Pravo-76.ru

Юридический журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учреждения для детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей

Гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

Процедура усыновления в России

Усыновление в России имеет законодательную базу. Основная задача, стоящая перед государственными органами – организация процедуры усыновления. Отбор кандидатов на усыновление должен соответствовать установленным критериям.

Потенциальные родители имеют право на достоверную информацию о приемном ребенке. Органы социальной защиты обязаны помочь будущим папам и мамам подготовиться к воспитательному процессу на обучающих курсах.

Помогают найти кандидатуру сведения, опубликованные в федеральном, региональных банках данных, на сайтах благотворительных организаций для детей «Усыновление.ру».

Первый месяц сирота состоит на учете в районном органе опеки, который имеет право найти для усыновления ребенка приемных родителей. По истечении срока данные передаются в региональный банк данных. Еще через месяц сведения попадают в федеральный банк.

Лица, желающие взять на воспитание детей, обязаны пройти подготовку. Организация и контролирующие функции возложены на социальные службы опеки и попечительства. Целью подготовки будущих усыновителей или опекунов является:

  • формирование педагогических навыков;
  • знакомство с особенностями детской физиологии и психики;
  • введение в курс сложностей воспитательного, образовательного процесса;
  • знакомство с законами для соблюдения прав детей сирот.

Социальные органы имеют право делегировать свои обязанности по обучению специализированным некоммерческим организациям:

  1. медицинским;
  2. образовательным;
  3. социально-реабилитационным центрам.

Специалисты должны иметь профильное образование и опыт работы, связанный с воспитанием детей-сирот.

Посещение курсов будущими опекунами и родителями должно быть в удобное для них время, включая вечерние часы и выходные дни. Длительность курсов: от 5 до 180 дней. Обучение индивидуальное или в группах. После окончания курсов выдается свидетельство установленного образца.

Стать приемными родителями, имея одно желание, недостаточно. Кандидаты на усыновление проходят отбор, который необходим для определения мотива, психологической возможности стать матерью или отцом чужому ребенку.

Для этого применяются способы оценки личности будущих родителей:

  • анкетирование;
  • психологическое тестирование;
  • семейная психотерапия.

На первом этапе оценивается условия жизни, делаются выводы на основании тестирования.

Следующий этап – проверка представленных сведений:

  1. о возрасте;
  2. наличии супруга/супруги;
  3. детей;
  4. условиях проживания;
  5. месте работы;
  6. доходах.

По закону не могут быть претендентами на воспитание детей люди:

  • с алкогольной и наркотической зависимостью;
  • судимые, под следствием;
  • больные тяжелыми неизлечимыми заболеваниями;
  • состоящие на учете в психдиспансере;
  • без российского гражданства;
  • с недостаточной жилой площадью;
  • имеющих несогласных родственников;
  • с агрессивным неуживчивым характером.

Во время индивидуальной беседы с претендентом выясняется отношение к усыновлению других членов семьи, организация семейного быта.

Уточняется форма устройства детей сирот:

  1. опекунство;
  2. патронат или гостевой режим;
  3. приемный родитель.

Важно! Моменты, без которых не решается вопрос о передаче в семью: подлинный мотив взять на воспитание ребенка; наличие таких черт характера, как терпимость, гибкость, психологическая устойчивость.

Причины, по которым обращаются для усыновления:

  • бездетность;
  • смерть своих детей;
  • близкого человека;
  • социальный статус;
  • финансово-жилищный вопрос;
  • религиозный.

Мотив принятия решения должен быть в пользу детей. В некоторых случаях требуется психологическая коррекция поведения претендентов прежде, чем говорить о возможности усыновления.

Обращение семейных пар, имеющих детей, требует особо внимательного отношения:

  1. Удовлетворить просьбу имеет смысл при развитом родительском инстинкте, когда родители чувствуют в себе силы воспитать еще ребенка, но не могут завести своего.
  2. Иногда обращаются, чтобы иметь в семье ребенка противоположного пола своим детям.
  3. Приемных детей могут использовать как инструмент воздействия на родных детей.
  4. Потерю собственного ребенка компенсировать появлением приемного.
  5. Не нашедшие контакта с родными детьми желают обрести благодарность от приемного.

Неполные семьи – не самый лучший вариант для приемных детей. Часто одинокие женщины таким образом хотят поднять свой социальный статус, не задумываясь, что это должно быть нужно в первую очередь ребенку.

При решении вопроса о передаче в семью учитываются:

  • Возраст претендентов, от чего зависит возраст ребенка.
  • Брачный период (для определения устойчивости семейных отношений).
  • Знание педагогических методов воспитания, особенностей физического и психического развития детей.
  • Гибкость характера.
  • Желание находить решение проблем, возникающих в процессе воспитания.
  • Жизненные приоритеты у каждого из супругов.
  • Информация о родительской семье:
    • сколько было детей;
    • место среди детей (старший, средний, младший);
    • кто принимал решение в семье.

Результатом анализа являются выводы:

  1. Сможет ли каждый из супругов выполнять родительские обязанности в полной мере.
  2. Насколько семья готова к принятию нового члена.
  3. Зачем нужен ребенок: для самореализации или обеспечения его жизненных условий.

На этом предварительный этап со знакомством с приемными родителями заканчивается.

Следующий этап: обсуждение кандидатуры на усыновление согласно анкеты, в которой представлены сведения:

  • о характере;
  • биологических родителях;
  • состоянии здоровья;
  • родственниках и возможных контактах с ними;
  • месте нахождения.

По каждому пункту, кроме места проживания, сведения предоставляет специалист, работающий с детьми: врач, психолог, воспитатель, социальный педагог. Дополнительную информацию дают учителя, логопеды.

Затем будущие родители получают официальное разрешение на посещение детского дома или дома малютки для знакомства с приемным сыном или дочерью. После встречи принимается окончательное решение. При положительном варианте подготовленные документы и заявление об усыновлении передаются в суд.

Для усыновления необходимо подготовить пакет документов в органы опеки:

  1. Прошение о возможности стать усыновителем.
  2. Автобиографические сведения о себе.
  3. Справка о занимаемой должности, заработной плате или декларация о доходах.
  4. Документы на жилье.
  5. Сведения о судимости, здоровье.
  6. Копия свидетельства о браке/свидетельства о рождении.
  7. Согласие второго супруга.
  8. Согласие на усыновление ребенка старше 10 лет.

Документы на детей при усыновлении, выдаваемые органами опеки:

  • Документ о рождении.
  • Медицинское освидетельствование.
  • Справка о беременности и родах биологической матери.
  • Сведения о родителях:
    • согласие на усыновление, если они живы;
    • вердикт суда о лишении родительских прав, признания недееспособности;
    • копия свидетельства о смерти, признании умершим;
    • акт о подкидывании.
  • Документы на собственность, с описью, указанием лиц, ответственных за сохранность

Перечень документов при рассмотрении дела об усыновлении в суде может быть расширен. Разрешение суда на усыновление – основание для обращения в ЗАГС для получения свидетельства о рождении с новыми данными. Ребенок из детского учреждения переезжает на постоянное место жительства в приемную семью.

Подводные камни

Работники органов опеки, центров по усыновлению вынуждены развеивать иллюзии будущих приемных родителей о детях, оставшихся без родительского попечения. Малыши, отлученные от матери до 2-х лет, в большинстве своем, относятся к категории «трудных» детей, требующих особого подхода. Усыновление ребенка из дома малютки и дальнейшее воспитание потребует много усилий и знаний. Одной любви и терпения будет недостаточно.

  • физическая (медицинские осмотры, лечение);
  • психологическая (воспитание правилам поведения, общения);
  • интеллектуальная (восполнение знаний).

Важно! Ребенок не сразу приживается на новом месте, с незнакомыми людьми. Часто возникают проблемы с общением, послушанием, обучением.

Родители в таких случаях обращаются за помощью в социальные службы. При крайней степени несовместимости они возвращают детей, отказываясь от взятых на себя обязательств.

Читать еще:  Жалоба в конституционный суд. образец заполнения и бланк 2021 года

Поиск ребенка в банке данных

Партнеры портала

Наверно ни для кого не секрет, что в данный момент в нашей стране насчитывается очень большое количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Это связано с большим количеством факторов — высокая смертность, алкоголизм, безответственное отношение к своим родительским обязанностям.

А где же располагаются все дети, если не у себя дома? Конечно же для этих целей у нас в стране, да и по всему миру, существуют различные по названию, но одинаковые по своим функциям заведения детские дома, детские приюты, дома ребенка, школы интернаты.

Наш проект создан чтобы собрать воедино всю базу таких заведений. Чтоб человек, желающий по мере возможности помочь тому или иному заведению, не искал его большое количество времени. Чтоб любой желающий спокойно мог найти интересующий его детский дом, знал как туда проехать и так далее.

Поиск на сайте будет осуществляться различными способами. Каждый посетитель сайта обязательно найдет удобный именно для себя способ. Мы стремимся максимально помочь Вам в помощи (как бы это тавтологично не звучало) детским домам, приютам, а в частности — детям, там находящимся.

Чем наш портал отличается от остальных сайтов? На сайте в ближайшее время будет собрана полная база детских домов, приютов и интернатов, данных о детях сиротах. Удобный поиск по сайту сэкономит Ваше драгоценное время. Разработан банк данных о детях сиротах и адресах органов опеки и попечительства Российской Федерации. В дальнейшем планируется открыть личные кабинеты для детских домов, где можно будет разместить информацию о учреждении, зарегистрировать ребенка, указать счета для перечисления пожертвования напрямую в учреждение.

Самая же главная миссия сайта — организовать постоянную помощь нуждающимся детям, тем местам, где они проводят свое детство. Ведь каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь, радостное детство. Давайте поможем им вместе!

Поделитесь на информационный портал поиска детей сирот России, с друзьями в социальных сетях! Пусть больше деток найдут своих будущих родителей.

ВНИМАНИЕ! Уважаемые посетители портала поиска детей сирот России — обновление анкет детей происходит раз в 10 дней, поэтому точную информацию о ребенке узнавайте на странице анткеты пройдя по ссылке «Куда Обратиться За Информацией!»

Руководителям Детских домов и Приютов

В данном обращении мы бы хотели попросить всех руководителей, и.о. руководителей и их заместителей обратить хотя бы чуточку своего внимания нашему порталу. Помощь Ваша не финансовая, не материальная. Она заключается в информации, обновлении информации на нашем портале. Даже не обновлении, а больше проверке информации, которая у нас уже есть. Ведь только Вы в большей степени знаете какого положение дел в Вашем учреждении.

Помогите нам пожалуйста с получением полной и достоверной информации именно по Вашему Детскому дому, Школе-интернату, Приюту, Дому ребенка или малютки.С нашей стороны мы сделаем все что бы информация о детских учреждениях, детях сиротах и оказании благотворительной помощи была распространена для обширного круга аудитории не только в регионах России, но и по всему миру.

© 2014-2016 Банк данных «Дети сироты России» Все права защищены.
Копирование информации без ссылки на источник запрещено.

Учреждения для детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей

07.09.2021г

Сегодня в ГКСУ СО «Камышинский ЦПД» прошла Акция памяти, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом «Памяти жертв Беслана». В истории России было немало трагических страниц и тяжелых испытаний. Безусловно, самым глобальным тяжким испытанием для нашей страны и для всего мира за последние десятилетия стал терроризм. Произошло множество террористических актов, унесших большое количество человеческих жизней. Но самым страшным и варварским преступлением, был захват школы №1 г. Беслан 1 сентября 2004 года. Для всей России этот день стал днем общенациональной скорби, а дата 3 сентября объявлена Указом президента России Днем солидарности в борьбе с терроризмом.

01.09.2021г

Первый день осени не простой день – это начало учебного года и самый настоящий праздник для ребят. В этом году школьный звонок прозвенел для наших воспитанников, в том числе для пяти первоклассников. Такому радостному событию был посвящен торжественный праздник «Здравствуй, школа!», который состоялся 1 сентября в ГКСУ СО «Камышинский центр помощи детям». В программе праздника приняли участие все воспитанники центра. Ребята рассказывали стихи о школе, исполнили песню «Школа». Старшие школьники трогательно поздравили первоклассников.

31.08.2021

1 сентября — праздник начала нового учебного года. Хочется, чтобы этот день запомнился детям долгожданными веселыми встречами, задорным и звонким смехом, новыми интересными знакомствами и пробуждением жажды к знаниям. В честь такого события Всероссийская общественная организация «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны» организовало просветительский онлайн-марафон, в котором наши воспитанники с большим интересом приняли участие. Спасибо Вам за прекрасную возможность раскрыться нашим детям в таких замечательных и творческих конкурсах.

Основные сведения

ПРИЁМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ГКСУ СО «Камышинский ЦПД»

Государственное казенное специализированное учреждение социального обслуживания «Камышинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» осуществляет свою деятельность с 1 января 2019 года.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения социального сопровождения и содействия семейному устройству детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, адаптации несовершеннолетних к условиям современной жизни через духовно – нравственное воспитание и физическое совершенствование.

1 декабря 2008 года открылся в городе Камышине Волгоградской области, как ГОУ «Камышинский детский дом». В мае 2009 года учреждение успешно прошло процедуры лицензи-рования образовательной и медицинской деятельности.

В декабре 2009 года ГОУ «Камышинский детский дом» Волгоградской области был переименован в Государственное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом».

В декабре 2011 года детский дом получил статус казенного учреждения и стал именоваться Государственное казенное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом»

С 1 марта 2016 года, на основании постановления Губернатора Волгоградской области № 20п от 25 января 2016 года, детский дом переименован в Государственное казенное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом».

На основании Постановления Администрации Волгоградской области № 412-п от 01.08.2017г. «О реорганизации государственного казенного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Камышинский детский дом» и приказа комитета образовании и науки Волгоградской области № 637 от 14.08.2017г. 15 января 2018 года к ГКУ «Камышинский детский дом» присоединен «Котовский детский дом» который стал наименоваться «Котовское обособленное подразделение ГКУ «Камышинский детский дом».

Читать еще:  Характеристика на ученика начальной школы – образец 2021

Котовское обособленное подразделение расположено по адресу: Волгоградская область г. Котово, ул. Победы 34.

С 1 января 2019 года учреждение ГКУ «Камышинский детский дом», на основании постановления Администрации Волгоградской области от 12 ноября 2018 года № 521 – «О возложении функций и полномочий учредителя государственных учреждений Волгоградской области» переименовано в Государственное казенное специализированное учреждение социального обслуживания «Камышинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей». ГКСУ СО «Камышинский ЦПД» вошел в состав отдела детских учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, управления социального обслуживания, комитета социальной защиты населения Волгоградской области.

На основании приказа Комитета социальной защиты Волгоградской области №809 от 29.04.2021 «О внесении изменения в приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 28 мая 2020 г. №1037 «Об утверждении Плана развития государственных ооганизаций социального обслуживания, подведомственных комитету социальной защитынаселения населения Волгоградской области, на 2021 год» из структуры ГКСУ СО «Камышинский ЦПД» с 01.08.2021 исключено отделение помощи детям, оставшимся без попечения родителей в г. Котово.

Учреждение имеет два корпуса: административно-спальный (площадь 2654,2 кв.м.) и хозяйственный (площадь 197,8 кв.м.). Помещения административно-спального и хозяйственного блока Федеральной регистрационной службой по Волгоградской области переданы ГКСУ СО «Камышинский ЦПД» в оперативное управление (свидетельство о государственной регистрации права 34АА № 913531). Центр помощи детям имеет земельный участок общей площадью 11008 кв.м., который Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области передан ГСКУ СО «Камышинский ЦПД» в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права 34АА 072147).

Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (лицензия № 22 от 08 апреля 2019 г., серия 34ЛО1 № 0001919) и лицензия на осуществление медицинской деятельности (лицензия серия ВО 008230 №ЛО-34-01-004153 от 08 апреля 2019 г.).

Миссия центра помощи детям:

Оберегать и любить детей, пробуждать в ребёнке энергию жизненной силы, наполняя каждый день активной деятельностью, прививая потребность трудиться, познавать, творить, любить.

Воспитание, социализация и коррекция личности ребенка. Адаптация его к условиям современной жизни через духовно–нравственное воспитание и физическое совершенствование.

Задачи:

Государственные услуги:

  • государственная услуга по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • государственная услуга по предоставлению дошкольного образования в государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • государственная услуга по предоставлению дополнительного образования в государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • государственная услуга по содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • государственная услуга по организации и обеспечению социальной (постинтернатной) адаптации выпускников государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • пропаганда и развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и законных интересов;
  • социализация и подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях;
  • работа с кровными семьями воспитанников детского дома;
  • подбор и подготовка кандидатов из числа граждан в замещающие родители;
  • сопровождение замещающих семей;
  • социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.

Способы защиты детских прав

Наблюдать за соблюдением юридических обязательств в отношении образования, образования и обеспечивать все необходимое в рамках прерогативы органа по защите. Опекунство связано с размещением детей и гарантирует, что их права не будут нарушены. В 2021 году в Российской Федерации было установлено:

  • семейное размещение детей;
  • помещение ребенка в специализированную организацию.

    Формы организации семьи включают:

    Усыновление — единственный вид, требующий решения суда, все остальное делается на основании заключения отдела опеки и попечительства. Считается наиболее приоритетной формой устройства, так как ребенок получает все права сына или дочери крови, он реализует себя семьей. Приемные родители не получают помощи от государства, так как ребенок лишается всех льгот по счету сироты и поддерживает ребенка за свой счет. В связи с тем, что только по закону могут быть усыновлены только дети-сироты или несовершеннолетние, родители которых были лишены прав в течение длительного времени, усыновленных относительно немного.

    Опека является наиболее распространенной формой опеки, поскольку под опекой находятся все категории несовершеннолетних, и к опекуну предъявляются более лояльные требования, чем к приемным родителям. Подопечная сохраняет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеет право на жилье и все льготы. Обычно опеку устанавливают родственники, но они также могут быть освобождены посторонними лицами, иногда с целью дальнейшего усыновления. Воспитание в приемных семьях возможно для детей до 14 лет. После этого возраста и до достижения совершеннолетия опека выдается на основании большей автономии подростка в принятии решений, но под наблюдением опекуна.

    Размещение ребенка в приемной семье осуществляется по соглашению между родителем-опекуном и местными властями. Усыновленный ребенок сохраняет все права детей, оставшихся без попечения родителей. Государство оплачивает расходы по содержанию несовершеннолетнего, оказывает услуги по амнистии и медицинские услуги, выплачивает приемному воспитателю плату. Приемная семья — прекрасное устройство для кровных братьев и сестер, оставшихся без опеки и не разлученных по закону

    При отсутствии возможности устройства в семью дети помещаются в специализированное учреждение:

  • центр социальной реабилитации;
  • центр содействия семейному размещению.

    Помещение детей в эти учреждения рассматривается как обязательная мера, отдел опеки и попечительства подыскивает для них семейное жилье. Живя в этих организациях, ребенок находится на содержании государства. Если он получает пенсию по потере кормильца или инвалидности, денежные средства переводятся на его счет, никто не может пользоваться его деньгами или имуществом. Обязанности опекуна возлагаются на руководителя организации, который отвечает за благополучие подопечного. Ученик проживает в организации до совершеннолетия, если получает образование, то до 23 лет.

    Как жилось сиротам в царской России

    Сиротская доля незавидная. В наше время о судьбе беспризорников заботится государство, поэтому ребенок, оставшийся без родителей, может рассчитывать на кров над головой, питание и обучение. Это право ему гарантирует Конституция. А как обстояли дела с сиротами в царской России?

    Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?

    Перов В.Г. «Дети-сироты на кладбище».

    В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице. Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом. Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.

    Читать еще:  Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?

    Николай Фешин, «Беспризорник».

    Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.

    Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.

    Богданов-Бельский, «В церкви».

    В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.

    Он утверждал: «Были и такие, которые поступали в холопы насильно: еще до воспрещения перехода крестьянам помещик нередко обращал их в холопов. В XVII веке служилые люди торговали самым возмутительным образом женским полом в Сибири. Они насильно брали беспомощных сирот-девиц, иногда сманивали у своих товарищей жен, делали на них фальшивые крепостные акты и потом передавали из рук в руки, как вещь».

    Борис Годунов и Василий Шуйский предпринимали меры для обеспечения неимущих, в том числе и сирот, хлебом и другим продовольствием. К сожалению, эта благотворительность часто не приносила плодов, поскольку те, кто заведовал раздачей, включали в списки своих родных и знакомых.

    Раздача хлеба при Борисе Годунове.

    При Алексее Тишайшем в 1650 году была перепечатана Кормчая книга. В нее были внесены и правила православной церкви, которые относились к сиротам. А в 1682 году, в царствование Федора III, царским указом беспризорники выделялись в особую категорию, забота о которой переходила от частных лиц и духовенства к государству. Тогда же было решено строить специальные детские учреждения. В них детей обучали навыкам и специальностям, способным их прокормить.

    Первая «сиропитательница» была построена митрополитом Иовом. До этого сироты в монастырях жили вместе со взрослыми. Кстати, семьям было очень выгодно «призревать» сирот, поскольку они становились холопами — бесплатной рабочей силой. То есть поступали в рабство.

    При Петре Алексеевиче вопросы надзора за беспризорными детьми были полностью отданы в ведомство магистратов. Именно светской, а не духовной власти было дано право решать дальнейшую судьбу ребенка, оставшегося без родителей. Детям назначали опекунов из числа родственников или отдавали их под патронат тех, кто изъявил желание заботиться о сиротах.

    Петр I отдал приказ при госпиталях открывать детские комнаты и принимать туда детей. Это были первые государственные учреждения «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются».

    «Крестьянка с ребенком. Погорельцы».

    Такие госпитали должны были быть оборудованы специальными окнами, через которые можно было положить ребенка, но при этом лица женщины не было видно. Финансировались эти учреждения частично из городской казны, частично — из церковных подаяний и целевой благотворительности. К сожалению, подобных заведений было слишком мало. Поэтому церковь при этом не была полностью «отлучена» от заботы о сиротах. Так, к примеру, в Москве беспризорников отправляли в Новодевичий монастырь.

    При Екатерине II по проекту личного секретаря императрицы Ивана Бецкого в Москве был учрежден Воспитательный дом. Его строительство велось на деньги от пожертвований, штрафов, а также от первого в России государственного ломбарда. Кроме того, во все церкви были разосланы воззвания, в которых предлагалось обустраивать приюты и «сиропитательницы». Эти воззвания должны были зачитываться прихожанам после церковной службы. Сама царица пожертвовала на нужды Воспитательного дома около 1 000 000 рублей.

    Бецкой Иван Иванович.

    К сожалению, наплыв детей в эти дома был слишком велик. Из-за эпидемий смертность в них порой достигала 82%. Поэтому грудных младенцев стали отдавать первоначально в деревни опекунам до достижения 9-месячного возраста, а позже — до 5 лет. Людям, взявшим на себя заботу о ребенке, платили 2 рубля в месяц на его содержание.

    Журавлев Ф.С., «Дети-нищие».

    Если ребенок по достижении пятилетнего возраста не мог попасть в Воспитательный дом по причине отсутствия свободных мест, то он продолжал жить в крестьянской семье до 17 лет. Затем мальчики становились казенными крестьянами, то есть не принадлежавшими определенному хозяину. Им выделялся участок земли. Девочек выдавали замуж.

    В отличие от предыдущих правителей, во время правления Екатерины Великой сироты, направленные в Воспитательные дома, поступали под опеку государства. Раньше они по умолчанию становились крепостными тех помещиков, на землях которых были обнаружены (речь идет о подкидышах), либо тех людей, которые взяли на себя заботу о беспризорниках.

    Бывали случаи, когда создать приют или Воспитательный дом не представлялось возможным. Тогда за небольшую плату специально организованный орган местного самоуправления, который назывался Приказ неимущих сирот, мог отдавать детей на усыновление или воспитание любому порядочному гражданину. Однако в этом случае Приказ обязан был следить за судьбой ребенка вплоть до его совершеннолетия.

    Первым частным, то есть не государственным и не монастырским, детским домом в России стал Демидовский приют, который был построен вместо детских комнат в Доме призрения. Изначально в нем воспитывалось 6 мальчиков и вдвое больше девочек, но за год число детей выросло до 112. Покровительство над этим учреждением взяла на себя императрица Александра Федоровна. Этот приют был назван «Образцовым». В нем учили смотрительниц и их помощниц, которых затем направляли на работу в другие подобные учреждения.

    Среди богатых людей было принято принимать «в дети» или под опеку сирот. Например, графиня Юлия Самойлова растила двух малышек. Правда, обе девочки были итальянками.

    Карл Брюллов, «Всадница». Портрет графини Самойловой с приемной дочерью Амацилией

    К 1889 году только в одной Москве насчитывалось 42 детских сиротских учреждения. С 1895 по 1917 год в России была организована система детских семейных приютов трудолюбия. В честь рождения княгини Ольги они получили название Ольгинские. В них принимали сирот вне зависимости от сословия и вероисповедания, что было инновационным решением в области государственной опеки. После Октябрьской Революции эти учреждения были ликвидированы и на смену им пришли детские дома.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector