Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Как получить возмещение из ФСС. Пошаговый алгоритм

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

В 2021 году серьезно изменился порядок финансирования затрат на предупредительные меры. В статье расскажем, как работодателю применить нововведения в финансировании затрат

Правительство РФ изменило порядок подачи заявлений на возмещение средств из Фонда социального страхования (Постановление от 30.12.2020 № 2375). Теперь их подают дважды: до 1 августа — на планируемые расходы, а до 15 декабря — на уже подтвержденные.

Изменился и сам принцип финансирования: произошел отказ от взаимозачетов по взносам. Теперь взносы оплачиваются в полном размере, а ФСС по одобренному заявлению перечисляет деньги на расчетный счет работодателя.

Когда подать заявление

В 2021 году страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2021 года (ранее по общему правилу было до 1 августа, но так же продляли до указанной даты).

Заявление с прилагаемыми к нему документами или их копиями (с печатью, если есть) можно подать на бумаге или электронно.

Срок принятия ФСС решения – 10 рабочих дней со дня получения заявления и полного комплекта документов, если взносы за год – до 25 000 рублей. Если больше, то после согласования проекта решения с Фондом.

Что нужно работодателям для получения разрешения на финансирование – какие документы, куда и в какой срок должны представить работодатели?

В срок не позднее 31 июля работодателю необходимо обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в филиал отделения фонда по месту своей регистрации. Все условия данной кампании и перечень документов, которые необходимо представить вместе с заявлением, определен Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Бланк заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер размещен на сайте отделения фонда r24.fss.ru в подразделе «Финансовое обеспечение предупредительных мер» раздела «Для страхователей».

Источники финансирования мероприятий по охране труда

Ст. 226 ТК РФ подробно описывает стандартный механизм выделения средств на повышение уровня безопасности каждого наемного рабочего.

  • средства из федерального бюджета, а также регионального либо местного, при этом предусматривается финансирование из внебюджетных источников;
  • средства из добровольных сборов организации и трудоустроенных лиц (наемных сотрудников: электрогазосварщика, инженера и пр.);
  • средства работодателя.

Важно! Каждый вариант отличается определенными особенностями, что позволит достичь эффекта и существенно улучшить в дальнейшем показатели безопасности.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

Средства должны быть выделены для повышения безопасности при выполнении работ в целом. Процедура по организации мероприятий осуществляется за средства:

  • государственного;
  • территориального;
  • областного бюджета, а также многочисленных внебюджетных фондов.

Порядок регулируется нормами федерального и регионального законодательства.

Справка! На государственном уровне и местными органами самоуправления в частности формируются дополнительные фонды. Основная задача заключается в выделении дополнительных средств в случае необходимости.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

Средства выделяются без ограничений по суммам. Одновременно с этим, минимум составляет 0,2% от израсходованного размера на производство товаров и услуг.

Читать еще:  Профессия дизайнер верстальщик Кто это и как им стать?

Деньги на повышение уровня безопасности наемных рабочих, к примеру, оздоровление, СОУТ и пр. могут быть увеличены в объемах исключительно согласно нормам коллективного договора или прочей документации.

Справка! Имеющиеся показатели затрат, которые напрямую связаны с финансированием программы повышения качества работы, должны быть обязательно включены в расчет налоговых сборов в себестоимость предоставления продукции, включая их производство, и услуг. Сотрудники не несут затраты для реализации поставленных задач.

Категорически запрещается расходование средств фонда ОТ и выделение с него различных материалов на прочие нужды, если он не входят в перечень.

В случае нецелевого использования организации обязаны вернуть средства в фонд и дополнительно уплатить штраф в установленном размере. Игнорирование требований влечет дополнительное начисление пени.

Нецелевое использование средств влечет штраф

В соответствии с имеющимися правилами, дополнительные средства могут быть выделены на повышение уровня безопасности наемных рабочих во время выполнения должностных обязанностей. Для этого допускается использование средств из страховых взносов и социальных в частности

Под этим подразумевается один из видов страхования, который представляет собой организацию соответствующих предупредительных мер непосредственно с целью сокращения уровня производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, в том числе действующего порядка выделения финансового обеспечения. Правила действуют на основании норм федерального российского законодательства в соответствии с рекомендациями Фонда социального страхования.

Два подхода к финансированию мероприятий по охране труда

Какие основные подходы в финансировании мероприятий по охране труда?

Можно выделить два принципиальных подхода к формированию плана мероприятий по охране труда.

Первый подход напрямую связан с исполнением обязательных по российскому законодательству мероприятий. К ним относятся:

проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), оценки профессиональных рисков и производственного контроля (далее — ПК);

обеспечение сотрудников средствами индиви- дуальной защиты (далее — СИЗ);

проведение обучений для персонала и медицинских осмотров, а так- же ряд других процедур.

Полный перечень необходимых мероприятий определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» от 1 марта 2012 года N 181н.

Такой подход позволяет сформировать минимальный бюджет на реализацию мероприятий и защитить работодателя от административной ответственности, которая может последовать за нарушения законодательства по охране труда.

Как правило, реализация плана, составленного по данному принципу, зависит от объема реально выделяемых средств из бюджета организации. И, как показывает практика, при выборе подхода, базирующемся только на законодательстве, отводится не выше установленных 0,2% и размеров выплат в ФСС.

В основе второго подхода заложена главная задача системы управления охраной труда (далее — СУОТ) — нулевой травматизм или так называемый Vision Zero. План мероприятий по охране труда в данной системе начинается с проведения оценки профессиональных рисков.

Актуальность процедуры управления профрисками

Во-первых, сейчас происходит переход на риск-ориентированный подход, который предполагает предупреждение происшествий. Именно на это и направлена оценка рисков: выявить и устранить потенциальные опасности

Во-вторых, в сознании многих работодателей заложено некорректное понимание оценки профрисков: данная процедура считается необязательной. За это компании привлекаются к административной ответственности, так как оценка профессиональных рисков — неотъемлемая часть СУОТ, согласно Приказу Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» от 19 августа 2016 года N 438н.

Читать еще:  Образец правильно составленного резюме по профессии IT специалист примеры

Отходя от законодательных обязательств, важно отметить, что оценка рисков позволяет выделить основные категории мероприятий по степени важности (незамедлительные, срочные, среднесрочные, долгосрочные и др.) и, таким образом, грамотно разработать план необходимых мер именно для конкретного предприятия. Такой подход дает возможность идентифицировать и оперативно предотвратить наиболее опасные, с точки зрения здоровья и жизни работников, факторы.

Пример:

Строительная организация провела оценку профессиональных рисков и выделила наиболее опасную деятельность внутри компании — работы на высоте. После выявления риска все работы будут незамедлительно остановлены. Параллельно с этим разрабатывается план мероприятий, включающий внесение изменений в технологический процесс, оснащение сотрудников СИЗ и средствами коллективной защиты, обучение и тестирование персонала, ежедневный контроль и другие необходимые меры. Функционирование возобновляется только после того, как будут проведены все ликвидирующие опасности мероприятия. Такой подход предполагает гибкое бюджетирование. В таких условиях работодатель готов выделять ресурсы, руководствуясь не просто требованиями законодательства, а реальными потребностями. Конечно, размеры затрат будут значительно превышать установленный стандарт 0,2%, но вложенные средства будут работать более эффективно, минимизируя все возможные риски и опасности.

Дополнительные источники финансирования

Статья 226 ТК РФ гласит о том, что работодатели имеют право на поддержку государства в плане финансирования условий и охраны труда. Однако размер финансирования настолько мал, что его трудно переоценить. В настоящем законодательстве не указано конкретной суммы. Здесь лишь говорится, что размер не может быть меньше 0,2% от общей суммы финансирования производства. То есть поддержка может составлять и 0,2, и 0,3%.

Также в настоящем законодательстве говорится о том, что предприятие имеет право на получение поддержки не только от государственных структур. Спонсоры и благотворительные организации могут оказать помощь предприятию в организации условий и охраны труда.

В Трудовом кодексе РФ существует и небольшой недочет. Так в нем не указана обязанность работодателя провести процедуру ознакомления сотрудника с существующими трудовыми нормами и условиями труда при приеме на работу. Таким образом, часто возникают случаи, когда сотрудник подписывает трудовой контракт и соглашается с предоставленными условиями труда, которые при этом не соответствуют требуемым. В идеале в трудовом контракте должен быть прописан перечень условия труда, организация которых входит в обязанность работодателя.

Также стоит добавить, что финансирование улучшений условий и охраны труда может осуществляться и на другом уровне. Так помимо государственной поддержки и финансирования работодателем обеспечение может поступать и от представителей персонала, т.е. других сторон трудового контракта, которые вместе с работодателем составляют план по улучшению условий труда.

Как сократить расходы на охрану труда с помощью взносов в ФСС РФ?

Первый способ установлен Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами[1].

Правила финансового обеспечения предупредительных мер предусматривают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, затраты на которые могут быть сокращены на сумму, равную 20 % сумм страховых взносов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Если в организации не более 100 работников, объем финансирования может быть определен за три предыдущих года.

Читать еще:  Заявление на отпуск в детский сад на ребенка

Упрощенно схема финансирования выглядит так: ФСС РФ позволяет работодателю не платить в следующем году страховые взносы в сумме, равной 20 % от прошлогодних взносов, если такая же сумма была потрачена работодателем на мероприятия, перечисленные в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер.

Объем финансовых средств, которые будут «возмещены» за счет перечисленных страховых взносов, можно узнать по-разному:

Вариант 1. Необходимо обратиться в отделение территориального органа ФСС РФ по месту регистрации организации. В отделении есть все сведения об объеме перечисленных взносов от организации и расходов на обеспечение по страхованию, на основании которых сотрудники отделения могут сообщить размер средств, который можно реализовать в счет страховых взносов.

Вариант 2. Снова обратиться в бухгалтерию, где с точностью до копейки узнать сумму перечисленных взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства, затраченные на обеспечение по данному виду страхования.

Следует отметить, что мероприятия, перечисленные в Типовом перечне и в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, совпадают не полностью. В связи с этим не все мероприятия, перечисленные в Типовом перечне, работодатель сможет реализовать за счет средств страховых взносов. Например, за счет страховых взносов нельзя возместить расходы на оплату занятий работников спортом в клубах и секциях.

К СИЗ также есть дополнительные требования. Для возмещения расходов на их закупку они должны быть изготовлены на территории государств — членов Евразийского экономического союза, т. е. ФСС РФ возместит затраты работодателя на закупку средств индивидуальной защиты, произведенных исключительно в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России.

Второй способ сокращения расходов представлен в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[2].

В России для каждой отрасли экономики установлен свой страховой тариф, в соответствии с которым работодатель обязан отчислять в ФСС РФ страховые взносы. За счет скидки к страховому тарифу работодатель может снизить отчисления взносов в ФСС РФ до 40 % для всех работников организации.

Страховой тариф определяется ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Размер скидок рассчитывается ФСС РФ в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[3].

Расчет производится исходя из основных показателей страховых случаев, определенных по итогам деятельности работодателей за 3 года, предшествующих текущему году, с учетом сведений о результатах СОУТ и проведенных обязательных медицинских осмотров. Таким образом, чтобы получить скидку к страховому тарифу, работодателю необходимо реализовать только два мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

[1] Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 ( Правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам).

[3] Утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector