Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сделки между взаимозависимыми лицами быть или не быть?

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Участие в хозяйственной жизни компании аффилированных или взаимозависимых лиц – явный признак того, что организация рискует. Причем риски могут быть не только финансовыми, но и репутационными. Как именно законодательство определяет правовую форму зависимости и какими последствиями она может обернуться для бизнеса, читайте в публикации.

Контролируемые сделки по новым правилам

Старший юрист-консультант компании «Что делать Консалт»

Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.

Какие сделки считались контролируемыми раньше?

Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
  • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
  • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
  • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).

Что изменилось?

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Обращаем внимание

Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

Читать еще:  Отношения продавца и покупателя по поводу выполненных работ и оказанных услуг

Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

  • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Какие сделки не признаются контролируемыми?

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Определение цены контракта

Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

Контроль ценообразования сделок

Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ.

ФНС России в своём Письме от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ разъясняет полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в сфере контроля ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, не признаваемым контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ, а именно:

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2016 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2017).

При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2018 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2018 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:

  • метод цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.
Читать еще:  Ходатайство об ознакомлении с административным делом. образец и бланк 2021 года

В то же время НДС, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, заниженные из-за трансфертных цен, контролёры могут доначислить с пенями и штрафами (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615).

Обращаем внимание

Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Уведомление за 2018 год нужно подать по новой форме

В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).
Читать еще:  Как составить приказ на представительские расходы образец скачать

Взаимозависимость не в счет

Арбитражная практика показывает, что есть и другая сторона взаимозависимости. В некоторых случаях она не влияет на цену. Суды могут закрывать глаза и на возможную взаимозависимость сторон сделки, и на вероятную нерыночность цены. Свои выводы они основывают исключительно на тех доказательствах, которые собрала и представила инспекция. Этого оказывается достаточно для вынесения решения по существу, даже если проверяющие не вникали в вопросы ценообразования по спорным сделкам.

Судебная практика

На основе постановления ФАС Уральского округа от 03.08.2012 № Ф09-6240/12
По мнению суда, инспекция не исследовала вопрос о соотношении цены совершенных обществом сделок и рыночной цены на приобретенные им товары (работы, услуги). То есть не доказала, что есть отклонения от рыночной цены. Поэтому доводы контролеров о получении необоснованной налоговой выгоды суд не принял.
Победе плательщика способствовало еще и то, что суд первой инстанции, вынося решение в пользу инспекции, не устанавливал возможность компании контролировать действия своих контрагентов и влиять на взаимоотношения с ними. Хотя, судя по фабуле дела, претензии налогового органа возникли не на пустом месте.

В некоторых случаях арбитры соглашаются с тем, что плательщик и контрагент взаимозависимы. В то же время заключают, что это не повлияло на цену в совершенных ими сделках, а также на результаты хозяйственных операций, оформление документов первичного бухгалтерского учета, добросовестность при возмещении НДС (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2007 № А53-1034/06-С6-22).

Бывает и так, что суд устанавливает взаимозависимость с контрагентами, плательщик это не оспаривает, но заявляет, что в проверенном инспекцией периоде с ними не сотрудничал. Это подтверждают счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения, книги покупок, книги продаж за период. Получается, взаимозависимость вообще не могла повлиять на условия и результаты сделок (постановление ФАС Московского округа от 02.07.2013 № А40-73621/12-91-408).

Следует отметить, что в налоговой практике не утвердился более-менее единый механизм доказывания инспекцией того, что взаимозависимость увела цену от среднерыночного значения.

Аффилированные лица – это все лица, которые по своему статусу могут влиять на управленческие решения в организации или у индивидуального предпринимателя. Под влиянием подразумевается контроль над стратегией развития предприятия, принятием решений о слияниях и поглощениях, о крупных сделках (закупки или продажи), структуре руководства и т.п.

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный».

Законодательство в России описывает аффилированность юридических лиц не настолько четко, как в западных странах – у нас это более широкое понятие. В Налоговом кодексе РФ (статьи 20; 105.1 и 105.2) есть понятие взаимозависимых лиц. В действующем до сих пор законе РСФСР от 22.03.1991, № 948-1 (статья 4) кратко перечислены аффилированные лица и указаны основные признаки аффилированности.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Уведомление о контролируемых сделках — для чего, срок, форма

Налоговый орган в отчете интересует рыночный уровень цены по сделке. После сдачи отчета налоговые органы могут запросить документацию по контролируемым сделкам. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может охватывать период 3 (три) года. Штрафных санкций не будет, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Налогоплательщики обязаны уведомить налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года не позднее 20 мая следующего года (ст. 105.16 НК РФ):

  • по месту нахождения;
  • (или) по месту жительства;
  • (или) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомление о контролируемых сделках (форма) должно содержать следующую информацию:

1) календарный год, за который представляются сведения;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector