Pravo-76.ru

Юридический журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФЗ44681 О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу

Администрация МО «Кабанский район»

официальный сайт

  • Главная
  • Информация
  • Новости
  • Анонсы событий
  • Информационные сообщения
  • Семья и дети
  • Полиция
  • Росреестр
  • Открытые данные
  • Отчеты о проделанной работе
  • Ртутьсодержащие лампы
  • Юбилей Победы
  • Филиал МФЦ
  • Уроки безопасности
  • Защита населения от ЧС
  • Реестр остановочных пунктов
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Общая информация
  • Туризм и отдых
  • Средства массовой информации
  • Экономика и стат. данные
  • Сельское хозяйство
  • Муниципальные образования
  • Органы МСУ
  • Спорт
  • Инвестиционная привлекательность
  • Целевые программы
  • Роспотребнадзор
  • Прокуратура
  • Муниципальные программы
  • Независимая оценка качества
  • Социальная защита
  • Расписание автотранспорта
  • Структура администрации
  • Руководство
  • Планы работ и мероприятий
  • Противодействие коррупции
  • Административная комиссия
  • Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений
  • Финансовое управление
  • Профилактика правонарушений
  • ЖКХ
  • Территориальные органы и представительства
  • Советы при Главе района
  • Кадровое обеспечение
  • Информационные системы
  • Контрольно-счетная палата
  • Отдел инвестиций экономики и туризма
  • Учетная политика
  • Районное Управление Образования
  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Правовое управление
  • Коронавирус поддержка малого и среднего бизнеса
  • Коронавирус
  • Новости
  • Структура
  • Решения сессий
  • Постоянные депутатские комиссии
  • Регламент
  • Устав
  • Нормативные правовые акты
  • Формы обращений
  • Порядок обжалования
  • Майские указы Президента РФ
  • Наказы избирателей
  • Федеральный закон №136
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Ведомственные перечни муниципальных услуг
  • Административные регламенты
  • Технологические карты межведомственного взаимодействия
  • Межведомственное взаимодействие
  • Нормативно-правовые акты
  • Услуги в электронном виде
  • Проекты административных регламентов
  • Технологические схемы
  • Реестр заказов
  • Портал закупок

Последние поправки

В ходе последней редакции закона №4468-1, в статьи №14 и №45 были внесены актуальные правки, касательно повторной бюджетной индексации для повышения размера пенсионных пособий военнослужащим и другим государственным сотрудникам. Подобные меры нацелены на предоставление гражданам достойного уровня жизни.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ для опекунов тут:

Согласно законодательству, выплаты предоставляются лицам, служившим в следующих государственных органах:

  • министерство обороны РФ;
  • органы внутренних дел (ОВД);
  • сотрудники госучреждений, отвечающие за наблюдение за заключёнными и обеспечение безопасности в тюрьме (системе исполнения наказаний);
  • военные, обеспечивающие контроль за оборотом наркотиков;
  • сотрудники противопожарной безопасности и др.

Также, супруги, дети и родители погибших военнослужащих вправе рассчитывать на получение пенсии по случаю потери кормильца.

ФЗ об охране атмосферного воздуха читайте тут:

Основанием для оформления военной пенсии служат следующие показатели:

  • выслуга лет (непрерывный военный стаж);
  • должность;
  • звание;
  • потеря кормильца;
  • инвалидность.

Статья №45 в последней редакции (от 20 декабря 2017 года) регламентирует основные способы повышения пенсии некоторым категориям военнослужащих, а именно:

  • героям СССР;
  • заслуженным спортсменам и чемпионам Олимпийских и Паралимпийских игр;
  • лицам, награжденным орденом Трудовой славы или орденом «за службу родине в вооруженных силах СССР»;
  • участникам ВОВ и других воин.

к содержанию ↑

Законопроект о понижающем коэффициенте военной пенсии в 2022 году

30 сентября 2021 года на рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.

Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.

Текст законопроекта о понижающем коэффициенте с 1 января 2022 года

В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.

Стоит отметить, что 1 октября 2022 г. пройдет плановая индексация, касающаяся величины денежного довольствия военнослужащих. Его увеличат на 4,0%. На столько же вырастет и размер назначенных пенсий.

Надбавки к пенсии военным пенсионерам в 2021 году и перечень оснований для их назначения

Законодательством РФ предусмотрен целый ряд повышений и надбавок к пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним — бывшим сотрудникам МВД, МЧС, Росгвардии, ФСИН и т.д.

Такие доплаты назначаются за участие в боевых действиях, достижение 80-летнего возраста, за инвалидность из-за травмы, полученной во время службы, либо по причине общего заболевания, за несовершеннолетних детей и так далее.

Перечень оснований, а также суммы положенных военным пенсионерам прибавок зависят от вида назначенной пенсии:

  • за выслугу лет,
  • по инвалидности
  • или по потере кормильца.

Размер надбавки устанавливается в процентном выражении от величины расчетного размера пенсии (РРП). В зависимости от основания это может быть прибавка к пенсии от 15 до 300% величины РРП.

Кроме того, ежегодно величина РРП индексируется, что влечет за собой ежегодное увеличение размеров надбавок военным пенсионерам. Такое повышение проходит ежегодно с 1 апреля. Например, индексация 1 апреля 2021 года прогнозируется на уровне 2,6%.

Какие доплаты к пенсии предусмотрены для военных пенсионеров

Согласно статье 46 закона РФ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от 12.02.1993 г., доплаты к военной пенсии определяются в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). Таковым считается социальная пенсия по старости, величину которой устанавливает и ежегодно индексирует Правительство РФ.

В 2021 году расчетный размер пенсии составляет 5751,93 руб. Соответственно, и надбавки для военных пенсионеров рассчитываются с учетом этой суммы.

Для каждого вида военной пенсии законом предусмотрен свой перечень надбавок:

  • Основания для увеличения пенсии за выслугу лет для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств перечислены в статьях 16 и 17 закона РФ № 4468-1.
  • Для получающих пенсионное обеспечение по инвалидности список надбавок закреплен в статье 24 этого же закона.
  • Основания для повышения выплаты по потере кормильца указаны в статье 38.

При этом предусмотрены и общие для всех видов пенсий основания для увеличения пенсионной выплаты. Они перечислены в статье 45 закона № 4468-1 и указаны далее в таблице:

Величина надбавки к военной пенсииКому положенаПримечание
Определяемая в % от РРП
32%участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, перечисленных в подпунктах «а» — «ж» и «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., а также ветеранам боевых действий, указанным в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 этого же законапри наличии права одновременно на несколько из этих трех надбавок, назначается только одна, большая по величине
16%гражданам, проходившим военную службу 6 и более месяцев в период с 22.06.41 по 03.09.45 гг., а также лицам, проработавшим 6 и более месяцев на временно оккупированных территориях СССР в период с 22.06.41 по 09.05.45 гг.
32%награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
32%бывшим несовершеннолетним узникам
16%необоснованно репрессированным по политическим мотивам гражданам, впоследствии реабилитированным
32%инвалидам с детства из-за контузии, ранения, увечья, полученного в боевых действиях во время ВОВ
Определяемая в % от величины военной пенсии
100%Героям Советского Союза, РФ; лицам, награжденным орденом Славы трех степенейдоплата не назначается военным пенсионерам, получающим ДЕМО по линии ПФР
50%Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ
50%чемпионам Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр
15%награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, орденом «За службу Родине в ВС СССР» трех степеней
Читать еще:  Региональный материнский капитал в Самарской области в 2021 году

Если пенсионер имеет право на одновременное получение двух военных пенсий (как, например, родители и вдовы военнослужащих, погибших из-за военной травмы), перечисленные надбавки назначаются только к одной из них.

Надбавки к пенсии за выслугу лет военнослужащим

Военные пенсионеры, получающие пенсию по выслуге лет, имеют право на ряд повышений и надбавок к пенсионному обеспечению.

Так в статье 16 закона № 4468-1 закреплены доплаты для пенсионеров, ставших инвалидами.

Сумма такой прибавки зависит от причины инвалидности и установленной группы:

Категория получателейГруппа инвалидностиРазмер надбавки
в % от РРПв рублях
Военнослужащие, ставшие инвалидами из-за полученной военной травмы1300%16818,51
2250%14015,43
3175%9810,80
Участники ВОВ, ставшие инвалидами по общему заболеванию, трудовому увечью, другим причинам (кроме противоправных действий)1250%14015,43
2200%11212,34
3150%8409,26
Награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и ставшие инвалидам по общему заболеванию, трудовому увечью, другим причинам (кроме противоправных действий)1200%11212,34
2150%8409,26
3100%5606,17
Инвалидам 1 группы независимо от причины100%5606,17

Помимо надбавок в связи с инвалидностью военного пенсионера предусмотрены и другие основания, перечисленные в статье 17 закона, а именно:

  • При достижении возраста 80 лет к пенсии по выслуге лет положена ежемесячная прибавка в размере 100% от РРП.
  • Неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, не получающие страховую или социальную пенсию, доплачивают:
    • 32% от РРП за одного члена семьи;
    • 64% — за двух;
    • 100% — за трех и более.

Если в семье несколько неработающих военных пенсионеров, на иждивении которых находится один и тот же нетрудоспособный член семьи (к примеру, несовершеннолетний ребенок), доплата назначается только одному пенсионеру.

  • Участникам ВОВ, не являющимся инвалидами, назначается прибавка в 32% РРП, а при достижении ими возраста 80 лет — 64%.

Доплаты к военной пенсии по инвалидности

Для военных пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности, предусмотрены надбавки в соответствии со статьей 24 закона № 4468-1 от 12.02.1993 г.

Перечень доплат и их актуальный размер приведены в таблице:

Нужно отметить, что все вышеперечисленные доплаты не назначаются работающим пенсионерам, а также имеющим доход от предпринимательской деятельности, что установлено в статье 57 закона № 4468-1.

Прибавки к пенсии по потере кормильца военнослужащего

Нетрудоспособные члены семьи умершего или погибшего военнослужащего имеют право на ряд надбавок к пенсионному обеспечению по потере кормильца. Их перечень закреплен в статье 38 закона № 4468-1 от 12.01.1993.

  1. Если получатель выплаты является инвалидом 1 группы или лицом старше 80 лет, к назначенной ему пенсии полагается надбавка в размере 100% величины РРП.
  2. Детям-инвалидам и инвалидам с детства 1 и 2 групп, потерявшим обоих родителей либо одинокую мать, назначается доплата в 32% РРП.
  3. Супруги и родители, потерявшие двух и более кормильцев (супруга и/или детей), имеют право на надбавку в 200% от расчетного размера.
  4. Детям, проходящим обучение в образовательных учреждениях по очной форме, начисляется доплата в 200% РРП. Получать такую выплату можно до достижения 23-летнего возраста. Однако такое повышение не предусмотрено, если обучение ребенка связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних.
  5. Инвалидам с детства 1 и 2 групп, потерявшим обоих родителей из-за полученных ими военных травм, положена прибавка в 200% расчетного размера.

Если пенсионер попадает одновременно под несколько критериев, указанных в пунктах 2, 4 или 5, ему устанавливается только одно повышение, которое больше по величине.

Ежегодное повышение размера доплат военнослужащим

Размеры надбавок к пенсии военнослужащих и сотрудников силовых ведомств определяются от расчетного размера пенсии, которым по закону является социальная пенсия по старости. Размер соцпенсии по старости подлежит ежегодной индексации с 1 апреля, в связи с чем суммы доплат к военной пенсии тоже увеличиваются. Норма о пересмотре размеров доплат закреплена в статье 49 закона № 4468-1 от 12.01.1993 г.

Порядок индексации соцпенсии и, соответственно, расчетного размера пенсии (РРП) определяется Правительством РФ. Так, например, на 1 апреля 2021 года запланирована индексация на 2,6%. В результате такого повышения величина соцпенсии вырастет с 5606,17 до 5751,93 руб.

Соответственно, с 1 апреля 2021 размеры назначенных и выплачиваемых доплат будут в автоматическом режиме пересчитаны с учетом увеличенного размера РРП.

Как оформить доплаты к военной пенсии

Для оформления надбавки военному пенсионеру нужно обратиться в пенсионный отдел ведомства, назначившего и выплачивающего ему пенсию — в пенсионный отдел в военкомате по месту жительства, отдел пенсионного обслуживания ЦФО УМВД и так далее. Доплата будет назначена при документальном подтверждении права на нее: при предъявлении удостоверения о статусе ветерана боевых действий, участника или ветерана ВОВ, справки МСЭ об установлении инвалидности и так далее.

При оформлении надбавки к пенсии за иждивенца необходимо будет предоставить:

  • трудовую книжку или ее заверенную копию;
  • справку из Пенсионного фонда о том, что нетрудоспособный член семьи не получает пенсию по линии ПФР;
  • свидетельство о рождении иждивенца или паспорт;
  • если доплата оформляется на школьника или студента, необходима будет справка из учебного учреждения с указанием формы обучения и срока завершения учебы.

Документы можно предоставить как лично, так и путем почтового отправления. Надбавка к военной пенсии будет назначена со дня обращения пенсионера.

Нужно отметить, что некоторые виды надбавок назначаются только неработающим пенсионерам (например, за несовершеннолетних детей). Поэтому дважды в год (15 февраля и 15 августа) пенсионеру нужно будет обращаться в пенсионный отдел и предоставлять свою трудовую книжку или ее копию, чтобы подтвердить статус неработающего пенсионера.

Налоговые льготы

Налоговое законодательство предусматривает следующие преференции:

  • освобождение от уплаты налога за один из имеющихся объектов жилой недвижимости и 600 кв. м от общего объема земельных владений (если участок превышает этот порог, то исчисление происходит только на разницу, полученную после вычета льготных соток);
  • отсутствие обязанности по уплате госпошлин при обращении в госучреждения;
  • уменьшение налоговых сборов, начисляемых автовладельцам со статусом ветерана военной службы, а также получившим инвалидность во время БД (скидки предусмотрены на региональном уровне).

Для применения режима льготного налогообложения пенсионеру нужно обратиться с соответствующим заявлением в ФНС по месту жительства. Автоматическое уменьшение налога в этом случае не предусмотрено.

Читать еще:  Получение налоговой льготы военными пенсионерами по земельному налогу

КС не стал разъяснять постановление по поводу пенсионных взносов адвокатов – военных пенсионеров на ОПС

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1371-О-Р об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства адвоката АП г. Москвы Ольги Морозовой об официальном разъяснении Постановления от 28 января 2020 г. № 5-П, принятого по ее жалобе.

КС признал оспариваемые нормы конституционными, но при этом указал на неопределенность нормативного содержания

Напомним, что в январе прошлого года Конституционный Суд предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания законодательных норм, касающихся пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования граждан, применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Как ранее писала «АГ», Ольга Морозова занимала должность заместителя начальника следственного департамента ФСКН. В июле 2014 г. она вышла в отставку по болезни в возрасте 45 лет. Ей была назначена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом о военных пенсиях. В апреле 2017 г. она получила статус адвоката и в июне того же года обратилась в межрайонную инспекцию ФНС России с просьбой не ставить ее на учет как плательщика взносов на ОПС, поскольку их уплата не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения по достижении пенсионного возраста в 2029 г. – к этому моменту, указывалось в жалобе, она не сможет выработать требуемый 15-летний страховой стаж и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 30.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении административного иска адвоката о признании решения налогового органа незаконным. Со ссылкой на Закон о военных пенсиях они указали, что военные пенсионеры обязаны встать на учет в качестве страхователей по ОПС и уплачивать взносы, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют адвокатскую деятельность). Это, отметили суды, обусловлено предоставлением таким лицам права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Законом о страховых пенсиях. При этом, подчеркнули они, отказ от участия в системе ОПС законодательством для таких лиц не предусмотрен.

В Постановлении № 5-П/2020 КС напомнил, что отнесение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к числу плательщиков взносов на ОПС и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов направлены на реализацию конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения, тем более что самозанятые подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию. Распространяя эту позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Суд подчеркнул, что их обязанность уплачивать взносы в ПФР должна гарантировать возможность реализации пенсионных прав в рамках системы ОПС на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате взносов в ПФР конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.

КС отметил, что соответствующий правовой механизм был установлен поправками в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения (Закон от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ), согласно которым военным, служившим по контракту, и приравненным к ним при назначении трудовой пенсии по старости было закреплено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности. Так, пенсионные права адвокатов из числа военных пенсионеров формируются за счет страховых взносов на ОПС и распределяются на солидарную и индивидуальную части с применением общеустановленного тарифа. При определении ИПК учитываются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части и учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Вместе с тем, предоставляя военным, служившим по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам право на получение в дополнение к пенсии за выслугу лет или по инвалидности трудовой пенсии по старости, законодатель исключил из состава последней базовую часть. Принимая такое решение, он исходил из необходимости достичь соотносимости размера обеспечения по ОПС и уплаченных взносов, а также учитывал получение ими пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Между тем, в отличие от базовой части трудовой пенсии, финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются взносы на ОПС, уплаченные по солидарной части тарифа. В то же время застрахованным из числа военных пенсионеров, у которых при достижении пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения пенсии по старости (страховой стаж не менее 15 лет и ИПК не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то, что взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях.

Таким образом, указал КС, оспариваемые положения характеризуются неопределенностью нормативного содержания, поскольку, обязывая адвокатов – военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС по солидарной части тарифа и не предоставляя им – в исключение из общего правила – права на получение страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты, не позволяют выявить волю законодателя касательно цели уплаты указанными лицами взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного обеспечения по ОПС, которое должно быть им предоставлено по достижении пенсионного возраста.

Отмечается, что предусмотренный законодательством порядок формирования самозанятыми лицами, включая адвокатов, пенсионных прав не позволяет (по крайней мере, без уплаты страховых взносов сверх фиксированного размера) синхронизировать процессы формирования ИПК заданной величины (не менее 30) и приобретения требуемого страхового стажа (не менее 15 лет), поскольку для этого требовалось бы ежегодное формирование ИПК в размере не менее 2. В результате к моменту достижения пенсионного возраста указанные процессы могут быть не завершены, и тогда, несмотря на наступление страхового случая, застрахованный будет вынужден либо продолжить формирование пенсионных прав, либо отказаться от притязаний на обязательное страховое обеспечение.

«Подобная рассогласованность процессов ˂…˃ может быть компенсирована продолжительным осуществлением соответствующих видов деятельности, что, в свою очередь, предполагает как можно более раннее (с учетом реализации квалификационных требований, установленных законодательством для отдельных категорий самозанятых лиц) приобретение правового статуса индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса и т.п.», – сообщается в документе.

Однако для застрахованных лиц из числа военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая адвокатов, эта возможность, как правило, отсутствует. С учетом условий назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о военных пенсиях самозанятые лица, которым назначена такая пенсия, начинают осуществлять соответствующие виды деятельности и формировать свои пенсионные права в системе ОПС после прекращения военной и (или) иной приравненной к ней службы – т.е. в более позднем возрасте по сравнению с другими застрахованными лицами из числа самостоятельно обеспечивающих себя работой. При этом для них не предусматривается возможность назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа.

Читать еще:  Можно ли заменить выдачу молока за вредность денежной компенсацией?

Впоследствии был принят закон, которым был уточнен порядок уплаты адвокатами – военными пенсионерами взносов на ОПС. В частности, в Закон об обязательном пенсионном обеспечении были внесены коррективы в целях исключения адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о военных пенсиях, из числа застрахованных лиц, на которых распространяется ОПС. Кроме того, таким адвокатам предоставлено право добровольной уплаты взносов на ОПС.

По мнению адвоката, неопределенность нормативного содержания сохранилась

В ходатайстве (имеется у «АГ») Ольга Морозова просила Конституционный Суд разъяснить, как следует понимать п. 1 резолютивной части Постановления № 5-П/2020 в период неисполнения федеральным законодателем п. 3 постановления.

Адвокат указала, что в соответствии с постановлением она обязана платить взносы на ОПС с целью обеспечения своих прав на получение обязательного страхового обеспечения, а федеральный законодатель в свою очередь обязан устранить неопределенность нормативного содержания ряда законодательных норм применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе ОПС пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Суда.

«До настоящего времени мое положение не изменилось, поскольку федеральный законодатель не устранил неопределенности содержания вышеуказанных норм применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», – подчеркнула заявитель. Она подчеркнула, что все обстоятельства, изложенные в ее жалобе, по которой было принято Постановление № 5-П/2020, не изменились и она гарантированно безвозмездно утрачивает пенсионные накопления, которые будут учтены на ее индивидуальном лицевом счете в результате уплаты указанных сумм страховых взносов.

Конституционный Суд напомнил, что согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 502-ФЗ, принятому во исполнение Постановления № 5-П/2020, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по ОПС. Тем самым они были освобождены от обязанности уплачивать взносы на ОПС с даты вступления Закона № 502-ФЗ в силу, а именно – с 10 января 2021 г.

Формально ходатайствуя о разъяснении Постановления № 5-П/2020, заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом вопрос о проверке конституционности Закона № 502-ФЗ, что возможно лишь в порядке, предусмотренном гл. XII ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», подчеркивается в определении.

Эксперты критически оценили новые правила формирования пенсии адвокатов – военных пенсионеров

В комментарии «АГ» Ольга Морозова отметила, что «в сухом остатке» спора с ФНС за адвокатами – военными пенсионерами сохранилась обязанность уплатить взносы на ОПС за периоды до 2021 г., несмотря на тот факт, что у подавляющего большинства данных плательщиков никакой «второй» пенсии гарантированно не будет. «Только одна норма из семи обжалованных и признанных не соответствующими Конституции п. 2 резолютивной части Постановления № 5-П претерпела редакционное изменение. Осталось “незамедлительно устранить” неопределенность еще в шести нормах, и п. 3 постановления будет исполнен. Как видим, законодатель на свое усмотрение выполняет поручение Конституционного Суда», – пояснила она.

Ольга Морозова добавила, что применительно к прошедшим периодам адвокатской деятельности конституционные права адвокатов – военных пенсионеров остались нарушенными, поскольку, не определив объем пенсионных прав военных пенсионеров, законодатель сохранил обязанность уплачивать страховые взносы на ОПС до 2021 г. «Ответ КС был вполне прогнозируемым. Но лучше попытаться исправить положение, чем ничего не делать и жалеть себя, – считает адвокат. – На мой взгляд, в данном определении Суд выразил готовность к дальнейшему диалогу: “обращайтесь с новой жалобой, и мы ее рассмотрим”». В заключение адвокат добавила, что ожидает коммуникации жалобы Европейским Судом по правам человека.

По мнению адвоката АП Новгородской области Константина Маркина, формально КС прав, указав, что заявитель ходатайства фактически поставила вопрос о проверке конституционности Закона № 502-ФЗ.

«Законодатель принял меры по выполнению Постановления КС № 5-П/2020. Закон № 502-ФЗ не предусматривает возврат ранее уплаченных страховых взносов лицами из числа военных пенсионеров. С точки зрения интересов государства это понятно, однако с позиции лиц, которые платили страховые взносы, – несправедливо. Если уж законодатель вводит новые “правила игры” в вопросе формирования пенсии, считаю, должна была быть однозначно определена и судьба ранее уплаченных страховых взносов», – подчеркнул он.

В настоящее время, пояснил Константин Маркин, получается, что ранее уплаченные страховые взносы лицами из числа военных пенсионеров – это некий «бонус» Пенсионному фонду. «Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что интересы государства в данном вопросе поставлены выше интересов граждан», – резюмировал адвокат.

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты