Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете — КонтурЭкстерн

Резерв по сомнительным долгам создается в соответствии со ст. 266 и 313 НК РФ. Сомнительным долгом является задолженность перед налогоплательщиком, которая:

  • не погашена в сроки, установленные договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Формировать резерв можно только в отношении дебиторской задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет. Иными словами, наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчет резерва не обязательно (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612). Учесть задолженность при создании резерва можно, даже если есть взаимозависимость с должником (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2010 N КА-А40/8149-10, ФАС Уральского округа от 07.07.2009 N Ф09-4588/09-С3).

Для целей налогообложения не является сомнительной задолженность:

1. по предоплате, если поставщик не отгрузил товар (Письма Минфина России от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398, от 07.10.2005 N 03-03-04/1/257, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2007 N Ф04-5218/2007(36844-А67-37);

2. по штрафным санкциям за нарушение условий договора (Письма Минфина России от 23.09.2010 N 03-03-06/1/612, от 19.03.2010 N 03-03-06/2/52);

3. по договорам коммерческого кредита (Письмо Минфина России от 06.05.2011 N 03-03-06/1/283);

4. по договорам займа и договорам уступки права требования (Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318, Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2010 N КА-А40/2553-10 по делу N А40-95723/08-98-494 (Определением ВАС РФ от 02.08.2010 N ВАС-8816/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Нормативная база

Регулирование всех вопросов, связанных с созданием, учетом и списанием резерва сомнительных долгов, производится на основании следующих документов:

  • Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ в последней редакции;
  • Налогового кодекса РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказа Министерства финансов от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положения по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений». Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.
  • Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
  • Писем Минфина РФ от 10.07.2015 № 03-03-06/39756 и от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7.
Читать еще:  УСН или ЕНВД как правильно выбрать режим налогообложения?

В отношении какой задолженности может формироваться резерв

Как было указано выше, согласно положениям ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть сформирован в отношении задолженности, возникшей перед налогоплательщиком в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (а также в отношении невыплаченных процентов – для банков, кредитных потребительских ­кооперативов и микрофинансовых организаций).

При принятии решения о формировании резерва, налогоплательщикам нужно четко представлять, подпадает ли их задолженность под определение сомнительного долга (т.е. возникла ли эта задолженность в связи с реализацией товаров (работ, услуг)). В некоторых случаях ответ на данный вопрос не является типичным. Рассмотрим далее некоторые спорные ситуации в ­части формирования резерва в отношении того или иного вида ­задолженности.

Задолженность, полученная по договору уступки прав требования

В ряде случаев возникает вопрос, вправе ли организация при исчислении налога на прибыль включать в состав резерва по сомнительным долгам задолженность по договорам уступки права требования? По данному вопросу Минфин России в письме от 09.10.2014 № 03-03-06/1/50394 ­высказал мнение, что нет, резерв под такую задолженность создавать нельзя.

В определении Верховного Суда РФ от 13.04.2015 № 301-КГ15-2232 по делу № А43-2252/2014 суд также сделал вывод, что задолженность по договору цессии в силу положений ст. 266 НК РФ не может рассматриваться как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Данный вывод суда следовал из анализа положений п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которым реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе. Таким образом, сделал вывод Верховный Суд РФ, в состав резерва сомнительных долгов подлежит включению не любая задолженность перед налогоплательщиком, а лишь та, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Читать еще:  Заполнение платёжного поручения на перечисление налогов и страховых взносов

Корректировка резерва сомнительных долгов

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете заканчивается корректировкой резерва. То есть резерв за текущий период сравнивается с остатком резерва прошлого отчетного года. Прошлогодний резерв уменьшается на сумму долгов, признанных на текущую дату безнадежными. Полученный результат сравнивается с новым размером резерва:

  • Если новосозданный резерв оказался меньше остатка с прошлого периода, то разница между показателями относится к доходной части (в раздел внереализационных доходов).
  • Если новосозданный резерв оказался больше, чем остаток с прошлого периода, то разница между показателями относится к расходной части (в раздел внереализационных расходов).

В случаях, если предприятие со следующего налогового года решило прекратить практику резервирования просроченной дебиторской задолженности, остаток суммы текущего резерва необходимо относить к категории внереализационных доходов (при этом руководствоваться следует нормами п.7 ст. 25 НК).

Особенности резервов по сомнительным долгам

Множество предприятий имеет проблемы, связанные с недобросовестностью контрагентов. Последние закрывают задолженности, допуская просрочки, результатом которых становится увеличение отражающейся в 1-ом разделе баланса дебиторской задолженности.

Однако если долг контрагента вызывает сомнения и взыскать его не получается (предположим, если у контрагента есть материальные сложности), то размер актива на балансе окажется нецелесообразно завышенным. У пользователей не будет шанса правильно оценить действительную ситуацию на предприятии.

Именно для возможности изменения балансовой цены активов в бухучете и существует такой инструмент, как резерв по сомнительным задолженностям. Его основная задача состоит в том, чтобы бухгалтерская отчетность компаний могла быть соответствующей истине, и внутренние и внешние пользователи отчетности получили возможность полноценно оценивать финансовую ситуацию фирмы.

Методики расчета

Для бухучета применяются три типовых схемы определения суммы резерва:

  • Интервальная.
  • Экспертная.
  • Статистическая.

Первый способ предполагает ежеквартальный или ежемесячный расчет показателя исходя из срока нарушения договорных обязательств по долевому соотношению. Для наглядного понимания приведем пример: покупатель нарушил условия контракта и не перечислил оплату за оказанные услуги в сумме 1 млн. руб. за 60 дней. Тогда по аналогии с налоговым учетом, бухгалтер кредитора сформирует проводку на увеличение резерва по долгам на 50% от величины долга, т. е. на 500 тыс. руб.

Читать еще:  Какими налогами облагается начисление суточных сверх установленной нормы?

Экспертный метод строится на квалифицированной оценке долговых обязательств. При этом на увеличение фонда будут относиться только те суммы дебиторки, которые, по мнению специалиста финансовой службы, однозначно не будут погашены.

Допустим, долг заказчика по договору подряда составил 300 тыс. руб., из них 200 тыс. руб. просрочены на 70 дней, а 100 тыс. руб. на 50. После детального анализа руководитель решает увеличить резерв именно на 200 тыс. руб. При списании задолженности фонд покроет только ее часть, а остаток будет отнесен на прочие затраты.

Статистический способ основан на мониторинге состояния обязательств среди общей массы долгов на протяжении нескольких отчетных периодов (месяц, год). При этом учетные данные могут браться на начало или конец заявленного временного промежутка.

Например, по итогам первого квартала создан резерв 150 тыс. руб. Во втором квартале доля сомнительных долгов от общей массы дебиторки составила 120 тыс. руб. Бухгалтер восстанавливает 30 тыс. руб. из резерва. Если по итогам девяти месяцев произошло повышение непогашенных долгов, фонд покрытия снова увеличивается.

Ответственность за нарушение требований учета

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector