Режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Содержание

Режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Изменения ПДД

Минтранс утвердил новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года.

Речь идёт о приказе Минтранса № 424 от 16 октября 2020 года «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован 9 декабря 2020 года, рег. № 61352). Он вступает в силу с 1 января 2021 года, выяснил портал Avtospravochnaya.com.

Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей двух категорий:

  • водителей, для кого управление автомобилем входит в их трудовые обязанности;
  • водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.

Требования обязательны для исполнения:

  • юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, являющимися работодателями;
  • индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

Предусмотрен ряд исключений – требования к режиму труда и отдыха не распространяются на следующих водителей:

  • осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятых на международных перевозках;
  • осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия;
  • не выезжающих на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Режим труда водителя

Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Продолжительность ежедневной работы (смены)

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов при следующих видах перевозок:

  • для учреждений здравоохранения
  • организаций коммунальных служб
  • телеграфной, телефонной и почтовой связи
  • вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • аварийных служб
  • перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций
  • перевозки на инкассаторских автомобилях
  • перевозки на легковых такси
  • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.

Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

При достижении предельного времени управления автомобилем, описанного выше, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом этих отступлений.

Разделение рабочего дня на части

С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.

Ненормированный рабочий день

В порядке, предусмотренном статьей 101 ТК РФ, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Режим отдыха водителя

Специальный перерыв

Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

Превышение указанного времени управления автомобилем, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

  • перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный
  • отдых);
  • еженедельный отдых.

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены).

Перерыв для отдыха и питания

Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежедневный отдых

Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва

для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

  • сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

Читать еще:  Образец приказа о внедрении системы менеджмента качества ISO 9001

Еженедельный отдых

Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.

Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Рабочее время водителя

Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

  • а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей

Минтранс России утвердил приказ от 16 октября 2020 года № 424. Этот документ отменил действовавший ранее Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Срок действия новых правил ограничен, они будут действовать до 1 января 2027 года.

Новые правила режима труда и отдыха водителей не распространяются:

✓ на водителей органов государственной и муниципальной власти, ведомственной охраны, автомобили аварийно-спасательных служб, в том числе противопожарной охраны

✓ на международные грузовые и пассажирские перевозки, а также на силовые службы

✓ на внутризаводской промышленный транспорт, не выезжающий за пределы предприятия на дороги общего пользования

На всех остальных работодателей правила распространяются, и об этом необходимо помнить всем, в том числе индивидуальным предпринимателям, даже если они ведут свой бизнес в одиночку. Отдельный раздел посвящен организации труда на вахтовой основе.

Обязанности водителя

В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:

  • спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
  • подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
  • прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;

  • присутствие в местах проведения посадки-высадки;
  • нахождение в автомобиле без управления им;
  • простои, которые возникли по вине посторонних лиц или сил;
  • ликвидация неисправностей, возникших в пути;
  • выполнение обязанностей охранника во время стоянки. Это время включается в рабочий период полностью или частично, но не менее 30%;
  • другие случаи, регламентированные российским законодательством.
  • Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

    Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 12.01.2020
    Размер файла 21,1 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    «Тушинский учебный комбинат»

    Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

    Выполнил: Курбангулов Д.О.

    Научный руководитель: Башмаков М.В.

    Глава 1. Рабочее время водителя

    Глава 2. Периоды труда и отдыха

    Глава 3. График работы водителей

    Глава 4. Методы учета рабочего времени

    Глава 5. Технические средства контроля (тахографы)

    Список используемой литературы

    Для водителя характерно понятие “рабочее место” — автомобиль и “рабочая зона” — дорога, они является местом повышенной опасности. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация режима рабочего времени и отдыха водителей. Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года.

    Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

    Глава 1. Рабочее время водителя

    Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

    специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;

    время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;

    время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;

    стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;

    простои, которые случились не по вине водителя;

    время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;

    время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

    для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

    То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

    Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

    время охраны груза — не менее 30 %;

    время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

    Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

    8 часов 40 минут

    Глава 2. Периоды труда и отдыха

    рабочее время отдых водитель

    Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

    Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

    на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

    на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

    на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);

    на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);

    на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

    Из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

    Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

    При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

    Читать еще:  Правила оформления заявок на платеж и проведения платежей

    Приказ № 170 ввел еще одно ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

    Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

    Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.

    Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.

    Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

    Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

    Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

    Глава 3. График работы водителей

    Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

    Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

    Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

    Глава 4. Методы учета рабочего времени

    В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

    Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.

    Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным представительным органом работников.

    Глава 5. Технические средства контроля (Тахографы)

    Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

    — соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

    — оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

    Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

    1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

    2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

    3. Нарушение правил использования тахографа

    От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

    от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

    Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

    От 1 000 до 3 000 рублей

    1. — КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях

    2. — Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15

    3. — Приказ Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273

    4. — Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170

    5. — Трудовой кодекс РФ

    6. — Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Виды рабочего времени — времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Привлечение к сверхурочным работам, их оплата.

    презентация [537,7 K], добавлен 13.05.2015

    Причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Методы анализа производственного травматизма. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха водителей и ремонтных рабочих. Медицинское освидетельствование водителей при выходе в рейс.

    контрольная работа [315,8 K], добавлен 24.02.2014

    Рациональный режим труда и отдыха. Фазы рабочего цикла: врабатываемости, устойчивой производительности, утомления, «конечного порыва», срыва. Борьба с утомляемостью. Значение полноценного сна для организма, его электроэнцефалографические показатели.

    презентация [196,4 K], добавлен 13.02.2017

    Основные принципы правильной организации рабочего места офисного работника с учетом физиологических особенностей, требования к монитору, мыши, креслу, клавиатуре и освещению. Необходимость периодического отдыха. Минимальные размеры рабочего стола.

    презентация [540,0 K], добавлен 18.04.2013

    Охрана труда женщин, молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью. Обезвреживание аппаратуры, тары, помещений и спецодежды после работы с пестицидами. Характеристика источников искусственного освещения. Техника безопасности при обслуживании быков, хряков.

    контрольная работа [39,7 K], добавлен 01.03.2015

    Режим отдыха водителей

    Если говорить о законном отдыхе водителей во время рабочего дня, то он может состоять из таких составных частей, как:

    1. Перерыв на питание и обеденный отдых.
    2. Междусменный или ежедневный отдых.
    3. Непрерывный еженедельный выходной.

    Для каждого вида отдыха могут быть установлены свои индивидуальные нормативы. Каждый из них стоит изучить более подробно.

    Перерыв на отдых и принятие пищи

    Время перерыва для полноценного отдыха и для принятия пищи может колебаться от 30 минут до 2 часов. Здесь все зависит от длительности рабочего времени.

    При рабочем дне более 8 часов, водителю грузового авто могут предоставить 2 часа на обеденный перерыв.

    Междусменный перерыв

    В процесс стандартного учета времени продолжительного ежедневного отдыха может быть в два раза больше общей длительности рабочей смены. Стоит отметить, что время каждодневного отдыха включает также и время, отведенное на обед.

    Например, если в обычный рабочий день водитель работает с 8 до 17 часов и имеет час обеденного перерыва, перерыв между сменами должен быть не менее 15 часов. Если в компании установлен 7-часовой режим дня, следующая смена может начаться примерно на 2 часа раньше.

    При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов. Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха.

    Вот некоторые из них:

    1. До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках. После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
    2. До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.

    В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами.

    Его можно разделить части. При этом одна составляет не менее 8 часов, а общее время должно составлять 12 часов.

    Непрерывный еженедельный отдых

    Данная форма отдыха должна продолжаться 42 часа, не меньше. Подобный вид отдыха не может быть включен в отдельно рассчитываемый междусменный отдых.

    При обычной 5-дневной неделе, общая продолжительного выходного должна быть не менее 57 часов – 42+15.

    Если график работы является суммированным, выходные могут быть назначены в самые разные дни. Довольно часто принимаются во внимание физиолого гигиенические основы.

    Режим труда и отдыха водителей

    На протяжении нескольких лет российское законодательство требует иметь тахограф, за отсутствие которого предусмотрен штраф. Тахографом называется устройство для контроля за режимом работы водителя. Также в КоАП предусмотрен штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Однако не всем водителям известна информация о правильном режиме труда. Именно поэтому в данной статье мы решили рассмотреть особенности режима труда и отдыха водителей.

    Читать еще:  Раздел имущества при разводе Так ли все просто? Разбираемся

    Составление рабочего графика обязательно для каждого водителя. График составляет работодатель, и ставит водителя в известность о нем.

    Составляется график на месяц, и в нем учитываются рабочие дни, а также время начала и окончания смены, время на отдых (обеденный перерыв) и еженедельный отдых.

    Есть способы:

    • ежедневного учета рабочего времени, при котором рабочий день водителя не превышает установленных законом пределов.
    • суммированного учета рабочего времени, при котором рабочие дни отличаются по длительности. То есть, есть длинные дни, превышающие нормативы, но месячное количество рабочих часов не превышают норму.

    Из чего состоит рабочее время водителя?

    Рабочее время водителя состоит из:

    • Времени управления транспортом;
    • Времени на перерывы для отдыха от управления транспортом;
    • Времени на подготовительно-заключительные мероприятия перед выездом на линию и возвращение с нее, а если перевозки междугородние – на работы в пункте оборота или в пути до и после смены.
    • Времени на медицинский осмотр водителя до и после смены, а также времени следования от места работы до места, где производится медосмотр, и на обратный путь.
    • Времени на стоянку в пункте погрузки и разгрузки груза, высадку и посадку пассажиров;
    • Времени на простои не по вине водителя;
    • Времени на устранение возникших неисправностей во время нахождения на линии, не требующих производить разборку механизмов;
    • Времени на охрану груза на стоянках, конечном и промежуточном пункте, при междугородних перевозках, когда данные обязанности предусматривает трудовой договор;
    • Времени на нахождение на рабочем месте, когда управление транспортом передано другому водителю (при отправке в рейс двух и более водителей);
    • Времени на другие случаи, предусмотренные законом.

    Как видите, водитель не должен все свое рабочее время находиться за рулем. То есть, 8-часовой рабочий день водителя включает в себя время на перерыв для отдыха, предрейсовый и послерейсовый медосмотр и т.д.

    Если организация предложила вам перерывы на отдых делать за счет уменьшения времени на обед, то это не законно.

    А вот что касается времени на охрану груза, то оно может не полностью учитываться рабочим временем, а лишь 30%. К примеру, при 8-часовом рабочем дне вы 3 часа охраняете автомобиль, но в рабочее время будет включен только 1 час (30%). В таком случае по факту ваш рабочий день составит 10 часов. Данные действия законны, и это нужно учитывать в графике водителя, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха.

    Время, в которое водитель присутствует на рабочем месте, но не управляет транспортом, должно учитываться в рабочем времени не менее чем на 50%.

    Ежедневный и суммированный учет рабочего времени

    Ежедневный учет рабочего времени ведется при 40-часовой рабочей неделе. То есть, у водителя 5 рабочих дней длительностью по 8 часов. В случае 6 рабочих дней – длительностью не более чем по 7 часов.

    При суммированном учете рабочего времени расчет производится по более сложной схеме, не в течение дня, а за месяц, иногда за сезон.

    Если условия производства не позволяют соблюдать установленные нормативы ежедневного или еженедельного рабочего времени, то прибегают к суммированному учету рабочего времени за период в месяц. Если это сезонная работа, к примеру, перевозка пассажиров на курортах в летне-осенние месяцы, то учет производится за 6 месяцев.

    Количество рабочих часов за учетный период не должно быть выше нормативов. Если в месяце 31 день, из которых 23 рабочих, то общее количество рабочих часов должно быть: 23*8=184 часа. Могут быть дни, когда водитель работает более 8 часов, однако суммированное количество часов не должно превышать норму в 184 часа, а рабочий день не должен быть длиннее 10 часов, за исключением ряда обстоятельств, когда он может быть увеличен до 12 часов:

    • При междугородних перевозках, когда водителю нужно время, чтобы добраться до места отдыха;
    • При работе на городских и пригородных маршрутах;
    • При работе на перевозках для учреждений здравоохранения, почтовой связи, аварийных служб, автомобилях для обслуживания органов гос. власти, инкассаторских автомобилях и т.д.

    Учет рабочего времени при ненормированном рабочем дне

    Закон предусматривает возможность введения ненормированного рабочего дня для водителей легковых авто (за исключением такси) и водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых геологоразведочными, топографо-геодезическими и изыскательскими работами в полевых условиях.

    Ненормированный рабочий день может быть любой продолжительности, однако рабочие часы за неделю не должны превышать 40 часов.

    Количество часов на управление автомобилем

    Как мы уже сказали, не все рабочее время водителя состоит из управления автомобилем. За рабочий день водитель должен находиться за рулем не более 9 часов.

    Если работа связана с вождением автомобиля в горной местности, с перевозкой пассажиров на автобусах длиною более 9,5 метров, с перевозкой тяжеловесных длинномерных и крупногабаритных грузов, то управление автомобилем должно быть не более 8 часов.

    Есть исключения, при которых количество часов на управление автомобилем может быть увеличено:

    • В случае суммированного учета рабочего времени при работе на городских и пригородных автобусах;
    • В случае суммированного учета рабочего времени, когда рабочие смены не более 2-х раз в неделю – до 10 часов. Календарная неделя при этом должна состоять не более чем из 56 часов управления автомобилем, а две недели – не более чем из 90 часов.

    Перерывы на отдых, входящие в рабочее время

    Все водители имеют перерывы на отдых, входящие в рабочее время. Перерыв предоставляется на 15 минут. Время первого перерыва –через 4 часа управления транспортом, а время последующих – через каждые 2 часа. Если время перерыва совпало с обедом, то он не предоставляется.

    Таким образом, при 8 часовом рабочем дне рабочее время водителя выглядит так:

    Деятельность водителя Фактически отработанное время Рабочее время
    Предрейсовый осмотр 15 минут 15 минут
    Управление транспортом 4 часа 4 часа
    Обеденный перерыв 30 минут
    Управление транспортом 2 часа 2 часа
    Перерыв на отдых 15 минут 15 минут
    Управление транспортом 1ч 30 мин. 1ч. 30 мин.
    Общее время: 8ч.30 мин. 8 часов

    Нормативы на время отдыха водителя

    Время на отдых водителя состоит из:

    • Перерыва на отдых и обед;
    • Ежедневного (междусменного) отдыха;
    • Еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни);

    На отдых и питание отводится 30 минут – 2 часа. Если рабочий день более 8 часов, то перерыв на обед может предоставляться дважды.

    На ежедневный (междусменный) отдых отводится вдвое больше времени, чем на рабочую смену. Время обеда при этом входит в ежедневный отдых.

    Если время работы с 8 до 17.00, и перерыв на обед 1 час, то ежедневный отдых должен составлять 15 часов, то есть следующий рабочий день должен начинаться не ранее, чем в 8 часов.

    В случае суммированного учета рабочего времени на ежедневный отдых должно отводиться не менее 12 часов, за исключением:

    • Работы на пригородных и городских автобусах – до 9 часов, но по окончании второй смены водителю должны дать не менее 48 часов междусменного отдыха.
    • При работе на междугородних перевозках – до 11 часов. Уменьшение времени отдыха может быть и до 9 часов, однако не более 3-х раз в неделю и с предоставлением дополнительного отдыха, равного «потерянному» количеству часов.

    На еженедельный непрерывный отдых отводится не менее 42 часов, при этом в него не входит междусменный отдых.

    Если рабочая неделя стандартная, по 5 рабочих дней, то на отдых отводится 57 часов. Если учет суммированный, то выходные могут назначаться в разные дни, но число выходных должно быть не меньше, чем число полных недель в месяце, то есть на каждую рабочую неделю 1 выходной.

    Чтобы контролировать режим труда и отдыха водителей, устанавливаются тахографы. При нарушении режима труда вы получите штраф в 1000-3000 рублей.

    Тахографы ставятся на автомобили, принадлежащие предпринимателям и юридическим лицам. Личные автомобили тахографами не оснащают.

    К некоторым категориям водителей приведенные выше требования к режиму работы не относятся. Это пожарные, аварийно-спасательные автомобили, водители международных перевозок и вахтовых бригад, где применяется вахтовый метод работ.

    Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 14.10.2019 г.
    Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

    Использование тахографа

    Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

    • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;
    • любые автомобили массой свыше 5 тонн;
    • автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров;
    • все ТС, используемые для коммерческих перевозок.

    Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2019 году использовать нельзя.

    Юридический журнал
    Добавить комментарий