деятельности соответствующие условия. Если оно не справляется с этой функцией или халатно относится к этому предписанию, в 2021 году в воспитательных целях государство назначает физлицу к уплате штраф величиной 2 000 — 5 000 рублей. Если фигурирует юридическое лицо, штраф увеличивается до 50 000 — 80 000 рублей.

Регулярно должностные лица обязаны давать оценку и корректировать условия труда. Если процесс пущен на самотек, можно обойтись предупреждением, а также существует вероятность назначения штрафных санкций 5 000 — 10 000 рублей. Юридическое лицо, в свою очередь, поплатится суммой от 60 000 до 80 000 рублей.

Приступая к выполнению специальной работы, требующей определенного опыта, навыков и знаний, руководство обязано проверить:

  • знаком ли наемный сотрудник с требованиями охраны труда;
  • прошел ли медицинское обследование;
  • позволяет ли его опыт выполнять возложенные на него обязанности.

Если медосмотр так и не был инициирован, или же при наличии медицинских противопоказаний работник все равно допущен к тяжелому труду, скорее всего, должностному лицу придется расстаться с суммой в размере 15 000 — 25 000 рублей. Юридическое лицо отвечает суммой от 110 000 до 130 000 рублей.

При отсутствии выдачи подчиненным средств индивидуальной защиты должностное лицо не имеет право занимать такую же должность на протяжении последующих 1-3 лет. Штраф при этом остается в силе – физлицо несет материальную ответственность размером 30 000 — 40 000 рублей, а юрлицо оплачивает штрафные санкции от 100 000 до 200 000 рублей.

На нашем сайте вы за считанные минуты можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector