Проверочный лист Проверка соблюдения порядка оформления расследования профессионального заболевания
Как оформить профзаболевание
Профзаболевания на производстве — это заболевания, появляющиеся вследствие воздействия токсических производственных факторов на организм человека. Какие проблемы со здоровьем относятся к профзаболеваниям, как изучают и расследуют такие ситуации, что обязан сделать работодатель?
- Как написать заявление об оскорблении
- Дают ли больничный в платной клинике
- Повышение зарплаты медработникам
- Что такое справка уклониста и нужно ли ее получать
- Коды 10 и 21 в больничном листе
Положение о расследовании и учете профзаболеваний: общая характеристика
Правовое регулирование отношений, связанных с профессиональными заболеваниями (далее — ПЗ), осуществляется Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и рядом иных нормативных равовых актов.
Обратите внимание! Ключевым документом о процедуре расследования случаев ПЗ и их учете является положение «О расследовании и учете профессиональных заболеваний», утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 (далее — положение № 967).
Помимо указанного акта процедурные вопросы затронуты в приказах Минздрава РФ:
- «О совершенствовании системы…» от 28.05.2001 № 176;
- «Об утверждении порядка проведения экспертизы…» от 31.01.2019 № 36н.
Важно! Случаи, на которые распространяются процедуры расследования и учета, установленные в положении № 967, определены в п. 2 указанного положения. Это острые и хронические ПЗ, возникшие у работников или иных лиц в связи с выполнением задания компании или ИП при воздействии негативных производственных факторов.
Положение № 967 структурировано следующим образом:
- пп. 1–6 посвящены общим положениям;
- пп. 7–18 — установлению наличия ПЗ;
- пп. 19–29 — расследованию обстоятельств и причин ПЗ;
- пп. 30–34 — порядку оформления акта о ПЗ;
Обратите внимание! Форма акта не является произвольной — он оформляется согласно приложению к положению № 967.
- пп. 35, 36 — разрешению разногласий и ответственности.
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний
В качестве основного регламента выступает постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании…» от 15.12.2000 № 967. Нормативный акт дает инструкцию по установлению патологий и их оформлению. Положение о расследовании профессиональных заболеваний (далее — Положение № 967)определяет порядок действий комиссии, содержит перечень обязательных документов.
Дополнительными регламентами являются:
- письма ФСС РФ № 02-18/05-8538 от 26.12.2000 и № 02-18/06-2042 от 11.03.2005;
- приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ…» от 12.04.2011 № 302н;
- руководство «Гигиена труда…» Р 2.2.2006-05.
Расследование и учет профессиональных заболеваний осуществляется с опорой и на иные официальные разъяснения федеральных ведомств. Руководством служит также судебная практика.
Охрана труда: Статьи
© ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности»
2013-2021
Какие документы потребуется составить
Чтобы не нарушить законодательно установленную процедуру по документальному сопровождению расследования несчастного случая на производстве, в комплект документов необходимо включить бумаги трех видов:
- уведомительные (сообщение о несчастном случае, принятых мерах и др.);
- организационные (приказ о создании комиссии, изменении сроков расследования и т. д.);
- описательно-фиксирующие (акты, заключения, экспертизы).
Каждый несчастный случай на производстве специфичен и индивидуален, поэтому комплект документов может быть разным по объему и включать как обязательные, так и дополнительные (носящие вспомогательный характер) бумаги.
Первая группа документов носит информативно-уведомительный характер. Избежать их оформления не получится — такая необходимость закреплена законодательно.
Организационные документы — это внутрифирменные распоряжения, требующиеся для организации процесса расследования производственного несчастного случая.
Третья группа документов наиболее разнообразна по видам и значительно превышает первые две по объему. Центральное место в данной группе занимает акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1, используется в соответствии с действующими рекомендациями ФСС при оформлении несчастных случаев на производстве, а также на основании письма Минтруда России от 27.10.2017 № 15-3/В-2862).
Важно! Акт по форме Н-1 составляется в том случае, если работник утратил работоспособность, переведен на другую работу по медпоказаниям или погиб в результате несчастного случая на производстве (ст. 230 ТК РФ).
О том, какие документы потребуется собрать дополнительно, расскажем в следующем разделе.
Образцы различных документов для оформления несчастного случая представлены в «КонсультантПлюс». Оформите пробную бесплатную подписку и скачайте нужный вам документ.
Органы госнадзора, осуществляющие проверки в сфере здравоохранения
Органы государственного контроля (надзора) можно условно разделить на два типа:
- К первой группе относятся те, которые осуществляют проверки в целях контроля охраны здоровья: Росздравнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Роспотребнадзор, а также иные органы (например, Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный надзоры).
- Вторая группа – это прочие органы госнадзора, проводящие проверки коммерческой, предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. В эту категорию входят Роструд и государственные трудовые инспекции в субъектах РФ, ОВД, Прокуратура, Роскомнадзор, Росприроднадзор, ФСБ, ФСТЭК, налоговые инспекции, Фонд социального страхования РФ и другие.
Согласно действующему законодательству, главными проверяющими органами в медицинской сфере являются Росздравнадзор и его уполномоченные представительства исполнительной власти Российской Федерации, а также Роспотребнадзор.
Что следует учесть при подготовке к проверке
Внеплановая, выездная, комплексная, какая бы ни была, проверка — это всегда потенциальные проблемы для аптечной организации, задача «со звездочкой» для руководителя и стресс для сотрудников. Для того чтобы достойно пройти это испытание, надо знать свои обязанности и права.
Какие ведомства могут прийти с проверкой
Проверять аптеки могут разные организации, но в первую очередь это делает Росздравнадзор и Роспотребнадзор.
Базовые требования к проверкам и порядок их проведения сформулированы в Федеральном законе № 294 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Росздравнадзор, пожалуй, самый главный надзорный орган для аптек, в компетенции которого находится контроль за обращением лекарственных средств от момента производства до утилизации.
Проверки Росздравнадзора проводятся с использованием проверочных листов, так называемых чек-листов (приказы № 9438 от 09.11.2017 и № 10449 от 20.12.2017). Они находятся в общем доступе, в том числе на сайте ведомства, что дает возможность аптечным организациям заранее подготовиться к контрольным мероприятиям.
Проверочный лист Росздравнадзора представляет собой анкету с вопросами, которые должны быть заданы ответственному лицу организации. В поле ответов «да» или «нет» отметки проставляет инспектор после того, как поймет, насколько реальное положение дел соответствует требованиям нормативных актов и регламентов. При этом сотрудники Росздравнадзора не имеют права задавать представителям аптеки дополнительные вопросы, помимо тех, что перечислены в проверочном листе. Чек-лист прилагается к акту проверки, анализируется, затем, если есть основания, выносится предписание либо об устранении нарушений, либо о штрафных санкциях.
Что может проверить Росздравнадзор
- Пакет организационно-правовых документов: уставные и иные учредительные документы, лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, трудовые договоры, документыоб образовании сотрудников, должностные инструкции и т.д.
- Соответствие реализуемых населению препаратов установленным стандартам качества.
- Правильностьформирования розничных цен на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП.
- При реализации безрецептурных препаратов — сведения о том или ином ЛС (серия, партия, производитель и т.д.).
- Расположение ЛС на витринах и полках.
- Правила и условия хранения ЛС, в частности термолабильных препаратов.
- Правильность отпуска и учета рецептурных препаратов.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРИЗВАН СЛЕДИТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, РУКОВОДСТВУЯСЬ «ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА» № 322 (РЕД. ОТ 30.04.2020), ФЗ № 52 (РЕД. ОТ 13.07.2020) «О САНИТАРНО− ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», ФЗ № 2300−I (РЕД. ОТ 08.12.2020) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» И ДРУГИМИ НОРМАТИВНО− ПРАВОВЫМИ АКТАМИ.
Что может проверить Роспотребнадзор
- Соблюдение правил розничной продажи лекарственных средств и медицинских изделий и прочих смежных товаров.
- Наличие сертификатов соответствия на продажу лекарственных средств и медицинских изделий и прочих смежных товаров.
- Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
- Наличие кассового чека (в случае обязательной его выдачи) и его оформление.
ПОМИМО РОСЗДРАВНАДЗОРА И РОСПОТРЕБНАДЗОРА АПТЕКУ МОГУТ ПРОВЕРИТЬ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА, ГОСПОЖНАДЗОР, НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, СОТРУДНИКИ МВД И ПРОКУРАТУРЫ.
Иногда проверку инициируют сразу несколько контрольно-надзорных органов. При проведении комплексных мероприятий в аптеке каждый проверяющий рассматривает только те вопросы, которые входят в его компетенцию, но проверка осуществляется по разным направлениям.
К примеру, в то время как Роспотребнадзор озадачится правильно оформленными ценниками на товары, пожарная инспекция сосредоточит свое внимание на подъездных путях к аптеке и эвакуационных выходах, а сотрудников налоговой инспекции будет интересовать порядок выплаты заработной платы на предмет выявления серых схем.
Сотрудников прокуратуры и полиции обычно боятся больше, чем представителей профильных контрольно-надзорных органов. Действительно, у прокурора больше возможностей и полномочий по части проверок. К примеру, он вправе проводить проверки аптечной организации без предписания и уведомления, без предупреждения руководителя или ответственного лица (ФЗ № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации», ред. от 30.12.2020). Он также имеет право получать доступ к любым документам и помещениям аптеки, не расписываясь по результатам в журнале проверок. При этом прокурорская проверка может затронуть любой аспект соблюдения законов.
Что касается сотрудников МВД, то и они тоже могут проверить аптеку. Их полномочия регулируются законом о полиции и законом об оперативно-розыскной деятельности. При этом периодичность таких визитов законом не регулируется.
Виды и формы проверок
В ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц» все контрольные мероприятия делятся на несколько видов.
Документарные проверки. Это разновидность плановых проверок. Как следует из названия, смысл заключается в проверке достоверности документов (учредительных документов, лицензий, результатов предыдущих проверок и т.д.), находящихся в распоряжении органа контроля, если они вызывают сомнения или не позволяют оценить исполнение аптечной организацией обязательных требований, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами. В ответ на официальный запрос аптека обязана предоставить копии обозначенных в нем документов. С 10 января 2016 года это можно сделать в электронном виде. При выявлении нарушений орган государственного контроля может инициировать выездную проверку, вынеся дополнительное распоряжение или приказ о ее проведении.
Плановые проверки. Могут быть как выездными, так и документарными. Проводятся на основании ежегодных планов, которые публикуются в открытых источниках, а также приказа (распоряжения) руководителя органа государствен- ного/муниципального надзора. Информацию о дате визита проверяющих, цели и основаниях проверки, наименовании органа контроля можно найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ, начиная с 1 января наступившего года. Для этого достаточно внести информацию об организации — название и ИНН. Также сводные планы предстоящих проверок размещаются на сайтах территориальных управлений: прокуратуры, Роспотребнадзора и Росздравнадзора.
СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1969 ОТ 30.11.2020, СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2021 ГОДА КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ЗАМЕНИТЬ ПЛАНОВУЮ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ ПЛАНОВЫМ ИНСПЕКЦИОННЫМ ВИЗИТОМ.
ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА 20 РАБОЧИХ ДНЕЙ ДО ДАТЫ НАЧАЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ. О ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИОННОГО ВИЗИТА АПТЕКА УВЕДОМЛЯЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 10 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Внеплановая проверка. Основанием для внеплановой проверки чаще всего становится истечение срока для устранения нарушений, выявленных ранее, обращения потребителей, требование прокуратуры в связи с поступившими обращениями. Поводы для проведения внеплановой проверки опубликованы в ст.10 ФЗ «О защите юридических лиц».
В 2020 году Минздрав утвердил еще одно основание для проведения внеплановых проверок Росздравнадзора. Приказом № 893н от 24.08.2020 введен индикатор риска нарушения обязательных требований.
Суть его состоит в том, что под «подозрение» контрольно-надзорного органа подпадает «двукратный (и более) рост количества приобретенных и отпущенных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету», а также двукратное (и более) превышение средних показателей отпуска таких ЛС среди аптечных организаций, находящихся в одном субъекте Федерации.
Резкий рост продаж таких препаратов Росздравнадзор будет фиксировать при помощи системы маркировки движения лекарственных средств.
Основные виды проверок, которые перечислены выше, могут отличаться по форме. В аптечных организациях контрольные мероприятия могут иметь форму опроса, контрольной закупки, сбора образцов для сравнительного анализа, исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий и сооружений, оперативного эксперимента.
Продолжительность проверок
Сейчас срок проведения проверки не может превышать 20 дней. С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон № 248-ФЗ от 31.07.2020, согласно которому срок сокращается до 10 дней. Продолжительность подобных мероприятий должна быть зафиксирована в распоряжении или приказе руководителя кон тролирующего органа о проведении проверки. Также существуют ограничения в зависимости от типа учреждения:
- для микропредприятия с количеством сотрудников до 15 человек срок выездных проверок не может превышать 15 часов в год;
- для малого предприятия с количеством сотрудников до 100 человек включительно — 50 часов в год. Исключения составляют сложные проверки, подразумевающие расследования или экспертизы, их допустимо продлевать.
НЕОДНОЗНАЧНЫМ ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ВОПРОС О ПРОВЕРКАХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ТОЧЕК ПРОДАЖ. СКОЛЬКО И КАК ПРОВЕРЯТЬ — КАЖДЫЙ ФИЛИАЛ ИЛИ СЕТЬ В ЦЕЛОМ КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЯСНОСТЬ ВНЕС ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ № 306-ЭС19-19540 ОТ 28.02.2020 УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРОВЕРОК ЮРЛИЦА, ИМЕЮЩЕГО ФИЛИАЛЫ, ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ СОВОКУПНО НЕ БОЛЕЕ 60 РАБОЧИХ ДНЕЙ.
Важно знать
- До начала проверки представители надзорного органа должны предъявить распоряжение (приказ) о проведении контрольных мероприятий в аптеке вместе со своими служебными удостоверениями. В нем обязательно указывается вид и основание осуществляемой проверки, дата и сроки, а также список проверяющих и присутствующих совместно с проверяющими лиц (ФИО и должности).
Не всегда проверяющие органы приходят с распоряжением или приказом. Если в аптеке проводятся оперативно-розыскные мероприятия или дознание, то документ, дающий основание для проведения проверки, может называться по-разному.
- В том случае, если кто-то из присутствующих лиц не указан в приказе, то он не имеет права проверять вашу аптеку. Иногда в составе большой комиссии могут оказаться люди, не фигурирующие в документе, их необходимо отстранить, так как это грубое нарушение со стороны надзорных органов. • Если адрес или наименование организации в приказе о проведении проверки указаны неверно, то представитель организации может считать его недействительным и отказать в возможности проверки сотрудникам органов.
- Важным условием проверки является тот факт, что проводиться она должна в присутствии руководителя организации или его законного представителя, действующего на основании доверенности или приказа руководителя аптечной организации. Он имеет право давать разъяснения по вопросам инспекторов, получать информацию, относящуюся к предмету проверки, знакомиться с ее результатами.
Допускается фиксировать нарушения при проведении контрольных мероприятий в письменной форме или снимать на фото/видео. При возникновении спорной ситуации эти доказательства можно будет предъявить в суде.