Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всегда ли собственник обязан снести самовольную постройку в МКД

Имеют ли власти право снести ваш дом без вашего согласия и как от этого защититься

Ситуация в Кунцево, где жители протестуют против возведения рядом с ними многоэтажного здания и последующего сноса их домов, ярко высветила проблемы взаимоотношений власти и владельцев помещений по поводу изъятия собственности, а также применения правил о развитии застроенных территорий. Вправе ли власти изымать недвижимость у добросовестных владельцев и можно ли вообще защитить свои дома от сноса, рассказывается в данной статье.

Может ли государство лишать собственников недвижимости, а в том числе и жилой?

Легко. Например, статья 35 Конституции РФ даёт государству право изымать любое имущество при его предшествующей и равнозначной компенсации. А часть 3 статьи 55 разрешает при определенных условиях ограничивать права и свободы субъекта. Эти нормы являются фундаментом для любого изъятия собственности.

Более подробно основания для экспроприации имущества (в том числе и государством) прописаны в Гражданском кодексе. Так, статья 235 ГК РФ гласит, что собственность можно отобрать в связи с конфискацией, реквизицией, в связи с изъятием земли и так далее. В свою очередь, статья 239 ГК РФ описывает правила отчуждения постройки в связи изъятием надела для государственных нужд.

И наконец, статья 49 Земельного кодекса определяет, что власть вправе отобрать землю и, соответственно, стоящие на ней постройки, для обеспечения обороны страны, космической деятельности и возведения транспортной инфраструктуры.

А вправе ли местные органы власти лишать владельцев имущества в ходе осуществления нового строительства?

Вправе. Пункт 2 статьи 132 Конституции РФ указывает, что местные власти могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. В свою очередь, статься 8 ГрК РФ (Градостроительный кодекс) дает право муниципальным органам принимать решение о развитии уже застроенных площадей. А согласно статье 46.1 ГрК РФ[1] подобное «развитие» включат в себя не только строительство, но и уничтожение капитальных построек. И, наконец, в 2014 году Конституционный суд РФ пояснил, что «развитие застроенной территории не препятствует отчуждению квартир в многоэтажных жилых зданиях и других объектов…».[2] Так что все сомнения излишни. Федеральные и муниципальные органы вправе изымать любую собственность, в том числе и жилую. Все основания прописаны в вышеуказанных законах.

Некоторые интересные моменты трактовки части 2 и 3 статьи 46.1 ГрК РФ в порядке дискуссии

Позиция инициативной группы жителей Кунцево, протестующих против строительства многоэтажки и уничтожения своих помещений, опирается на постулаты вышеуказанной статьи. Все авторы и комментаторы дружно утверждают, что муниципальная власть издаёт решение о развитии территории, на которой уже находятся дома и нежилые постройки, при одновременном соблюдении нижеследующих условий: наличие регионального градостроительного кодекса (положения, регламента, закона); нормативов проектирования; зданий, считающихся аварийными, либо муниципальных программ, предполагающих снос и реконструкцию объектов. И если в районе нет аварийных домов, то решение о развитии территории принимать нельзя. Эта точка зрения является общепринятой. Её (по-моему, боюсь соврать) придерживались и жители Кунцево, обжаловавшие постановление правительства Москвы в судах всех инстанций.[3]

Но тогда возникает вопрос: почему законодатель распределил все эти основания между двумя частями статьи? Почему во вторую он включил обязательность наличия регламента и нормативов, а в третьей части указал на необходимость программы или существования аварийных домов? Почему не объединил все основания в одной части? Так нормы не пишутся. Обязательные основания всегда объединяются в одну часть или пункт. Это требования элементарной логики и теории права. И если исключить ошибку законодателя, то напрашивается вывод, что это было сделано умышленно.

Тогда, получается, что часть 3 говорит нам лишь о возможности принятия решения при наличии аварийных домов и программы. То есть решение может быть принято, а может быть и не принято. Короче, как лягут карты. И самое главное, данная норма вообще не увязывает принятие решения о развитии территорий с обязательным наличием аварийных домов или муниципальной программы. Прочитайте ее внимательно и вдумчиво и сами поймёте. Вот если бы там было написано, что решение принимается только при наличии муниципальной программы или аварийных домов — тогда другое дело. Но там данного слова нет.

А исходя из этого документ о развитии территории, в первую очередь, принимается на основе норм землепользования и застройки, местного градостроительного кодекса и положений о подготовке и принятия проектов планировки местности. То есть на основании части 2 приведенной статьи. В этом случае обоснование для изъятия собственности резко упрощается.

Логика действий правительства Москвы

И если моя догадка верна, то авторы постановления проекта планировки 47-го и 48-го районов Кунцево опирались исключительно на часть 2 статьи 46.1 ГрК РФ. Откройте это постановление и прочитайте преамбулу документа. Его составители обосновывают принятие постановления только Градостроительным кодексом Москвы, правилами землепользования и положением о подготовке проектов планировки. Ссылок на акты, регулирующие процесс признания домов ветхими и негодными для проживания, а также на муниципальную адресную программу и в помине нет. А учитывая тот факт, что инициативная группа жителей проиграла дело в Московском и Верховном судах, то и сами суды де-факто признали возможность подобной трактовки статьи.

Как защитится от сноса и уничтожения объектов?

Когда федеральные власти изымают жилье и сносят дома для обеспечения нужд обороны, космической отрасли, строительства объектов федерального значения, то отстоять дальнейшее существование недвижимости нереально. Можно лишь говорить о достойной компенсации и возмещении в натуре или в денежном эквиваленте. И если сумма возмещения или характеристики предоставляемого объекта не удовлетворяют собственника, то он вправе обратиться в суд за защитой своих интересов. В этом случае есть возможность добиться относительной справедливости. Таких случаев в России много.

Читать еще:  Какие установлены виды стипендий и каковы их размеры?

Точно так же осуществляется защита прав и при изъятии недвижимости местными органами власти. Причем в противостоянии с муниципалитетом можно даже отстоять дома и коммерческую недвижимость от сноса и уничтожения. Но здесь есть одно «но». Если отчуждение осуществляется в рамках развития застроенных территорий, то эта возможность стремится к нулю. Судебная практика ярко доказывает данный факт. И дело здесь даже не в ситуации с Кунцево. В регионах уже давным-давно изымаются объекты при развитии застроенных территорий. А одно дело, как я указывал выше, даже доходило до Конституционного суда, который признал такую возможность правомерной.[4] Поэтому в подобных ситуациях, по крайней мере на данный момент, мы можем говорить лишь о достойной компенсации или возмещении.

Выводы

Итак, и федеральные, и местные власти по Конституции и законам РФ вправе изымать и сносить объекты добросовестных владельцев. Защититься от сноса крайне сложно или вообще невозможно. А вот добиться увеличения компенсации или улучшенных характеристик нового жилища вполне реально. В том числе и через суд.

Особняком стоит проблема применения статьи о принятии решения о развитии застроенной местности.[5] Взгляды высших судов на эту проблему не вызывают сомнений — снос возможен. Но это было и так понятно, если честно. События в Кунцево обозначили другую дилемму — а вправе ли региональные чиновники и депутаты принимать решение о развитии застроенной территории, когда нет ветхих домов или адресной муниципальной программы? И если да, то означает ли это, что часть 2 статьи 46.1 ГрК может применяться без учета части 3? Данный вопрос может быть разрешен только законодателем или Конституционным судом РФ.

Другой вопрос, неожиданно возникший из ситуации в Кунцево, состоит в том, что муниципальные акты зачастую не содержат порядка действий при развитии застроенной территории. Должен ли застройщик сначала построить дом и расселить в нем жителей близлежащих зданий или же сначала следует расселить жителей, а потом начинать стройку? В какие дома расселять жителей? На какой территории могут возводиться для них дома? Какой планировки? Все эти вопросы не должны отдаваться на откуп застройщику. Их обязан осветить муниципальный орган в своих документах.

[1] Градостроительный кодекс РФ.

[2] Определение Конституционного суда РФ № 2026-О от 07.10.2014 года.

[3] Постановление Правительства Москвы № 903-ПП от 21.11.2017 года.

[4] Указанное выше Определение КС РФ № 2026-О от 21.11.2014 года.

Понятие самовольной постройки

Что такое самовольная постройка правильно понимают немногие. Определение этому понятию дано в ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

Самовольной постройкой признается объект недвижимости, возведенный на земельном участке (жилой дом, строение, заправка, магазин, баня и др.), а также объекты незавершенного строительства, которые возводятся либо были возведены на участке без получения согласований и разрешений.

При самовольной постройке право собственности на объект недвижимости у владельца этой недвижимости не возникает. А поскольку права собственности нет, то и распоряжаться незаконно возведенной постройкой человек не может.

Самовольная постройка. Иск о сносе самовольно постройки по требованию органов власти

С августа 2018-го действуют новые требования относительно сноса капитальной застройки. Самая важная новация – введение четкого алгоритма объявления решений о сносе. Также в 2021 году по-прежнему остается возможным узаконивание самовольно возведенного строения. Самовольное строение – любое сооружение, возведенное:

  1. На территории, не предназначенной для строительства подобных объектов.
  2. С нарушением действующих стандартов, норм.
  3. Без нужных соглашений.

Владение самовольными постройками – формальное. При возведении сооружения не гарантируются права собственности. Его не получится продать, подарить, обменять, оставить наследникам.
Однако закон допускает судебное обретение права. Обратиться с иском правомочно лицо, владеющее участком земли, где расположена постройка. Но лишь при условиях:

  1. Имеется разрешение строительства на данном наделе.
  2. На дату обращения к суду объект уже не противоречит требованиям.
  3. Сохранение строения не нарушает интересы, права других людей, не несет риска для их жизни.

Удовлетворение иска – обстоятельство для оформления прав собственности на прежде незаконный объект. Строения, признанные самовольными, ожидает либо снос по законам РФ, либо приведение в надлежащее состояние по стандартам эксплуатации земли, другим обязательным требованиям.
Решение о сносе незаконно созданных сооружений принимает либо суд, либо местная администрация.

При этом ограничиваются возможности последней:

  1. Решение о сносе не затрагивает частные владения, если они не угрожают людским жизням.
  2. Решение не принимается в отношении зданий, зарегистрированных в ЕГРН.
  3. Решение о сносе или перестройке многоквартирного, садового или жилого строения.

Вышеупомянутые здания могут быть снесены только по судебному постановлению. Законодательство ограничивается сроками:

  1. Для сноса: 3-12 месяцев.
  2. Для приведения в соответствие с нормами: 0,5-3 года.

С 2021 года снос проходит в опоре на одно из решений: суда, самого строителя или местных властей.
Чтобы провести мероприятие, не нужно предъявлять разрешения на строительство. Достаточно подготовки проекта организации деятельности по сносу, отключению здания от инженерно-технических сетей. Такую бумагу может составить только специалист-член саморегулируемой компании. Требования к ней внедряет Правительство РФ.

Но данный проект не нужен для объектов, принадлежащих частникам, строений, не связанных с осуществлением бизнес-деятельности. Снос садовых домиков, гаражей, личных хозпостроек осуществляется без него.

Выявление незаконных построек

Законодательство вводит четкий круг уполномоченных лиц, фиксирующих нарушения:

  1. Строительный госнадзор.
  2. Земельный госнадзор.
  3. Госнадзор в сфере охраны и пользования водными ресурсами.
  4. Госнадзор в области охраны особо охраняемых зон.
  5. Госнадзор за произведениями культурного наследия.
  6. Лесная охрана.
Читать еще:  Нужна ли медицинская лицензия на оказание услуг массажа?

Данным правом также обладают госинспекторы в сфере охраны окружающей среды и представители местной администрации, производящие подобное муниципальное контролирование.
Принятие решения о сносе

При выявлении незаконного строения специалисты обязуются выслать соответствующее уведомление администрации поселения. Сообщение изучается ее сотрудниками 20 дней. Решение о сносе объявляется при обстоятельствах:

  1. Объект на «ничейной» земле.
  2. Объект на участке, на котором правила не допускают создания таких сооружений.
  3. Объект в области общей эксплуатации.

Может быть принято решение о сносе в ситуациях:

  1. Сооружение на участке с особыми эксплуатационными условиями.
  2. Нет разрешения на возведение данного здания.

После принятия решения представители местной администрации следуют алгоритму:

  1. Направляют иск суду о сносе или приведении в соответствие с законодательными правилами данного объекта. По новым предписаниям суды обязаны рассматривать подобные дела в продолжение месяца.
  2. Уведомляют обладателя.
  3. Если владельца строения найти не удалось, сведения о сносе/перестройке публикуются в СМИ, на интернет-порталах, информационных щитах в пределах города, поселения.

Если застройщик, владелец надела в течение установленного срока не снесут незаконный объект, местные власти производят работы за счет бюджета. Однако затраченная сумма впоследствии взыскивается судебным порядком с нарушителя.
Регламент сноса

  1. Застройщик при получении разрешения от саморегулируемого учреждения.
  2. Юрлицо, составившее контракт подряда с владельцем самого здания или земли, на которой оно находится.

Перед сносом требуется уведомление уполномоченных структур – не позднее 7 дней до начала работ. Оно направляется ответственным сотрудникам местной администрации муниципальных районов, городских округов, сельских поселений.
Узаконивание самовольного строительства

Узаконивание в данном случае – оформление правомочий собственности на построенный объект. ГК допускает два варианта процедуры:

  1. Посредством суда.
  2. Иным законным порядком (яркий пример – «дачная амнистия», действующая до 2021 года).

Последний порядок узаконения более простой – владельцам не нужно получать разрешения на введение объектов в эксплуатацию. Граждане предъявляют небольшой пакет:

  1. Бумага, удостоверяющая права собственности на земельный надел.
  2. Тех.план участка.
  3. Заявление на регистрацию.

В отношение дачного, садового дома, гаража не требуется получение разрешения на постройку. Отсутствие данного документа не делает возведенное строение самовольным.
Судебное узаконение самовольной постройки (Екатеринбург) более сложное. Первым делом составляется стандартный иск, где отображается информация:

  1. Тип самовольного строения.
  2. Информация о владельце земли, на которой расположен спорный объект.
  3. Данные о субъекте, проводившем строительство.
  4. Обстоятельства, по которым данное здание считается самовольным.
  5. Доказательства, что спорный объект не противоречит предписаниям п. 2. ст. 222 ГК. Здание не должно быть опасностью для жизни, здоровья людей.

Важно правильно определить ответчика:

  1. для застройщиков – местная администрация;
  2. для собственников земельных наделов – застройщики.

Обязательно внесение госпошлины за подачу иска. Ее размер варьируется в зависимости от личности заявителя. Последняя влияет и на подсудность:

  1. Истец – физическое лицо. Дело рассматривается райсудом при стоимости иска более 50 тыс. рублей.
  2. Истец – физическое лицо. Дело рассматривается мировыми судьями при стоимости иска менее 50 тыс. рублей.
  3. Истец – юридическое лицо. Дело рассматривается арбитражной инстанцией.
  1. Удостоверение права собственности на земельный надел.
  2. Подтверждение существования (акт обследования).
  3. Документ Письменный акт, который обладает юридическим значением от Роспотребнадзора, пожарной инспекции об отсутствии угрозы жизни и здоровью людей, исходящей от здания.
  4. Доказательства Любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разбирательства уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного дела, а также дела об административном правонарушении отсутствия нарушений (итоги экспертизы) архитектурных, градостроительных требований.
  5. Копия техплана.
  6. Письменные отказы в регистрации права собственности, получении разрешений на постройку и проч.

При удовлетворении иска заявитель посещает Росреестр для регистрации правомочий собственности на самовольное строение. Предъявляет документы:

  1. Стандартная заявка на госрегистрацию права.
  2. Паспорт.
  3. Решение суда.
  4. Квитанция по внесению пошлины.

Размер госпошлины: 22 000 р. – для юрлиц, 2 000 р. – для граждан. В течение 5-ти рабочих дней Росреестр обязан зарегистрировать собственника.
Судебная практика

Споры о сносе самовольной постройки нередко заканчиваются в пользу застройщика. Наш клиент обратился с проблемой: на земельном наделе, предназначенном для ИЖС, им возведен капитальный объект. Здание эксплуатируется предпринимателем как гостиница.

Местная администрация объявила решение о сносе постройки, так как:

  1. Параметры здания не соответствуют выданному разрешению на постройку индивидуального жилого дома.
  2. Не проведены исследования, экспертизы для запуска в качестве отеля.

Гостиница признана опасной для жизни и здоровья людей, подлежала сносу. Владелец не мог оформить на нее право собственности. Но юристы смогли доказать, что, согласно разъяснением п. 26 Постановления Пленума ВС РФ №10 Пленума ВАС РФ № 22 (2010), данная постройка не создает угрозы жизни и здоровью людей. Отсутствие разрешения на строительство не является основанием для отказа в регистрации права собственности, условием сноса.
Доказано, что земельный участок, на котором расположена гостиница, действительно принадлежит предпринимателю. На основании этого отель не может быть снесен – местная администрация не смогла предоставить доказательства опасности здания для граждан. Суд пришел к обоснованному выводу: нарушение предпринимателем разрешительного порядка строительства не ведет за собой сноса гостиницы.

Обновленное законодательство ограничивает полномочия местных администраций в отношении решений о сносе самовольных построек. Вместе с тем граждане не теряют возможности узаконить подобные объекты в судебном и внесудебном порядке – обрести право собственности.

Кто принимает решение о сносе

Суд выносит решение о сносе таких построек или приведении их в соответствие с законом или другими нормами и правилами. В некоторых случаях это может сделать муниципалитет. Местные власти не вправе сносить самострой, если он возведен до вступления в силу Земельного кодекса, а у вас нет правоустанавливающих документов на земельный участок. При отсутствии у вас разрешения на строительство муниципалитет не сможет выдать разрешение на снос, если здание было возведено до принятия Градостроительного кодекса. Местные власти также не снесут самострой на государственной или муниципальной земле. Исключением в данном случае может быть необходимость сноса сооружения из-за его угрозы жизни и здоровью граждан.

Читать еще:  Прожиточный минимум в 2021 году таблица по регионам России

Судебный порядок сноса

Для осуществления такой процедуры, необходимо инициировать её начало. Для этого потребуется подать исковое заявление. Истцом может выступать административный орган либо заинтересованное лицо, когда самовольно возведенное строение нарушает права и интересы окружающих людей либо угрожает их безопасности.

Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, при этом обязанность по сносу возлагается на лицо, признанное виновным. Если ответчик не предпринимает необходимые действия, то заинтересованные субъекты могут сами осуществить их. Но затраты, связанные со сносом помещения, в такой ситуации обязан возместить ответчик.

Самовольная постройка не подлежит сносу, если это приведёт к созданию угрозы безопасности и ухудшению состояния дома

Основные доводы ответчика суд опроверг, при этом отклонил и требования управляющей организации к владельцу магазина о восстановлении дома в первоначальном состоянии. В силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению, если истец докажет, что он является собственником и что ответчик своими действиями нарушает или может нарушить право собственности или законное владение.

В ходе рассмотрения дела суд неоднократно обращал внимание сторон на возможное влияние сноса самовольной постройки на целостность и безопасность дома, а также предлагал уточнить, как фактически может быть осуществлен такой снос. Эти опасения поддержал и представитель органа ГЖН.

Судья назначил строительно-техническую экспертизу подвала, которая установила, что:

  1. Реконструкция подвального помещения в целом улучшила состояние несущих конструкций жилого дома и способствует сейсмоустойчивости здания, улучшению состояния основных несущих конструкций, их долговечности.
  2. Демонтаж железобетонных конструкций, возведённых в процессе реконструкции подвального помещения, приведение его в первоначальное состояние невозможно без ущерба для МКД.
  3. Помещение элеваторного узла находится в подвале, доступ к нему предоставлен со стороны подъезда. После реконструкции в помещении установлены бетонные полы, деревянная лестница, заменены трубы, запорная арматура, вентили. Препятствий в пользовании общедомовым имуществом дома – трубопроводами теплоснабжения и системами водоотведения – не установлено.

Эксперт пояснил, что если подвал засыпать, то начнётся проседание фундамента МКД. На основании этого суд первой инстанции сделал вывод о том, что исполнение требования УО о приведении помещения магазина в соответствие с техническим паспортом нарушит права собственников помещений и создаст угрозу их безопасности. Безопасного способа прекращения существования указанного объекта, созданного ответчиком самовольно и с нарушением требований действующего законодательства, участниками процесса не предложено. Иск УО был отклонён.

Как узаконить самовольное строительство?

Если же вы всё же столкнулись с такой неприятной ситуацией, то необходимо начать процесс по «узакониванию» самовольной постройки. Чтобы ввести сооружение в эксплуатацию, необходимо следовать следующим правилам:

Получить право собственности

Для того, чтобы стать официальным собственником «самостроя» необходимо обратиться с заявлением в суд. При вынесении положительного решения суда, у исполкома появиться веское основание, чтобы ввести объект самовольного строительства в эксплуатацию и зарегистрировать его согласно всем принятым нормам.

Предоставить документы исполнительному органу

После вынесения положительного вердикта суда, необходимо направить в исполком заявление о принятии в эксплуатацию и регистрации постройки.

К заявлению также необходимо приложить следующие документы:

  • Документ, подтверждающий право собственности на земельный участок
  • Копию судебного постановления о признании права собственности самовольного строительства
  • Разрешительную документацию на постройку
  • Сведения о положительной оценке надёжности и устойчивости сооружения

Дождаться решения исполнительного органа

Обычно срок рассмотрения заявлений на регистрацию постройки и принятие самовольного строительства занимает от 15 до 30 дней.

Согласно законодательству, исполком может вынести одно из 4 решений, о которых говорилось выше: назначить штраф, потребовать вернуть в прежнее состояние или снести постройку, а также разрешить дальнейшее строительство.

Постановление о сносе строения или его возврате в прежний вид можно обжаловать, при этом исполнение решения исполкома будет временно заморожено.

Зарегистрировать постройку

Если же исполком принял положительное решение по делу, необходимо подать заявление в местный орган государственной регистрации. Вместе с заявлением необходимо также предоставить следующие документы:

  • Решение исполкома о разрешении ввести «самострой» в эксплуатацию и зарегистрировать его
  • Гарантийное письмо с ходатайством об изготовлении технического паспорта
  • Чек или квитанцию об оплате

Срок рассмотрения заявления составляет от 1 дня до месяца.

В результате процедуры, гражданин получает свидетельство о том, что самовольное строение было официально зарегистрировано.

Процедура сноса самовольных построек

  • Снос объекта самовольного строительства осуществляет гражданин, который занимался его возведением или стал законным обладателем в ходе дарения, наследства или заключения договора купли-продажи.
  • Если «самострой» был куплен, гражданин имеет право обратиться к прежнему хозяину за возмещением понесённых затрат на его снос.
  • В случае отказа или невыполнения в срок гражданином постановления исполкома, осуществляется снос «самостроя» или его возвращение в прежнее состояние.
  • Взыскание затрат на снос самовольной постройки осуществляется в судебном порядке.

Чтобы самовольное строительство и его нежелательные последствия не затронули вас, следует придерживаться требований и норм, определённых законодательством республики. Подобная незаконная деятельность может повлечь не только наложение штрафов, но и неприятное судебное разбирательство.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector