Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговый мониторинг в 1С для системы внутреннего налогового контроля

1С: НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Автоматизированный доступ контролирующих органов к информационной системе предприятия

Теперь никаких проверок и штрафных санкций! Взаимодействуйте с налоговыми органами ОНЛАЙН

15 апреля в 14.00 (Мск) пройдет вебинар
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Участие в вебинаре свободное. Регистрация обязательна.

Программа вебинара:
a) Особенности подготовки документации для Налогового мониторинга.
b) Архитектура: особенности выгрузки данных.
c) Организация защиты персональных данных.
d) Система внутреннего контроля.
Во время вебинар вы сможете пообщаться с нашими специалистами и задать им, интересующие вас вопросы.
Докладчик: Костина Ксения, руководитель департамента проектов 1С:Сервистренд и Пантюхина Екатерина, специалист по налоговому мониторингу 1С:Сервистренд

Кто может участвовать в налоговом мониторинге?

• Сейчас к системе могут присоединиться компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей, а сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год составляет не менее 300 млн рублей.

• С 2022 года налоговый мониторинг смогут применять компании с объемом годового дохода — 1 млрд рублей, активами – 1 млрд рублей и совокупной суммой уплаченных за год налогов – 100 млн рублей.

Преимущества сервиса 1С: Налоговый мониторинг


Автоматизация взаимодействия с налоговыми органами

Отсутствие штрафов и пеней со стороны налоговых органов

Сокращение документооборота с контролирующими органами

Сокращение затрат в связи с проведением налоговых проверок

Отсутствие традиционных выездных и камеральных налоговых проверок

Минимизация налоговых
рисков

Схема взаимодействия участников налогового мониторинга:

Функции налогового мониторинга представлены в следующих программных продуктах 1С:

► 1С: Управление холдингом- комплексное решение для автоматизации корпоративных финансов

► 1С: Управление холдингом. ERP- для автоматизации налогового мониторинга в компаниях со сложным производственным учетом

► 1С: Налоговый мониторинг- включает базовые функции по автоматизации налогового мониторинга отдельной компании

Настроим вашу программу 1С для внутреннего налогового контроля

✏ Проведем БЕСПЛАТНО первичную диагностику/презентацию по вопросам Налогового мониторинга и их реализации в ваших программах 1С.

✏ Поможем в подготовке Регламента информационного взаимодействия и защите его в ФНС.

✏ Подготовим информационные системы 1С к Налоговому мониторингу: выбор схемы реализации (витрина, прямой доступ), выбор готового решения 1С или адаптация вашей системы, моделирование, тестирование, демонстрация ФНС, запуск в эксплуатацию.

✏ Обеспечим поддержку и сопровождение систем 1С в ходе Налогового мониторинга: техническая и методическая поддержка, доработка и обновление системы 1С: Налоговый мониторинг.

✏ Организуем систему хранения первичных документов: анализ и подключение поставщиков к системе 1С-ЭДО и организация сканирования/хранения образов.

✏ Построим архитектуру системы 1С:Налоговый мониторинг. Оптимизацию производительности и защиту персональных данных в системах 1С.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Заявление о переходе на налоговый мониторинг в 2020 году можно подать в электронной форме. Вместе с заявлением в налоговые органы необходимо направить:

• регламент информационного взаимодействия;

• информацию о взаимозависимых лицах;

• учетную политику для целей налогообложения;

• внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Новости проекта

Компания 1С:Сервистренд и компания Sucden заключили договор на внедрение системы «1С: Налоговый мониторинг»
Подробнее

Что представляет собой налоговый мониторинг и для чего его проводят?

Как уже было сказано, под налоговым мониторингом принято понимать относительно свежую форму налоговых проверок, которая введена в Российской Федерации с 2016 года.

«Суть этой формы контроля заключается в том, что она является заменой привычных камеральных и выездных налоговых проверок и представляет собой взаимодействие с налогоплательщиком в режиме онлайн на базе предоставления налоговым инспекторам добровольного удаленного доступа к инфосистемам и отчетности предприятия — налоговой и бухгалтерской, — разъясняет Мария Гайнутдинова. — Таким образом, представителям органов контроля становится доступна учетная база организации, благодаря чему они могут контролировать верность расчетов и уплаты налоговых отчислений».

В каком случае заявление о проведении налогового мониторинга может быть одобрено?

Заявление о проведении мониторинга удовлетворят только при одновременном соблюдении следующих условий*:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 100 млн рублей;
  • минимальный суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год составляет не менее 1 миллиарда рублей;
  • минимальная совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет не менее 1 миллиарда рублей.

* данные условия регламентированы Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением отдельных норм, вступивших в силу 29 декабря 2020 года). Нужно отметить, что ранее планка для проведения налогового мониторинга по каждому из трех пунктов (сумма налогов, доход, активы) была в 3 раза выше.

Выпуск финальной версии программного продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»

25 декабря 2019 года Фирма «1С» объявила о выпуске финальной версии программного продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

Со слов разработчика, программный продукт «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ. «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» является развитием конфигурации «Бухгалтерия КОРП МСФО».

«1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» разрабатывается при методологической поддержке «ПрайсвотерхаусКуперс Консультированиe» (PwC). В ходе разработки финальной версии учтен опыт пилотного внедрения бета-версии в ПАО «Россети», что позволило не только апробировать типовые функции, но и повысить удобство их использования, утверждают в «1С».

В интересах налогового инспектора реализована специальная роль, а также автоматизированное рабочее место (АРМ) с избранными функциями для анализа данных информационной базы налогоплательщика в объеме, предусмотренном п. 3.9 Приказа ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323. Регламентированная отчетность в АРМ выводится в удобном для анализа виде, реализована последовательная расшифровка – от показателя декларации до учетного документа – для деклараций по налогам на добавленную стоимость, прибыль и имущество. Кроме того, доступно сравнение уточненных деклараций и первичной декларации.

АРМ налогового инспектора включает панель основных контрольных процедур системы внутреннего налогового контроля организации. Оно предоставляет возможность ввода налоговым инспектором запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщиком – соответствующих ответов с вложением необходимых сканов.

Конфигурация обеспечивает формирование регламентированных отчетов налогового мониторинга, в том числе протокола действий налогового инспектора в информационной базе.

При использовании программного продукта предполагается, что бухгалтерский и налоговый учет (включая выпуск налоговой отчетности) ведутся в программе «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

Как отметили в «1С» прикладное решение обеспечивает два варианта доступа налогового инспектора к данным налогоплательщика: к рабочей информационной базе учетной системы или к ее копии. Для удобства публикации данных информационной базы в ее копию предусмотрены специальные инструменты – как для настройки перечня публикуемых объектов и их реквизитного состава, так и собственно для публикации данных.

Несмотря на то что специальных средств для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций (или платформ) «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» не содержит, их импорт может быть реализован в ходе проекта внедрения.

Согласно заявлению разработчика, описанный функционал для автоматизации налогового мониторинга включен в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».

Основная поставка продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» включает:

  • платформу «1С:Предприятие 8.3»,
  • конфигурацию «Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»,
  • лицензионное соглашение на использование программного продукта,
  • пинкоды программной защиты,
  • пинкоды для регистрации продукта на портале 1С:ИТС,
  • купон для оформления договора информационно-технологического сопровождения 1С:ИТС на льготных условиях,
  • комплект документации по платформе и входящей в поставку конфигурации.
Читать еще:  Заявление в налоговую как написать каких правил придерживаться

Лицензия, входящая в поставку продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», обеспечивает использование прикладного решения в файловом варианте на одном рабочем месте. Для использования данного продукта на большем количестве рабочих мест необходимы клиентские лицензии «1С:Предприятия 8», которые приобретаются отдельно. Для использования данного прикладного решения в клиент-серверном варианте необходима лицензия на сервер «1С:Предприятия 8».

Продукт «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Лицензия для дочерних обществ и филиалов» предназначен для использования в дополнительных локальных сетях (удаленных офисах) филиалов организаций или отдельных юридических лиц холдинга, аффилированных с организацией – пользователем основной поставки продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО». В отличие от основной поставки, «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Лицензия для дочерних обществ и филиалов» не содержит лицензии для запуска программы – все необходимые клиентские лицензии, а также лицензии на сервер необходимо приобретать отдельно.

Пользователи бета-версии конфигурации «Налоговый мониторинг», заключившие договор сопровождения 1С:ИТС, могут получить финальную версию конфигурации «Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» без дополнительной оплаты на сайте releases.1c.ru, на дисках 1С:ИТС или через партнера фирмы «1С», отгрузившего бета-версию, сообщили в «1С».

Апгрейд на продукт «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» можно сделать с продуктов «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» и «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», при этом одновременно с продуктом «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» можно приобрести необходимые клиентские лицензии и лицензии на сервер.

С 25 декабря 2019 года в продаже программные продукты, включающие данное прикладное решение:

  • «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Электронная поставка» по цене 900 000 руб.
  • «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО Лицензия для дочерних обществ и филиалов. Электронная поставка» по цене 175 000 руб.

Выпуск бета-версии программного продукта

8 июля 2019 года Фирма «1С» объявила о выпуске бета-версии программного продукта «1С:Налоговый мониторинг».

Программный продукт «1C:Налоговый мониторинг» предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ. «1C:Налоговый мониторинг» является развитием конфигурации «Бухгалтерия КОРП МСФО». Функционал, реализованный в конфигурации «Налоговый мониторинг», включен также в конфигурации «Управление холдингом» и «Управление холдингом. ERP».

Как отметил разработчик, для удобства работы налогового инспектора реализована роль «Налоговый мониторинг» с избранными функциями для анализа данных информационной базы налогоплательщика в объеме, предусмотренном п. 3.9 Приказа ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323. В бета-версии последовательная расшифровка от показателя декларации до учетного документа поддерживается более чем для 60 % показателей декларации по налогу на прибыль, для 100 % показателей деклараций по налогам на добавленную стоимость и на имущество, а также реализовано сравнение уточненных и первичной декларации. Кроме того, «1C:Налоговый мониторинг» обеспечивает налоговому инспектору ввод запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщику – ввод ответов на запросы налогового органа с вложением сканов запрашиваемых первичных документов. Конфигурация обеспечивает протоколирование действий налогового инспектора и формирование следующих регламентированных отчетов налогового мониторинга:

  • «О работе запросной системы»;
  • «О работе налогового органа в витрине данных организации – участника налогового мониторинга».

При использовании конфигурации предполагается, что бухгалтерский и налоговый учет (включая выпуск налоговой отчетности) ведутся в программе «1С:Налоговый мониторинг. Бета-версия». Прикладное решение обеспечивает два варианта доступа налогового инспектора к данным налогоплательщика: в рабочую информационную базу или в ее копию. Для удобства публикации данных информационной базы в ее копию предусмотрены специальные инструменты, обеспечивающие настройку перечня публикуемых объектов и их реквизитного состава, а также собственно процедуру публикации, подчеркнули в Фирме «1С».

Со слов разработчика, несмотря на то что специальных средств для импорта первичных документов из внешних учетных систем других конфигураций (или платформ) «1С:Налоговый мониторинг. Бета-версия» не содержит, импорт таких документов может быть реализован в ходе проекта внедрения.

Продукт «1С:Налоговый мониторинг. Бета-версия. Электронная поставка» включает:

  • платформу «1С:Предприятие 8.3»,
  • конфигурацию «Налоговый мониторинг» в статусе бета-версии,
  • лицензионное соглашение на использование программного продукта,
  • пин-коды программной защиты,
  • пин-коды для регистрации продукта на портале1С:ИТС,
  • комплект документации по платформе и входящей в поставку конфигурации.

Распространение программного продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бета-версия. Электронная поставка» осуществляется только через партнеров со статусом «1С:Центр ERP», «Кандидат в 1С:Центр ERP», а также через партнеров сети «1С:Консалтинг».

Для работы с конфигурацией «Налоговый мониторинг» необходимо использовать версию 8.3.13 и выше платформы «1С:Предприятие».

В Фирме «1С» пояснили, что входящее в комплект поставки прикладное решение – конфигурация «Налоговый мониторинг» – не является законченной коммерческой поставкой и поставляется по специальной (низкой) цене. При принятии решения об использовании конфигурации в ходе проекта следует учитывать предварительный характер готовности типового функционала к внедрению.

Пилотные внедрения продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бета-версия» могут выполняться как с помощью партнеров фирмы «1С», так и собственными силами ИТ-служб пользователей. Поддержка пользователей в период бета-тестирования конфигурации до выхода финальной версии осуществляется партнером фирмы «1С», выполняющим пилотный этап внедрения.

Выпуск финальной версии планируется в 4-м квартале 2019 года. Планируемая стоимость финальной версии – 900 000 рублей.

Апгрейд продукта «1С:Налоговый мониторинг. Бета-версия» на финальную версию будет производиться на льготных условиях, которые будут объявлены при выпуске финальной версии продукта. При переходе на финальную версию накопленные данные информационных баз бета-версии будут сохранены.

Планируется поддерживать обновление информационных баз конфигурации «Бухгалтерия предприятия КОРП» на финальную версию конфигурации «Налоговый мониторинг» с сохранением накопленных данных.

Начало работы над комплексом «1С:Налоговый мониторинг»

Компании PwC и 1С 5 июля 2019 года объявили о начале совместной работы над программно-методическим комплексом для автоматизации задач налогоплательщиков в режиме налогового мониторинга.

Сотрудничество предполагает разработку и развитие функциональности программно-методического комплекса «1С:Налоговый мониторинг» по результатам совместного участия в проектах внедрения и на основании обобщения проектной практики. Кроме того, запланирована серия совместных информационных мероприятий для участников налогового мониторинга.

Предполагается, что программный продукт будет обладать функциональностью, позволяющей компаниям обеспечить взаимодействие с налоговыми органами в рамках налогового мониторинга, включая:

  • Раскрытие налоговых показателей;
  • Публикацию данных;
  • Взаимодействие с налоговым органом;
  • Раскрытие системы внутренних контролей.

Программный продукт «1С:Налоговый мониторинг» будет доступен пользователям уже в конце 2019 года, выпуск бета-версии запланирован на июль 2019.

Бизнес решился пустить налоговую в свои учетные системы

Налоговый мониторинг внедряется в России не первый год. Пока нельзя сказать, что эта схема работы бизнеса с налоговыми органами стала суперпопулярной, но крупный бизнес понемногу пробует, что же она собой представляет. Более 40 корпораций уже перешли на режим налогового мониторинга, и еще около 50 делают пилотные проекты, чтобы внедрить его с 2020 года.

Смысл нового режима взаимодействия компаний с налоговой службой заключается в переходе к онлайн-взаимодействию. Вместо того чтобы приходить с проверкой и перебирать документы в поисках нарушений, налоговый орган получает онлайн-доступ к учетной системе компании, ее бухгалтерской и налоговой отчетности и видит все ее финансовые операции. В мире уже около 30 стран перешли на «расширенную» форму взаимодействия – от США и Норвегии до ЮАР.

Читать еще:  Бланк заявление на возврат налогового вычета за лечение 2021г

Доверие бизнеса к налоговой… Серьезно?

По сути, технологичность и онлайн-доступ к внутренним данным – фундаментальное отличие налогового мониторинга от других видов администрирования. Бизнес как бы говорит регулятору: «Я вынужден вам доверять больше, чем раньше, и доверять такие данные, которые никому не хотел бы показывать». Почему он так поступает, в чем вообще заключается интерес сторон?

Ключевой интерес бизнеса состоит в упрощении закрытия налоговых периодов, в освобождении от налоговых проверок, а также в освобождении от штрафов и пени при следовании «мотивированному мнению» налогового органа по спорным вопросам. Интерес государства – в лучшем контроле добросовестности налогоплательщика за счет доступа к прозрачным данным. И обе стороны рассчитывают сократить расходы на администрирование. Заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров отмечает: «Мы рассматриваем налоговый мониторинг не как систему, позволяющую собрать больше налогов. Для нас результат заключается в том, чтобы налоги собирались верно, чтобы работа была автоматизирована, и в том, чтобы обе стороны считали, что в отношении суммы налогов риски минимальны, и она точная». Как хороший дополнительный эффект он назвал сокращение затрат времени и других ресурсов на администрирование: «В отношении компаний на системе налогового мониторинга только затребование документов сократилось на 77%, и мы также видим, что эти налогоплательщики снизили резервы по налоговым позициям на 54%, то есть для них растет определенность и снижаются риски».

Естественно, впервые услышав предложение запустить в свои учетные системы тех самых людей, которые только и заняты поиском нарушений и выписыванием штрафов, бизнесмен схватится за голову, а его служба ИБ за сердце. Но, если он работает «в белую», имеет большие обороты и большие объемы документации, и не против рассмотреть новые возможности, то начнет считать затраты и риски.

Риски ИБ в основном минимизируются созданием защищенного канала между ФНС и компанией и прописыванием политик безопасности, по которым налоговый инспектор получит доступ только к тем данным, которые необходимы ему для выполнения служебных задач. По сути, он все равно посмотрел бы многие из этих данных в отчетах, хотя и значительно позже. А теперь он видит их в режиме реального времени и даже может задавать вопросы подотчетной компании:

– Почему на ваших АЗС по выходным топливо стоит дороже, чем в будни? Вы меняете цены?

– Не меняем. Цифры отличаются потому, что в будни заправляется основная масса машин с корпоративными скидками.

Вопрос снят, никто больше не тратит нервы, а налоговая служба только что повысила уровень понимания бизнес-процессов компании, – что важно для эффективной работы. «Удобство новой формы налогового контроля в России заключается в упрощении обмена информацией между ФНС и бизнесом, – подтверждает заместитель генерального директора SAP CIS Юрий Бондарь. – Налоговый мониторинг позволяет сократить издержки: компании, которые уже присоединились к системе, на 30% сократили трудозатраты на сопровождение налоговых проверок. Также существенным преимуществом для налогоплательщика является автоматизация самоконтроля и уменьшение периода, открытого для налоговой проверки, с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев, что само по себе является ценным аргументом в пользу налогового мониторинга для бизнеса».

Поставщики ИТ ухватились за новый рынок

Кстати, для ИТ-вендоров новая система тоже выгодна, ведь контролерам нужны витрины данных, дашборды, если они не хотят выгружать файлы Excelи тратить время на их изучение. Автоматизацией взаимодействия бизнеса с налоговиками уже занялись как западные, так и российские поставщики. Директор фирмы «1С» Борис Нуралиев считает, что «Со стороны предприятий процесс «цифровизации» отношений с государством может быть относительно легким и низкозатратным при «гуманном подходе» к взаимодействию систем бизнеса и государства. Это возможно при открытых для стыковки шлюзах достаточной производительности, полной и заблаговременной публикации форматов информационного обмена и API, наличием тестовых стендов и доступов для разработчиков ERP и учетных систем и т. д.». При этом он убежден, что собранные государством за счет налогоплательщиков большие данные должны быть доступны коммерческому сектору на понятных и равноправных условиях.

ИТ-вендорам предстоит договориться между собой о единых стандартах в отношении данных. «Мы должны прийти к канонической модели хранения данных, должны дать возможность унификации витрин налогового мониторинга и стандартизации, и это то, что в конечном итоге позволит ввести роботизированный контроль», – говорит глава «Mail.Ru цифровые технологии» Павел Гонтарев.

Внедрение «умного контроля», как еще называют налоговый мониторинг, потребует действий не только со стороны ИТ и безопасников. Это как раз самое простое. Значительно более сложная задача лежит на плечах бизнеса: он должен перестроить процессы так, чтобы финансовые службы бесперебойно функционировали в новых условиях, и обеспечить чистоту и прозрачность тех данных, которые мониторит ФНС. Об этом, в частности, предупреждает партнер EY Иван Родионов: «На обычной системе налогового администрирования у компании есть 1–2 года до налоговой проверки, чтобы выверить правильность расчетов и исправить ошибки через подачу уточненных деклараций. А налоговый мониторинг предполагает предоставление информации налоговому органу в режиме реального времени, что требует обеспечить высокое качество данных и отсутствие ошибок с первого раза».

То, что сейчас внедряется, можно назвать диджитализацией налогового контроля, и, как в любой другой области бизнеса, проигрывает тот, кто не использует ее или опаздывает с внедрением, убежден Максим Василевский, вице-президент по корпоративным отношениям Mars в России. Пилотные проекты, идущие на крупных российских предприятиях, дают им возможность обновить свою конкурентную стратегию и лучше работать с рисками.

Что касается рисков, то им должен быть посвящен один из ключевых инструментов, которые необходимо развивать во внедряемой модели налогового мониторинга. Максим Василевский так его определяет: «Нужен механизм, позволяющий быстро и в понятном формате идентифицировать риски, коммуницировать, обсуждать их с налоговым органом и таким образом их разрешать. Это то, что мы все понимаем под термином «быстрое закрытие периода». На сегодняшний день ФНС предлагает достаточно эффективный инструмент для этого. В результате, несмотря на те затраты, которые несет компания при внедрении – в первую очередь это настройка ERP-системы и модификация систем внутреннего контроля, – этот инструмент дает возможность быстрого управления рисками и, следовательно, эффективного управления денежными потоками, связанными с налогами».

Первые отзывы «добровольцев» и перспектива «обязаловки»

Компании, уже перешедшие на новую форму взаимодействия с налоговиками, видят преимущества этой системы. «Нам очень удобно, что мы в онлайн-режиме принимаем с налоговой службой решения относительно интерпретации операций и порядка налогообложения. Проверки спустя два года уже ушли в прошлое, ведь невозможно держать в памяти все операции, – говорит Ольга Макрецкая, глава дирекции учета и финансового контроля «Газпром нефти». – К слову, мы первыми среди нефтяных компаний перешли на налоговый мониторинг. Он касается межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. В ближайшее время мы планируем перейти на электронное взаимодействие посредством витрины данных. Налоговые службы привыкли работать с большим объемом бумажных документов в целях поиска необходимой информации. А теперь необходимо будет глубоко погрузиться в систему внутреннего контроля, проанализировать все отчеты, а затем уже проводить анализ конкретных операций».

  1. Необходимость обеспечить «быстрое закрытие» процесса расчета налогов и отсутствие ошибок «с первого раза».
  2. Необходимость поставить процесс подготовки новых форм отчетности по системе внутреннего контроля по установленным форматам ФНС России.
  3. Настройка информационного взаимодействия с налоговым органом в режиме онлайн потребует запуска отдельного ИТ-проекта.
Читать еще:  Как закрыть ИП в связи со смертью предпринимателя?

По наблюдениям аналитиков EY, большинство компаний успешно преодолевают все сложности уже в первый год работы в новом режиме. Во второй и последующие годы наблюдается сокращение затрат на общение с налоговыми органами, начинают проявляться преимущества режима за счет сокращения бумажного документооборота, согласования сложных позиций с налоговым органом и лучшего взаимопонимания с проверяющими.

О чем же говорит внедрение «умного контроля» налогообложения в России? На данном этапе, видимо, о том, что государство использует современные инструменты администрирования, требующие, казалось бы, невозможного – доверия к нему. Впрочем, в бизнесе доверие обычно выражается в цифрах, подставленных в формулы расчета финансовых рисков. Сегодня уже есть десятки крупных компаний, все подсчитавших и решивших допустить налоговиков к данным о своих финансовых операциях в режиме онлайн. Аналитики уверены, что логика «больше прозрачности – меньше контроля» и «мало прозрачности – больше контроля» будет продолжать выстраиваться налоговыми и другими контрольными органами в перспективе ближайших 5–10 лет. Со своей стороны можем предположить, что добровольная на сегодня система является таковой только по причине своего «пилотного» характера – ФНС пока готова принять на нее менее 2000 компаний. Но со временем добровольное станет обязательным.

Что сделает FinExpertiza?

• Экспресс-диагностика
• Подготовка пакета документации для перехода на НМ: Регламент информационного взаимодействия, информация о CDR (со всеми приложениями) — согласно требованиям ФНС
• Полная автоматизация налогового учета и отчетности: методология и реализация в 1С
• Реализация доступа налогового органа к витрине данных / онлайн доступа к учетной системе
• Система внутреннего контроля: разработка документации и автоматизация контрольных процедур
• Консультирование и сопровождение компании на всех этапах подготовки к НМ и после начала НМ

Налоговый мониторинг

1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которыми был введен институт налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг — это новая форма контроля за корректностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение срока проведения налоговой проверки до года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год;
  • снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • возможность получения мотивированных мнений по сложным вопросам;
  • информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени;
  • признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • добровольное участие.

Нормативные правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга»).
  • Приказ ФНС России от 21 апреля 2017 года № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
  • Приказ ФНС России от 16 июня 2017 года № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Условия вступления в режим налогового мониторинга:

1. Соблюдение формальных критериев:

  • налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) ≥ 300 млн руб.;
  • доходы ≥ 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов ≥ 3 млрд руб.

2. Подача в налоговый орган следующих документов до 1 июля:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об организациях и физических лицах, которые прямо и/или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации, в частности:
    • реестр рисков организации, идентифицируемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • реестр контрольных процедур организации, осуществляемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • отчет об анализе контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • матрица рисков и контрольных процедур организации;
    • результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации;
    • мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.
  • иные документы, необходимые для вступления в налоговый мониторинг.

Наши услуги

  • Диагностика текущего состояния организации на соответствие требованиям по участию в налоговом мониторинге, в том числе в части:
    • экономической и практической целесообразности;
    • выявления открытых налоговых позиций и налоговых рисков;
    • оценки бизнес-процессов;
    • оценки зрелости системы внутреннего контроля;
    • анализа и оценки информационной среды.
  • Подготовка рекомендаций по соблюдению всех условий вступления в налоговый мониторинг, в том числе:
    • формулирование рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля (порядок выявления, оценки и документирование рисков в рамках бизнес-процессов, выявление и документирование контрольных процедур, оценка полноты использования автоматического функционала ERP-систем и т. д.);
    • разработка поэтапного плана вступления в налоговый мониторинг, в том числе разработка шагов по автоматизации обмена информацией в целях осуществления налогового мониторинга.
  • Построение/доработка бизнес-процессов, методологии и ИТ-платформы для достижения целевого уровня зрелости системы внутреннего контроля, а также эффективного обмена информацией с налоговым органом.
  • Подготовка и/или сопровождение при подготовке полного пакета документов для вступления в налоговый мониторинг.
  • Разработка или методологическая поддержка при разработке функционально-технических требований, включая:
    • требования для выбранной компанией ИТ-платформы в целях информационного взаимодействия с налоговым органом;
    • требования к степени раскрытия информации для выбранной компанией ИТ-платформы (в части строк декларации/регистра и т. д.);
    • требования по автоматизации системы внутреннего контроля.
  • Налоговый скрининг контрагентов

Налоговый скрининг контрагентов

Экспертный опыт «Делойта»

Мы обладаем уникальным опытом выполнения проектов по подготовке и сопровождению участия крупнейших компаний в режиме налогового мониторинга, а также опытом реализации долгосрочных проектов внедрения системы внутреннего контроля, в частности:

  • мы имеем опыт реализации проектов для крупнейших российских компаний горно-металлургической, нефтегазовой, нефтехимической и атомной отраслей промышленности, телекоммуникационного, FMCG- и IT-секторов;
  • мы успешно реализуем структурно сложные проекты длительного цикла в области внедрения и актуализации работы службы внутреннего контроля и процессного управления, требующие вовлечения большого количества бизнес-владельцев, имеющих различные цели.

Мы обладаем многолетним опытом реализации проектов разработки и совершенствования методологии налогового учета и проектов анализа налоговых рисков, что позволяет нам осуществлять комплексную экспертизу на этапах планирования, внедрения и реализации налогового мониторинга, в частности:

  • мы анализируем работу налоговой службы компании;
  • мы проводим унификацию методологии налогового учета для групп компаний;
  • мы разрабатываем и дорабатываем методологию налогового учета при внедрении новых ERP-систем и технологических решений (например, системы электронного документооборота);
  • мы занимаемся выявлением налоговых рисков, способных повлиять на успешное прохождение налогового мониторинга, и даем рекомендации по их снижению.

Наша команда состоит из опытных специалистов в области налогового мониторинга, налогообложения и права, а также экспертов в области управления рисками.

Опыт работы налоговых специалистов включает работу в ФНС России. Навыки экспертов «Делойта» подтверждаются международными сертификатами, в том числе ACCA, членством в налоговых комитетах крупных бизнес-ассоциаций и т. д.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector