Ранняя профориентация детей как направление национального проекта Образование
- 1 Описание
- 2 Реализация
- 3 Мнения
- 4 Критика
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Национальный проект «Образование» ставит своими целями обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
Для этого предусмотрены
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
- формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
- увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.
В структуру национального проекта «Образование» будет входить девять федеральных проектов. «Большой национальный проект состоит из федеральных проектов. Я коротко перечислю какие девять федеральных проектов будут входить. Первый проект — „Современная школа“ — это строительство, это реформа обучения, это, безусловно, повышение мотивации наших детей… Что касается второго проекта — „Успех каждого ребёнка“ — вот здесь цель гармонично развитой личности — чем больше развивается в направлениях ребёнок, тем лучшей результат будет у взрослого», — сказала министр Просвещения России Ольга Васильева в рамках рабочего визита в республику Хакасия. Также министр рассказала, что в нацпроект войдет «Цифровая образовательная среда» и «Современные родители». [3]
Общий бюджет проекта составит почти 784,5 млрд руб. В 2019 году на реализацию целей, по словам главы Минпросвещения Ольги Васильевой, должно быть направлено 75,7 млрд рублей [4] .
17 ноября 2020 года Министерство просвещения РФ объявило о структурных изменениях в нацпроекте «Образование» с цель оптимизации выполнимых процессов. Первый замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко сообщил, что основные позиции федеральный проектов «Учитель будущего» и «Поддержка семей, имеющих детей» будут погружены в федпроект «Современная школа». Помимо этого для реализации в рамках нового национального проекта «Наука и университеты», из нацпроекта «Образование» исключены федеральные проекты «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования» и часть результатов федерального проекта «Молодые профессионалы». Вместо них в состав нацпроекта «Образование» включен новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» [5] .
Чем раньше, тем лучше
Учителя и эксперты, считают, что начинать разговоры о будущей профессии можно в 6-7-х или 8-9-х классах. «Несколько лет назад ко мне обратилась корпорация Boeing. Цель встречи — профориентация. Я им говорю: «Пойдемте в 10 класс». А они мне: «10-й — поздно, пойдемте в 7-й класс». Вот это очень правильный подход — начинать надо с подростков», — сказал ТАСС народный учитель России, директор центра образования «Царицыно» № 548 Москвы Ефим Рачевский.
При этом он отметил, что школа и сегодня выступает консультантом, «выявляет наклонности ребенка и дает советы родителям». Он добавил, что еще в детском саду дети «примеряют маски» различных профессий, играя в доктора, продавца, водителя и так далее.
По мнению директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Клячко, профориентацию необходимо делать на уровне 8-9-х классов. «Примерно до 7-го класса есть дети, которые четко выражены, а есть дети, которые просто такие, какие они есть. Поэтому до этого момента [проводить профориентацию] еще рано. Они вообще еще о профессии ничего и не знают», — отметила она.
По словам Рачевского, важно приглашать детей на летние стажировки, «причем даже с какой-то заработной платой». «В Японии, например, детей водят на предприятия и дают поработать на каких-то специально подготовленных для учащихся местах, чтобы они были подготовлены. Потому что я могу быть врачом, но, если я прихожу в «анатомичку» и падаю в обморок, то врача из меня не получится. Если хочет быть врачом — надо водить на операции», — поддержала его Клячко.
Чемпионы-электромонтажники
В рамках корпоративного лифта «Среднее, высшее профессиональное образование» РусГидро активно сотрудничает с отраслевыми вузами и сузами, привлекая в них молодежь. При этом компания оказывает финансовую поддержку студентам и участвует в образовательном процессе по отраслевым специальностям.
«Совместно с РусГидро студенты Новосибирского промышленно-энергетического колледжа (НПЭК) ежегодно принимают участие во всероссийском фестивале энергосбережения и экологии #Вместеярче, — рассказывает Юлия Тарасова, замдиректора НПЭК. — В колледже сотрудники ГЭС проводят уроки энергосбережения, организуют экскурсии на гидроэлектростанцию для студентов, несколько десятков человек проходят на ГЭС производственную практику, есть и выпускники, которые работают на Новосибирской ГЭС».
На базе колледжа уже несколько лет ведется совместная работа преподавателей и гидроэнергетиков по подготовке команды воспитанников МКУ Центр «Созвездие» для участия в корпоративном чемпионате РусГидро WorldSkills Russia Juniors в компетенции «Электромонтаж». В прошлом году команда 16-летних ребят заняла первое место в чемпионате, выполнив монтаж и наладку схемы силового и осветительного электрооборудования. Подготовкой и сопровождением команды из Новосибирска занимался машинист гидроагрегатов Новосибирской ГЭС Вячеслав Сарагашев, который ранее сам выигрывал Корпоративный чемпионат РусГидро по стандартам WorldSkills в компетенции «Оперативно-технологическое управление гидроагрегатами и вспомогательным оборудованием».
Проектная команда в составе студентов НПЭК и воспитанников МКУ Центр «Созвездие», при поддержке преподавателей и гидроэнергетиков модернизировали пешеходный переход, расположенный со стороны левобережной плотины, в районе остановки наземного транспорта «ГЭС». Источником питания светофора и системы освещения является солнечная электростанция, собранная руками ребят.
Среда инженерной культуры
Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.
Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:
Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.
Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.
Среда инженерной культуры
Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.
Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:
- Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
- Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
- Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
- 3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.
Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.
Ранняя профориентация сельских школьников
Также актуален вопрос о выборе профессии сельскими школьниками. Они подчас бывают весьма талантливы. С детства помогают родителям, осваивая большое количество практичных профессий, связанных с сельским хозяйством, растениеводством, животноводством. Ремесла более интеллектуальные бывают недоступны для них практически. Не нужно лишать выбора учеников сельской школы, а с помощью видео, экскурсий в городские фирмы и предприятия дать возможность им ознакомиться со всеми профессиями. В России существует проект «Билет в будущее», учрежденный президентом страны, который дает возможность ребенку из глубинки развить таланты в любой профессии.
Самоопределение – процесс и результат выбора личностью своей позиции в чем-либо.
Профориентация – система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи в выборе профессии.
Профориентация дошкольников
Руднева Илона Игоревна
Руднева Илона Игоревна
Клинический психолог, детский психолог 1 категории. Руководитель методического отдела компании “Инновации детям”. Автор методических пособий. Разработчик игр
Нужна ли ранняя профориентация дошкольникам? Однозначно, да!
Стоит ли знакомить детей только с “базовыми” профессиями: доктор, шофёр, повар, строитель? Однозначно, нет.
Современный мир и потребности общества стремительно меняются. И вместе с этим появляются новые востребованные специалисты. К примеру, когда мы идём на праздник и заходим в цветочную мастерскую, флористы заботливо собирают для нас эксклюзивный букет. Когда мы заходим за кофе, какао или матчей, нас обслуживает бариста.
Дети в сюжетно-ролевых играх часто используют профессии родителей. Но как ребятам понять друг друга, если родители работают программистами, дизайнерами, юристами, визажистами, стилистами, блогерами, а в дидактике таких профессий нет? Дети просто не знают таких профессий!
Чтобы рассказать об этом ребятам и помочь педагогам, мы разработали блок “Играй и Развивайся. Профессии“. С его помощью вы можете не только познакомить детей с современными профессиями, но и “примерить” их на себе. Ребята смогут самостоятельно создать букет, приготовить капкейк, обвести лекало, потушить пожар, сделать УЗИ. Но не стоит забывать о таких профессиях, как: пастух, комбайнер, тракторист, доярка, агроном. Для этого мы создали игру “Профессии села и города”, где дети могут узнать о профессиях, которые можно встретить только в сельской местности или только в городской среде.
Занятия с “Играй и развивайся. Профессии”:
- способствуют социализации;
- расширяют кругозор;
- учат относиться с уважением к труду взрослых;
- пробуждают в детях интерес к определенной сфере деятельности.
Поэтому о важности ранней профориентации уже не только говорят, но и пишут парциальные образовательные программы.
А подходят ли такие занятия для ребят с ОВЗ?
Да! Мы пригласили к нам в гости особенного ребёнка, чтобы она познакомилась с играми из блока “профессии” в интерактивном комплексе “Играй и развивайся”. Были поставлены задачи на концентрацию внимания, развитие крупной моторики, формирование логического мышления и знакомство с профессиями. Посмотрите, как это было:
В России разработан новый регламент, который позволит сделать более совершенной профессиональную ориентацию людей с ОВЗ и инвалидностью. В документе описаны новые схемы взаимодействия между образовательными и государственными учреждениями, службами занятости, профориентационными центрами. В результате люди с ограниченными возможностями смогут уже со школьных лет выбирать профессию себе по силам, учиться, а потом – работать.
Давайте учить детей тому, что нужно для ЖИЗНИ!