Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессиональные риски в охране труда оцениваются в 5 этапов

Что такое профессиональные риски в области охраны труда и как ими управлять?

Для чего необходимо проводить оценку значимости рисков и осуществлять мероприятия по управлению ими?

Риск-ориентированный подход к управлению деятельностью организаций набирает все большую популярность. Грамотный руководитель, безусловно, применяет риск-ориентированное мышление по отношению ко всем аспектам бизнеса, связанным как с внутренними (маркетинг, планирование, финансы и т.д.), так и с внешними (государственные и надзорные органы, конкуренты, общество и т.д.) факторами. Но риски, связанные с опасностью для жизни и здоровья работников должны иметь первостепенную важность для работодателя.

Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, регламентирующего процедуру идентификации и оценки профессиональных рисков, в статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации всё же содержится базовое требование по проведению данных мероприятий.

Итак, рассмотрим основные этапы проведения работ по идентификации и оценке профессиональных рисков.

  1. Составление перечня рабочих мест и профессий, для которых планируется провести оценку рисков.
  2. Уточнение количества сотрудников на каждом рабочем месте, подлежащем оценке риска.
  3. Определение операций, совершаемых сотрудниками на своих рабочих местах.
  4. Выявление рисков на рабочих местах.
  5. Анализ выявленных рисков и расчет их значимости по установленной методике.
  6. Разработка мероприятий по снижению тяжести последствий выявленных рисков или их полного устранения.
  7. Информирование работников о наличии и уровне профессиональных рисков на их рабочих местах.

Почему необходимо управлять рисками?

Персонал – это самый ценный ресурс предприятия, поэтому работодатель должен предпринимать всевозможные меры по сохранению жизни и здоровья своих сотрудников. На большинстве предприятий причины несоответствий устраняются уже после того, как наступил инцидент: произошел несчастный случай или выявлено профзаболевание. Для того, чтобы предупредить наступление опасной ситуации, необходимо рассматривать потенциальные причины, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия. Именно поэтому в организации должна быть создана система управления рисками, позволяющая выявлять профессиональные риски, проводить их оценку и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение тяжести последствий этих рисков или их полное устранение.

Для чего нужна оценка рисков?

Когда организация начинает проводить оценку рисков, возникают следующие вопросы: всеми ли рисками нужно управлять и как распределить финансы на реализацию мероприятий по управлению рисками? Именно для того, чтобы хватило и времени, и ресурсов на проведение комплекса работ по управлению рисками, необходимо проводить их оценку.

При оценке рисков используются понятия – низкий, средний или высокий риск, которые зависят от числовых значений, полученных при расчетах значимости рисков. Единой методики оценки рисков нет, организация самостоятельно определяет для себя наиболее приемлемый вариант. Можно применить методики, рекомендованные ГОСТами или разработать собственную.

Распределение рисков по значимости позволит определить приоритеты, то есть выявить только те риски, которыми необходимо управлять в первую очередь. Соответственно и финансовые ресурсы необходимо сосредоточить на реализации мероприятий, направленных на устранение значимых (высоких) рисков или на снижение тяжести их последствий.

Автоматизация процесса управления рисками

Как показывает практика, процесс идентификации и оценки рисков, а также разработки мероприятий по управлению рисками является достаточно трудоемким, в особенности для предприятий с большим количеством сотрудников и осуществляемых производственных операций. Ведь, чем больше в организации определено всевозможных профессиональных рисков и принято мер по управлению ими, тем меньше будет вероятность наступления неблагоприятных событий в последующем. Именно поэтому, наилучшим решением будет автоматизация процесса управления рисками. Программный продукт «Охрана труда» прекрасно справится с этой задачей!

Автоматизация данного процесса позволит упростить проведение работ по идентификации и оценке рисков, а также осуществлять контроль за выполнением мероприятий по управлению рисками. Появится возможность использовать уже ранее указанные данные о количестве сотрудников на каждом рабочем месте, о рабочих местах с опасными производственными факторами, отслеживать исполнение мероприятий с помощью напоминаний. Программа помогает осуществлять оценку и переоценку рисков при минимальных временных затратах, а также проводить внеплановую оценку рисков на основании произошедших неблагоприятных событий (несчастные случай, профзаболевания).

Разберем этапы работ по управлению рисками на примере программного продукта «Охрана труда».

Шаг 1. Выбор методики оценки рисков.

В программе предложены две методики по оценке рисков (в соответствии с ГОСТ Р 12.0.010 и произведение значений вероятности и тяжести последствий). Можно выбрать любой, наиболее подходящий для организации, метод расчета.

Шаг 2. Настройка шкал вероятности возникновения риска, тяжести последствий риска и оценки значимости риска.

В программе имеется возможность самостоятельно настраивать вид и уровни данных шкал, в зависимости от специфики оценки рисков в организации. Для этого необходимо указать наименование показателя и его весовой коэффициент.

Таким же образом, настраивается шкала оценки значимости риска, для этого необходимо указать наименование значимости риска и диапазон значений. В настройках можно обозначить цвет, который будет отображать степень значимости риска в «Матрице рисков».

Шаг 3. Документ «Подготовка к проведению оценки рисков».

Для того, чтобы начать работы по идентификации рисков, необходимо осуществить ряд организационных мероприятий. Документ предназначен для подготовки данных к проведению оценки рисков, формирования графика идентификации опасностей и оценки рисков, назначения ответственных лиц. Возможно автоматическое заполнение формы документа по подразделениям организации в соответствии со штатным расписанием.

Читать еще:  Перевод на другую работу его основания порядок и сроки

Документ позволяет вывести печатные формы: «Приказ о назначении ответственных по идентификации опасностей и оценке рисков», «График идентификации опасностей и оценки рисков в подразделениях».

Шаг 4. Документ «Идентификация опасностей».

После того, как сформирован График проведения работ и определены ответственные, можно переходить к идентификации рисков. В данном документе, путем автозаполнения, формируется список опасностей по подразделению в целом, по рабочим местам или по конкретной профессии, указываются условия возникновения, состояние риска («Выявлен», «Не выявлен»), возможные последствия и источники опасности.

Документ позволяет вывести печатные формы: «Анкета для выявления опасностей», «Контрольный лист», «Перечень опасностей», «Перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями».

Шаг 5. Документ «Оценка значимости риска».

Для каждого выявленного риска необходимо провести оценку его значимости. В данном документе объект оценки рисков и наименование опасности заполняются автоматически на основании результатов идентификации рисков. После указания тяжести рисков и вероятности их возникновения, по выбранной ранее методике, рассчитывается значимость каждого риска.

Документ позволяет сформировать печатные формы: «Карта идентификации опасностей и оценки рисков», «Карта оценки рисков». Каждый сотрудник организации, в обязательном порядке должен быть ознакомлен с результатами оценки рисков на своем рабочем месте. Печатная форма «Карта идентификации опасностей и оценки рисков» предусматривает графу для ознакомления сотрудников.

Шаг 6. Документ «План мероприятий по рискам»

С целью управления рисками, требуется разработка мероприятий, направленных на ограничение риска, снижение тяжести последствий риска или его полное устранение. Документ позволяет сформировать план мероприятий в зависимости от категории риска. Сроки выполнения мероприятий можно отслеживать через «Календарь».

Программа позволяет устанавливать взаимосвязь подсистемы «Риски» с другими подсистемами. Например, если на предприятии произошел инцидент и необходимо провести внеплановую оценку рисков, то можно сформировать «Распоряжение на внеплановую оценку рисков». Далее срабатывает помощник, который напоминает о необходимости проведения мероприятия.

Также имеется возможность сформировать «План проверок по рискам», который заполняется автоматически по степени значимости риска. Проверки с установленным сроком выполнения отобразятся в «Календаре», а также появляется ссылка для создания документа «Акт проверки».

Шаг 7. Отчеты по рискам

Отчеты позволяют получить сводную информацию по различным разделам блока «Риски». Отчеты построены на системе компоновки данных, что позволяет пользователю самому настраивать структуру отчета.

Основным и более наглядным видом отчета является «Матрица рисков» — отчет выводит данные о степени тяжести и вероятности нежелательных событий (опасностей) по объектам оценки.

Программный продукт «Охрана труда» помогает автоматизировать процесс управления рисками в организации и, как следствие, сократить время, необходимое для подготовки и проведения оценки профессиональных рисков, упростить анализ результатов оценки и формирование отчетов, планировать дальнейшие действия на основании полученных данных и осуществлять контроль за их выполнением, использовать в подсистеме «Риски» данные других подсистем программы.

Андреюк Елена

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?

Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Методы оценки профессиональных рисков

Методов оценки рисков много, но нет нормативного правового акта, который устанавливает к ним государственные требования, а также утвержденного порядка оценки уровня рисков.

На данный момент существуют более 70 методов оценки профессиональных рисков. С 1 марта 2020 года отменен национальный ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011, в котором содержалось описание 31 методов оценки рисков.

Обратите внимание! Отмена ГОСТ не означает отмену методик. Работодатель вправе выбрать любой из методов, исходя из специфики своей деятельности, или разработать свой собственный метод, и провести идентификацию и оценку профессиональных рисков.

Кроме того, ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков Идентификация инцидентов» определяет методологию идентификации рисков. Этот ГОСТ работодатель может использовать в случаях, когда предприятие должно подтвердить компетентным органам, что его деятельность укладывается в рамки требований по безопасности и не превышает уровень допустимого риска. Он также может быть использован для установления предприятием более высоких требований по безопасности и охране труда. Его могут использовать регистрирующие органы для оценки уровня снижения риска за счет установления требований в технических регламентах и стандартах. Действие этих ГОСТ является добровольным.

При идентификации рисков можно использоваться следующие методы:

  • анализ контрольных листов;
  • экспертные оценки;
  • анализ экспериментальных и хронологических данных;
  • анализ структурной схемы надежности;
  • метод мозгового штурма;
  • системный анализ;
  • анализ сценариев;
  • методы системного проектирования и т.д.
Читать еще:  Регистрация ИП в ПФР в 2021 в качестве работодателя

Что учесть при выборе методов оценки профрисков

Еще в конце 2013 года была введена четырнадцатая часть 209 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, в которой указано, что Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако Минтруд до сих пор не установил порядок оценки рисков.

Зато Роструд уже успел выпустить для инспекторов трудовых инспекций инструктивный материал по проверке работодателей, и уже выдаются предписания. Роструд издал приказ №77 от 21 марта 2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В нем изложены рекомендации для госинспекторов труда, связанные с организацией проверок эффективности работы системы управления охраны труда (СУОТ) и проведения оценки профрисков.

Учитывайте! При выборе методики работодатель должен учесть, что универсального метода оценки риска просто не существует, некоторые широко рекламируемые методы не применимы для конкретных предприятий.

Каждому конкретному работодателю необходимо использовать метод, который можно будет применить на практике, а также разработать и утвердить определенные обязательные локальные нормативные акты, которые проверят инспекторы Рострудинспекции:

  • Перечень (реестр) опасностей
  • Положение о системе управления охраной труда с описанием используемых при оценке рисков методик

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. В пунктах 33 и 34 указаны требования к оформлению оценки профрисков.

При этом Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда и не означает необходимость переработки ранее разработанных Положений о СУОТ и разделов об оценке рисков.

Три основных этапа оценки профессиональных рисков

Первый этап — выявление опасностей

На этом этапе проводят идентификацию опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровья работников, а также составление их перечня. Для реализации этого этапа комиссия проводит осмотр рабочего места для выявления:

  • опасных и вредных факторов производственной среды, которые присутствуют или могут возникнуть, включая организацию труда;
  • видов работ, при которых работники могут подвергаться выявленным опасным факторам, включая обслуживание оборудования, чистку и аварийные работы.

При проведении оценки рисков необходимо правильно определить все опасности на рабочем месте, которые могут привести к получению травмы работником.

Второй этап — оценка уровней профессиональных рисков

Для реализации этого этапа комиссия осуществляет:

  • сбор информации об опасных и вредных факторах для определения степени риска и возможных мер защиты;
  • оценку воздействия по уровню фактора и времени его действия и ее сравнение с нормативами.

Третий этапе— оценка возможности устранения опасности или ее снижения до минимально допустимого уровня

Необходимо приступить к интерпретированию результатов с обязательным участием работников. Также необходимо подтвердить документально проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску и интегральным уровнем риска. Финальным должен стать локальный акт, который содержит программу мероприятий по исключению, снижению или контролю уровней профессиональных рисков.

Необходимо применить результаты оценки рисков, в том числе.

  • все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок;
  • средства индивидуальной защиты должны выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей, средства коллективной защиты также должны устанавливаться с учетом выявленных опасностей.

Положение об управлении и оценке профессиональными рисками [шаг 2]

Работодателю требуется самостоятельно разработать и утвердить процедуру управления профессиональными рисками. Для этого разработайте Положение об управлении профессиональными рисками. Обязательно ознакомьте всех работников с данным положением. При его разработке воспользуйтесь примерным положением указанном ниже.

Положение об управлении и оценке профрисков.docx

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опасность: Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными.

3.2 определение опасности: Выявление (идентификация), описание и признание потенциального источника ущерба.

3.3 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

3.4 риск: Сочетание (произведение) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.

[ГОСТ Р 51898-2002, пункт 3.2, дополнено тем, что в скобках]

3.5 оценка риска: Количественное или качественное определение значения показателя риска.

3.6 ущерб: Нанесение физического повреждения или другого вреда здоровью людей, или вреда имуществу или окружающей среде.

Примечание — В настоящем стандарте вред имуществу или окружающей среде не рассматривается.

3.7 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

3.8 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

3.9 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Читать еще:  Сторож вахтер Сквозные виды деятельности в промышленности Профессия рабочих

3.10 организация: Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.

3.11 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

3.12 несчастный случай на производстве: Событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных федеральным законом случаях как на территории организации, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

3.13 гигиенический норматив: Установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Ответственность за отсутствие оценки профрисков

Отсутствие проведенной оценки профрисков карается штрафами:

Кто будет оштрафованМера наказанияНорма НПА
Должностное лицо, ИППредупреждение или штраф 2 000-5 000 рублейч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицоШтраф 50 000-80 000 рублей

Судебная практика в этом вопросе не на стороне работодателей:

  • Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 16-4841/2020;
  • Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019.

Судьи сошлись во мнении, что несмотря на слабую нормативную базу, отсутствие регламентов проведения оценки профрисков, обязанность по осуществлению оценочных мероприятий лежит на работодателях в соответствии с ТК РФ.

Ошибки при проведении оценки профессиональных рисков

Перестарались с положением

Поскольку метод оценки риска организация выбирает самостоятельно, документ, описывающий процедуру оценки профессиональных рисков, является обязательным для любой организации. Этот документ создается задолго до того, как появляются первые результаты ОПР, и мы описываем процесс, который только предстоит реализовать. Нередко при создании положения по оценке рисков его делают неоправданно сложным. Если положение заказывают в экспертной организации, часто, для оправдания стоимости, документ делают объемным и, как следствие, содержащим избыточные требования и действия.

Самое простое решение, как правило, является самым оптимальным.

Мы не рекомендуем вам создавать процедуры, которые будут сложно реализуемы, а также потребуют больших временных ресурсов.

Оценка вероятности на статистике происшествий

Следующей распространенной ошибкой является анализ статистики несчастных случаев в организации с целью определения вероятности. В охране труда после несчастного случая должны быть приняты все меры, чтобы избежать его повторения. Таким образом, уместно рассчитывать вероятность на основе статистики только в организациях, где не ведется работа по охране труда.

Данные о происшествиях дают бесценную информацию для идентификации опасности, но оценивать вероятность нужно анализируя существующие меры управления. Только так, усиливая меры контроля, мы можем увидеть изменения в уровне риска.

Бесконечно обкатывать пилотный проект

Вообще способ реализации новой процедуры через пилотный проект идея хорошая и часто оправданная, но сейчас наблюдается тенденция «зависания» в стадии реализации пилотного проекта. Дело в том, что идеальная оценка риска – очень долгая и труднодостижимая задача.

Напомним, что в соответствии с требованиями трудового законодательства, оценка рисков должна быть проведена на всех рабочих местах. Даже очень хорошо сделанная ОПР только на части рабочих мест не избавит организацию от претензий со стороны надзорных органов.

С другой стороны, поскольку процесс обеспечения безопасности идет постоянно, мы можем постоянно улучшать оценку риска. Главное, чтобы этим процессом были охвачены все рабочие места.

Заказали ОПР частями в разных организациях

При проведении оценки рисков важно не только оформить карты на все рабочие места, но и проанализировать опасности с точки зрения задач управления.

Обязательными документами, подтверждающими проведение процедуры ОПР являются «Реестр опасностей организации», включающий все опасности, ранжированные по значимости и «Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков».

Если разные структурные подразделения оценивались разными методами, единый анализ опасностей в рамках всего предприятия будет очень сильно затруднен или даже невозможен.

Привычка покупать по дешевке

Ну и последнее, на что хотелось обратить внимание – это цена вопроса.

Если вы заказывали оценку риска в экспертной компании, то наверняка заметили, что сложившийся рынок услуги предлагает очень большую линейку ценовых предложений.

Обратите внимание на то, что оценка профессиональных рисков – это не специальная оценка условий труда. Когда мы заказываем спецоценку, лаборатория не может оказать услуг меньше, чем определено Федеральным законом №426. Для профрисков такого документа не существует.

В оценке рисков цена, как правило, отражает объем работы эксперта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector