Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок с июля 2021
На сегодняшний день самый передовой опыт у Великобритании, где профстандарты являются одним из важных элементов сложной структуры обеспечения качества рабочей силы. В этой системе предусмотрены Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), выигравшие открытые конкурсы, которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые для развития экономики страны. Эти советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов, поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.
Также в Великобритании предусмотрены программы профессионального образования и подготовки, которые охватывают возрастные группы от 14 лет и обеспечивают связь разных видов обучения (от базовых до послевузовских степеней). Рамка квалификаций состоит из шести уровней и объединяет возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.
Конкретный формат профстандарта зависит от специфики конкретной отрасли и профессии. Например, британский стандарт инженера-механика состоит из 5 разделов и занимает 10 страниц, стандарт техника в области информационных технологий состоит 5 разделов общим объёмом три страницы, а стандарт дизайнера компьютерных игр представлен в одной таблице из 4 столбцов, содержит 28 пунктов и умещается на одной странице.
В России термин «профессиональные стандарты» впервые был официально использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996–2000 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222).
В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций и в 2007 г. был разработан первый макет профстандарта.
Макет профессионального стандарта:
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщённых трудовых функций
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
В 2007–2008 гг. в России появились первые профессиональные стандарты.
Нормативное регулирование использования профстандартов
В 2015-м году с принятием Федерального закона №122-ФЗ началось внедрение стандартов для профессий в широкую практику. На основании этого ФЗ были введены в действие следующие акты:
- В Трудовой кодекс была внесена статья 195.3, обязавшая применять профстандарты, если для профессии в законодательстве установлены квалификационные параметры. Также в статье 57 ТК было предписано их использование в тех случаях, когда для должности законодательно установлены льготы или ограничения.
- Правительством было утверждено Постановления №584, обязавшее применять профстандарты контролируемые государством организации. Это относилось как к учреждениям с бюджетной формой собственности, так и к компаниям из частного сектора, в которых доля государства превышала 50 процентов.
- Минтрудом было выпущено разъяснение по применению профстандартов в Письме №14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2021 года.
На основании данных актов обязательный порядок профстандартов был установлен:
- Когда организация контролируется государством – причем это касается не только бюджетных учреждений, но и компаний из частного сектора.
- Когда для определенной позиции законодательно установлены такие аспекты, как льготы, ограничения, квалификационные параметры.
В других случаях применение профстандартов происходит на добровольной основе. По смыслу ч 2. ст. 195.3 ТК они нужны как база для разработки квалификационных требований для сотрудников. К этому нужно добавить, что их использование приносит работодателям следующие плюсы:
- Установление корректных критериев, по которым происходит оценка компетенций сотрудников.
- Документирование требований по квалификации для претендентов на работу.
- Актуализация действующей трудовой документации, что не только облегчает кадровое делопроизводство, но и уменьшает вероятность конфликтов с проверяющими организациями (ФНС, ПФР и т.д.).
- Появление основы для требований к сотрудникам по их дополнительному обучению и переподготовке.
Внимание! Вместе с профстандартами сохраняют актуальность классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. В будущем предполагается их объединение, а пока наниматель сам может выбрать предпочтительный документ.
Основные формулировки
Здесь имеет смысл зафиксировать:
- что специалист по закупкам относится к категории рядовых сотрудников фирмы — к специалистам;
- порядок назначения на данную должность;
- порядок замещения данного сотрудника в период его отсутствия на работе;
- квалификационные требования к специалисту по закупкам фирмы;
- какими источниками специалист должен руководствоваться в ходе работы.
В разделе о должностных обязанностях специалиста можно определить:
- задачи специалиста по взаимодействию с поставщиками, клиентами, партнерами;
- задачи специалиста, связанные с взаимодействием с коллегами;
- задачи специалиста, находящиеся только в его компетенции и выполняемые им лично;
- порядок отчетности специалиста о своей работе перед руководством;
- обязательства специалиста по выполнению указаний руководства фирмы.
В разделе о правах инструкции отражается право специалиста по закупкам:
- на получение необходимых полномочий для выполнения установленных должностных обязанностей;
- получение информации, требующейся для выполнения установленных должностных обязанностей;
- получение нужных ресурсов для выполнения установленных должностных обязанностей;
- представление руководству предложений по оптимизации собственных условий труда, а также тех, в которых работают другие сотрудники фирмы, по оптимизации инфраструктуры фирмы.
В разделе, регламентирующем ответственность менеджера по закупкам, можно прописать:
- его ответственность за нарушение должностных обязанностей, несоблюдение распоряжений руководства, разглашение коммерческой тайны и иных конфиденциальных сведений фирмы, положений законодательства РФ;
- перечень НПА или отраслей законодательства, в соответствии с которыми специалист несет ответственность за свои действия.
Если кадровая служба решает включить в инструкцию отдельный раздел о квалификационных требованиях, в нем можно зафиксировать критерии в дополнение к тем, которые содержатся в общих положениях. Например, перечень конкретных прикладных навыков или личностных качеств специалиста, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Как организовать работу специалиста по закупкам? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите алгоритм по организации работы контрактной службы.
Разработанные Минтрудом профстандарты, зарегистрированные Минюстом
Нужно учесть, что реестр профстандартов содержит не список названий должностей или профессий, а требования к той или иной сфере трудовой деятельности.
Структура профессионального стандарта регламентирована приказом Минтруда России «Об утверждении макета профстандарта» от 12.04.2013 № 147н и отражает:
- функционал, который может выполнять работник, занятый в той или иной сфере деятельности;
- то, какую квалификацию он должен иметь;
- требуемый уровень образования и опыт работы;
- наименование должности, в рамках которой работник может выполнять данную трудовую деятельность.
Таким образом, профстандарты разрабатываются Минтрудом России, а их регистрацию производит Минюст. Только после этого профстандарт вступает в силу.
Ответ:
- Нет, в данном случае вносить изменения в штатное расписание в части «переименования» должности «Экономист» на должность «Специалист в сфере закупок» не нужно.
При этом, привлечение экономиста к выполнению функций специалиста по закупкам необходимо осуществлять путем совмещения за доплату.
Если экономист не будет привлекаться к исполнению обязанностей специалиста по закупкам путем совмещения, в штатном расписании должность «Экономист» необходимо переименовать в должность «Специалист по закупкам». - Решение о необходимости направления экономиста, имеющего удостоверение по дополнительному образованию «Контрактная система, в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд» принимается работодателем самостоятельно.
Профстандарт эксперта в сфере закупок
Помимо специалиста, процесс закупки требует наличия эксперта в данной сфере, который сможет выполнить задачи экспертизы и, в случае необходимости, оказать консультацию по любому вопросу.
Список функций, исполняемый экспертом в сфере закупок, практически совпадает с функциями специалиста, однако эксперт должен обладать более широким спектром знаний и навыков, что позволит ему глубже исследовать возникающие проблемные аспекты.
Помимо сходности функций, совпадают также квалификационные уровни. У эксперта в сфере закупок также наблюдается градация от минимальной к максимальной сложности. Так, квалификационные уровни в разрезе экспертной работы делятся на:
- Шестой уровень. Осуществляется деятельность по мониторингу текущего состояния рынка, составлению необходимой сопутствующей отчетности по данному вопросу, а также консультационные работы в случае обращения прочих сотрудников компании.
- Седьмой уровень. Труд данной категории служащих заключается в исполнении деловых соглашений, заключении контрактов и подписании договоров. Помимо этого, также проводится экспертиза, выявляются качественные и некачественные товары или услуги, составляется сопутствующая документация.
- Восьмой уровень. Основные задачи экспертов восьмой категории заключаются в осуществлении консультационных работ, а также в проведении экспертизы. Так, данный уровень характерен для служащих управляющего аппарата организации, членов комиссии, проводящих аттестации, а также лиц, занимающихся научными исследованиями проблем и их разрешением.
Для шестого уровня требования заключаются в наличии высшего (бакалаврат) и дополнительного образования, при этом опыт должен насчитывать, как минимум, 3 года.
Для седьмой категории необходимо иметь высшее образование (магистратура), а также дополнительные курсы профессиональной подготовки. Опыт работы при этом должен быть не менее 4 лет.
Для высшего восьмого уровня характерно такое же образование, как и для седьмого, однако отработанное время в подобной деятельности должно насчитывать более пяти лет, три из которых обязательно будут на руководящей должности.
Таким образом, профстандарт в сфере закупок является новым документом, требующим детального изучения. Его применение в отечественной практике позволит повысить общий уровень качества исполнения работ, а также обеспечит регулярное повышение квалификации трудоустроенного населения в данной сфере.
Кто должен применять профстандарты в сфере закупок?
С 1 июля 2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июня 2021 г. N 584, согласно которому профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утверждённых указанными организациями с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем, работодатель не вправе уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандарта (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но работодатель может провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Строгого требования о соответствии закупщиков профстандартам Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлено.
Существует лишь требование к работникам контрактной службы, контрактным управляющим наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 п. 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013)
При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).
А за неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодателя могут оштрафовать — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.