Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная норма потребления жилищнокоммунальных услуг скачать презентацию бесплатно

Социальная норма на услуги ЖКХ для льготников

  • Льготы не исчезнут
  • Кто сможет сэкономить
  • Что такое социальная норма

Как введение социальных норм на коммунальные услуги отразится на незащищенных слоях населения. Новый расчет за услуги ЖКХ, который в следующем году коснется электричества, а в будущем воды и тепла, вызывает много вопросов у читателей «РГ». Больше всего звонков поступает от льготников, волнующихся за сохранение своих субсидий. Чтобы прояснить этот вопрос, мы обратились к экспертам.

Новые социальные нормы для назначения субсидии 30.07.2021

Отметим, что начиная с весны 2020-го соцнормы (предельная площадь квартиры, месячное потребление энергоресурсов и т.д.) были увеличены на 50% по причине введения карантина.

Сейчас, в преддверии отопительного сезона, в Минсоце решили, что такие послабления больше неактуальны из-за улучшения эпидемиологической ситуации в стране.

По мнению опрошенных UBR.ua экспертов, возвращение соцнорм к докарантинному уровню не лишит потенциальных субсидиантов госпомощи, однако снизит размер субсидии.

Сверх какой квадратуры денег не дадут

Социальные нормативы – это предельный объем потребленных жилищно-коммунальных услуг, на который предоставляется субсидия.

Размер скидки определяется как разница между суммой всех ЖКУ за месяц и обязательным месячным платежом конкретного домохозяйства. Каким он будет, можно приблизительно подсчитать по следующей формуле:

Среднемесячный доход домохозяйства на каждого члена семьи (к примеру, в семье из 4-х человек, получающей в месяц 20 тыс. грн., на одного человека приходится 5 тыс. грн.) необходимо поделить на прожиточный минимум (2189 грн с 1 декабря 2020 года). Полученную сумму поделить на 2 и умножить на 15%.

Таким образом в вышеприведенном примере домохозяйство должно заплатить за ЖКУ 17,1% от своего общего дохода, или 3420 грн. Если за коммуналку «нагорит» 4000 тыс. грн, то государство выделит на покрытие оставшейся суммы 580 грн.

Однако это приблизительная формула, так как она не учитывает тех самых социальных нормативов.

Первый и главный из них – площадь жилья. На каждое домохозяйство предусмотрено 35,22 кв. м. + 13,65 кв. м. на человека – таким образом социальный норматив для семьи из 4-х человек составит 89,22 кв. м.

Но с учетом 50% увеличения, утвержденного весной прошлого года, покрываемая субсидией площадь квартиры для такой семьи составляла 133,8 кв. м. – это фактически максимально возможная площадь квартиры, которой могут владеть субсидианты (владельцы квартиры площадью более 130 кв. м. не имеют права на данный вид госпомощи).

Доплатим за лишние метры

Если полуторное увеличение отменят, то, например, семье из 4-х человек, которая проживает в квартире на 100 кв. м., субсидию будут рассчитывать на 89,22 кв. м., а за оставшиеся 10 «квадратов» придется заплатить «по полной программе», объяснил UBR.ua исполнительный директор «Экономического дискуссионного клуба» (ЭДК) Олег Пендзин.

«Речь не идет о том, что после отмены 50% увеличения соцнорм субсидианты лишатся субсидии. У них просто увеличится сумма дополнительных платежей за избыточную площадь, и они должны будут доплатить в платежке за сверхнормативные объемы квадратных метров», – говорит Пендзин.

В то же время социальные нормативы определены для всех видов жилищно-коммунальных услуг, включая объем потребления тепловой энергии, природного газа, электричества и т.д. С их полным списком (без учета 50% увеличения) можно ознакомиться тут.

Так, норма потребления природного газа на отопление составляет 4 куб. м. на 1 кв. м. отопляемой площади, а с весны 2020 года – 8 куб. м.

Таким образом, если зимой 2020-2021 семья из 4-х человек, проживающая в квартире площадью 100 «квадратов», могла израсходовать на отопление до 800 куб. м. метана, и все равно в итоге получить субсидию на весь потребленный объем энергии, то в случае принятия проекта Минсоца максимально на отопление домохозяйство сможет потратить 356,9 «кубов» (89,22 кв. м. × 4 куб. м.).

На объем сверх этого субсидия насчитываться уже не будет.

У государства не хватает денег

Предложение профильного министерства изменить соцнормы объясняется одной фразой – «учитывая эпидемиологическую ситуацию». Это довольно спорное обоснование, полагает глава Союза потребителей коммунальных услуг Украины Олег Попенко.

«Карантин и «ковид» никто не отменял. «Улучшение эпидситуации» должно быть зафиксировано отдельным постановлением Кабмина, которое отменит карантин. Тогда и постановление и 50% увеличение можно отменять», – считает Попенко.

Эксперт выразил мнение, что в Минсоце поспешили с отменой послаблений еще и потому, что эпидемиологическая ситуация может ухудшиться осенью. В целом, считает Попенко, перспективы утверждения законопроекта сейчас не ясны.

Однако, указывает Олег Пендзин, у властей есть более существенные причины для фактического снижения денежной социальной помощи на ЖКУ.

Читать еще:  Должностная инструкция и обязанности главного инженера проекта строительство

«Три года назад средняя цена газа, с транспортировкой и всем остальным, составляла 8,5 грн/куб. м. Тогда в госбюджете было выделено на субсидии 72 млрд грн. Сейчас, при средней цене газа по годовому контракту в 8 грн/куб. м. и с транспортировкой до 2 грн, фактическая цена голубого топлива достигает 10 грн/куб. м. А выделено на субсидии в госбюджете лишь 37 млрд грн. Денег катастрофически не хватает», – подчеркнул Пендзин.

Получить субсидию станет сложнее

По мнению Олега Пендзина, сейчас власти избрали путь уменьшения трат по субсидиям. Идут они к этому не только через снижение размера помощи для ее получателей. Регуляторы также вводят дополнительные преграды, чтобы снизить общее количество субсидиантов.

Как напоминает Пендзин, в мае власти устранили спецкомиссии при районных госадминистрациях, которые в индивидуальном порядке рассматривали вопрос назначения субсидии.

Такие комиссии, как мы уже объясняли, были нужны для проверки индивидуальных обстоятельств, которые стали поводом для отказа претенденту в предоставлении помощи. Например, не имеют права получать скидку на ЖКУ официально нетрудоустроенные граждане, не имевшие дохода и не состоящие на учете в Гослужбе занятости.

Однако, если подать заявку на проверку в комиссию, ее члены могут осмотреть материально-бытовые условия претендента и сделать вывод, что субсидия ему все же полагается, например, в связи с тем, что он не имел дохода из-за «сложных жизненных обстоятельств, вызванных болезнью».

Подробный список исключений – в пунктах 14-15 постановления КМУ о порядке назначения субсидии.

«30% субсидиантов получали субсидии через комиссии при райгосадминистрациях. Там рассматривали вопросы, связанные с количеством прописанных, с тем, что у людей были большие затраты на лечение. Но теперь комиссий нет, и люди, которые не подпадают под жесткие требования нормативного документа, не смогут получить субсидию», – констатирует Пендзин.

На пороге коллапса

В то же время после ликвидации местных комиссий теперь подавать заявление на получение субсидии при наличии спорных вопросов нужно в органы соцзащиты населения – это, заверял премьер-министр Денис Шмыгаль, позволит даже ускорить процесс рассмотрения заявок.

С другой стороны, полагает эксперт в сфере ЖКУ Мария Яковлева, системе расчета субсидий в принципе грозит коллапс из-за перехода энергорынков Украины на рыночные условия и отмены фиксированных цен ЖКУ.

«Раньше цены на газ и электроэнергию регулировались государством, и у соцслужб была информация о фиксированной стоимости ЖКУ. Сейчас каждый субсидиант придет в соцслужбу со своей ценой – 10, 15 грн/куб. м. Но что делать государству? Просто принимать и погашать? Порядок действий не отображен ни в одном нормативном документе. Субсидиарную систему не подготовили к переходу на рыночные цены жилищно-коммунальных услуг», – высказала мнение Яковлева.

Правила предоставления коммунальных услуг

Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.

Обязанности исполнителя:

  • предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
  • обслуживать инженерные системы;
  • ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
  • рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
  • принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

Социальная норма потребления жилищнокоммунальных услуг скачать презентацию бесплатно

  • О Cлужбе
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Положение о Службе
    • Административные регламенты
    • Структура Службы
    • Правление Службы
    • Государственная служба
    • Подведомственная организация
    • Доклады о результатах деятельности Службы и Отчеты
    • Информация о цифровых платформах и сервисах
    • Государственные закупки
    • Общественный Совет
    • Межотраслевой совет потребителей
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Антитеррористическая комиссия
    • Открытые данные
  • Деятельность
    • Утверждение цен, тарифов
    • Контроль
    • Производственные программы
    • Инвестиционные программы
    • Архив информации
    • Антимонопольный комплаенс
    • Тарифная кампания
    • Государственные программы
    • Технологическое присоединение
    • Судебная практика
  • Актуальная информация
    • Новости
    • Информационные письма
    • Объявления
    • Информация о семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации
  • Раскрытие информации
    • Законодательство по раскрытию информации
    • Раскрытие информации предприятиями
    • Раскрытие информации органом регулирования
  • ЕИАС
    • ЕИАС
    • Нормативно — правовая база
    • Шаблоны ЕИАС
  • Для населения
    • Порядок личного приема граждан
    • Законодательство
    • Обзор обращений граждан
    • Вопросы и ответы на обращения
    • Интернет-приемная
    • Цены и тарифы для населения
    • Актуальная информация для граждан
    • Онлайн-проверка соотвествия роста размера платы за коммунальные услуги
    • Социальная норма
    • Нормативы потребления коммунальных услуг
    • Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги
    • Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  • Контакты
  • Водоснабжение, водоотведение, ТКО
  • Электроэнергетика
  • Тепловая энергия
  • Газ
  • Непроизводственная сфера
  • Порядок личного приема граждан
  • Законодательство
  • Обзор обращений граждан
  • Вопросы и ответы на обращения
  • Интернет-приемная
  • Цены и тарифы для населения
  • Актуальная информация для граждан
  • Онлайн-проверка соотвествия роста размера платы за коммунальные услуги
  • Социальная норма
  • Нормативы потребления коммунальных услуг
  • Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги
  • Информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Читать еще:  Юридическая помощь многодетным семьям аналитика рейтинг юристов Москвы
Калькулятор коммунальных платежей
Тарифы на коммунальные ресурсы для населения
Реестр нормативных актов Службы
Противодействие коррупции
Проект рагламента об обмене информацией по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии
Время приема документов от регулируемых организаций и органов местного самоуправления
Юридическая помощь
Порядок личного приема граждан
Личный кабинет
Госуслуги
предоставление услуг в электронном виде
  1. Нет — 21 (56.8%)

Нормативы

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Норматив потребления коммунальных услуг — это утвержденный месячный (среднемесячный) объемный показатель (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

б) в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

д) в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

е) в отношении водоотведения — износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения — куб. метр на 1 человека;

б) в отношении электроснабжения — кВт*ч на человека;

в) в отношении отопления — Гкал на 1 м 2 общей площади жилых помещений;

г) в отношении газоснабжения:

  • для приготовления пищи и (или) подогрева воды — куб. метр на 1 человека;
  • для отопления — куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений.

Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.

Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Читать еще:  Нужен ли паспорт здоровья если есть медкнижка

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.

Анализ расходов на ЖКУдомашних хозяйств России и США

Размер доли расходов по оплате коммунальных услуг в России (6,9%) на сегодняшний день находится на уровне США, расходы на оплату жилья американской семьи (19,0%) более чем на порядок превышают аналогичный показатель среднестатистического российского домашнего хозяйства (1,4%). Установленные соотношения свидетельствуют о различии в приоритетах: жилье или коммунальные услуги.

В России актуальность коммунальных услуг стоит на первом плане, а жилье с низкими потребительскими свойствами, доставшееся большинству граждан в результате бесплатной приватизации, воспринимается как само собой разумеющееся.

В США, наоборот, на первом месте стоит качественное благоустроенное жилье, как фундаментальный актив семьи и залог социальной стабильности, а коммунальные услуги являются всего лишь необходимым к нему приложением. Наличие же коммунальных услуг в отсутствие жилища теряет смысл.

В российском обществе необходим пересмотр социальной системы ценностей в жилищной сфере, когда объектом пристального внимания должно стать проживание в благоустроенном жилье!

Градация тарифов

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тарифот 300 кВт*ч
Повышенный тарифот 300 до 500 кВт*ч
Высокий тарифсвыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Дифференцированные тарифы по зонам суток

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2021 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Зачем введены нормы потребления

Правительство Российской Федерации опубликовало специальное постановление, имеющее номер 354. В 42 пункте данного документа отмечено, что размер денежной суммы, которую физическое лицо будет обязано выплатить за предоставленную ему коммунальную услугу, вычисляется в соответствии с показаниями, отображенными на приборах учета (счетчиках). Однако если у пользователя не имеется измерительного прибора подобного рода, то по действующему законодательству в его обязанности не входит установка данного устройства, а цена за коммунальные услуги начисляется на основании норм потребления. Тот же факт отображен и в первом пункте статьи под номером 157 Жилищного кодекса.

Помимо того, российским законодательством предусмотрена специальная услуга социального типа, предназначенная для особой категории физических лиц, которая называется субсидией. Она принадлежит к виду материальных выплат, выделяющихся из бюджета государственных органов тем потребителям, которые в силу уважительных обстоятельств не могут оплачивать коммунальные тарифы в полном размере. Однако даже если определенному гражданину по закону полагается субсидия, то при нарушении некоторых условий он ее может не получить. К примеру, если превысит нормативы использования коммунальных ресурсов.

Некоторые нормы потребления являются нецелочисленными значениями, а дробными. Если потребитель использует тот или иной коммунальный ресурс в объеме, который больше норматива хотя бы на одну десятую или сотую, то на предоставление социальной скидки ему рассчитывать не стоит.

Также может возникнуть ситуация, когда лимит не был превышен, но исходя из суммы, прописанной в едином платежном документе, субсидия не начислена. В первую очередь, необходимо узнать, по какой причине социальная скидка не была сделана. Если в качестве основания управляющая компания озвучит такую причину, как превышение установленных норм использования коммунального ресурса, а пользователь сможет доказать обратное, то ему необходимо подать на перерасчет и восстанавливать справедливость.

Поскольку в законодательные акты постоянно вносятся изменения, то потребитель по причине незнания того, что лимит на коммунальные услуги понизился, может выйти за его рамки и лишиться права на получение субсидии. В связи с этим настоятельно рекомендуем следить за нововведениями законов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector