Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка соблюдения требований по проведению независимой оценки квалификации

Независимая оценка квалификации: в каких случаях учреждениям ее проводить?

Автор: Смолева М. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 июля 2019 года закончился переходный период, который предоставлялся работодателям для изменения действующих у них порядков оценки квалификации работников. Как следует из норм Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, теперь подтверждать профессиональный уровень сотрудников нужно в независимых центрах оценки квалификации. В какой мере эти требования распространяются на учреждения? Будем разбираться.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации сотрудника или соискателя, претендующего на определенную работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ). Независимость подтверждения компетенций обеспечивается за счет того, что работника оценивает не его работодатель, а специализированный центр – посредством профессионального экзамена.

Сразу отметим, что оценка квалификации – процедура добровольная и для работников, и для работодателей (ст. 196 ТК РФ, Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Но сегодня в некоторых регионах уже существуют составленные органами власти планы по независимой оценке квалификации сотрудников государственных (муниципальных) учреждений, касающиеся как руководителей, так и иного персонала. Кроме того, до 1 января 2020 года учреждениям надо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). А эти планы в числе прочего должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов. Контролировать данный процесс должны органы-учредители.

То есть учреждения, как и иные организации, вправе направлять своих сотрудников в центры оценки квалификаци и (ЦОК) – особенно если это совпадает с намерениями органов-учредителей. Но поступить так можно далеко не со всеми категориями персонала.

Вообще, в квалифицированных кадрах заинтересован работодатель. Поэтому решать, нужны ли экзамены его действующим или потенциальным работникам, определять круг должностей, подлежащих оценке, и выдавать направление на экзамен будет именно он. Но специалист может пройти это испытание по собственной инициативе и принести работодателю готовый документ, подтверждающий его квалификацию. Например, это может быть выгодно тем, у кого нет профильного образования, но есть соответствующий стаж и навыки.

Все зависит от того, кто инициирует проведение оценки. Если работодатель, то стоимость экзамена оплачивает он, если работник, то он сам несет эти расходы.

Зачем нужна и по чьей инициативе проводится

Статья 195.3 ТК РФ говорит о том, что согласно имеющимся требованиям закона работодатели обязаны применять профессиональные стандарты. Речь идет и о небольших фирмах, предприятиях, частных коммерсантах, на чей бизнес трудятся специалисты, для которых оценка уровня квалификации является обязательной. Уровень их навыков и знаний должен соответствовать имеющимся стандартам, закрепленным в нормативно-правовых актах. Такое требование означает, что именно сами работодатели больше всего заинтересованы в проведении НОК. Также см. «Профстандарт бухгалтера: как и зачем его применять».

ПРИМЕР
Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.

Таким образом, если организация занимается перевозками или транспортировкой с применением внедорожных автомобилей, то обязательно нужно проводить оценку профессиональной квалификации. Профессиональный стандарт станет здесь главным мерилом. В противном случае будут не выполнены требования законодательства. А значит, руководитель организации понесет за это административную ответственность. Также см. «Профессиональные стандарты для кадровиков в 2016 году».

Находясь в поисках водителя внедорожника, такая организация должна убедиться в навыках всех соискателей. Есть несколько способов гарантировать эту уверенность:

  1. направить всех соискателей в центр оценки квалификации для прохождения испытаний в виде особого экзамена;
  2. провести аттестацию внутри предприятия, собрав собственную комиссию.

Полученные итоги позволят выявить, насколько претендент подходит на имеющуюся должность и удовлетворяет ли он требованиям, закрепленным в соответствующем профстандарте.

Имейте в виду: Закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» позволяет ответить на вопрос о том, обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации. В 2018 году использование услуг независимых оценщиков не является обязательством работодателей. Это их право.

Если же на предприятии использовать стандарты относительно профессиональных навыков работников необязательно, то сам наниматель решает вопрос о том, необходима ли оценка квалификации персонала. Тогда применять стандарты можно по своему желанию. В этом случае полученные результаты приобщают к внутренней документации для решения кадровых вопросов. На основании оценки работодатель может:

  • давать сотруднику повышение;
  • совершать кадровые перестановки (назначать на более высокую или низкую должность);
  • определять размер премии.
Читать еще:  Особенности регистрации корректировочного счета–фактуры в книге покупок и продаж

Работодатель – не единственное лицо, имеющее право на проведение оценки квалификаций. Обратиться в специализированный центр может сам сотрудник и даже простой соискатель на определенную должность. Зачем это может понадобиться? Положительную оценку работники и соискатели используют для:

  1. получения желаемой работы;
  2. сохранения имеющейся должности;
  3. повышения на работе.

Но также – обращение в центр независимой оценки квалификации является правом, а не обязанностью сотрудника.

Экзамен на квалификацию

С 1 июля закон «О независимой оценке квалификации» действует для всех компаний. Что это значит для бизнеса, почему профстандарты — дело добровольное, и как складывается цена на квалификационный экзамен, рассказывает глава Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.

С 1 июля согласно ст. 11 закона №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» применение иного порядка проведения оценки квалификации специалистов, нежели предусмотрено законом, не допускается. О чем это?
— Это означает, что до 1 июля 2019 года в некоторых отраслях по ряду профессий можно было оценивать квалификацию по своему, особому отраслевому порядку. Теперь, если этот порядок не внесен в Трудовой кодекс, как это сделано, например, в отношении педагогов, медработников, работников транспорта, главных бухгалтеров, помощников нотариуса и др., то с 1 июля оценивать квалификацию можно только так, как предписывает 238-ФЗ.

Справка

Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) — некоммерческая организация, созданная для организации работы по формированию Национальной системы квалификаций. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» наделяет НАРК функциями оператора национальной системы квалификаций.

Переходный период, в течение которого можно было внести поправки в соответствующую статью ТК, длился 3 года. Таким образом, сегодня оценка квалификации категорий работников, особенности которых не определены ТК РФ, должна осуществляться в системе независимой оценки квалификации.

К примеру, руководство ОАО «Российские железные дороги» с начала текущего года отказалось от процедуры внутренней аттестации работников железнодорожного транспорта и полностью перешло на независимую оценку квалификации в соответствии с Федеральным законом №238-ФЗ. Первые шаги в этом направлении сделал и Банк России.

Нынешний 238-ФЗ тесно связан с законом №122-ФЗ «О профстандартах» (которых уже утверждено более 1200), где прописаны квалификационные требования к той или иной профессии, например к официанту и бармену. Несмотря на то что 122-ФЗ обязателен к применению всеми компаниями, правильно ли большинство работодателей понимает, что если существует профстандарт, то применять его обязательно только в случаях, если какими-то нормативными актами установлена связь между исполнением этой трудовой функции и компенсациями, льготами или ограничениями?
— По этому вопросу лучше всего, конечно, получить объяснение в Минтруде, потому что именно ему поручено давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов, но тем не менее я могу экспертно сказать следующее. Обязательности применения профессиональных стандартов за исключением каких-то особых требований, которые прописаны в Трудовом кодексе и нормативно-правовых актах, обозначены в части квалификации, нет. Но здесь, я думаю, гораздо важнее не то, насколько обязательно применение этого закона, а понимание, что профессиональные стандарты приходят на смену различного рода старым квалификационным характеристикам, и теперь они отражают текущее современное представление работодателей о требованиях к квалификации работников. Компании, которые будут придерживаться старых документов, старых требований, просто будут демонстрировать то, что у них отсутствует квалифицированный персонал. Я думаю, для компании важнее это понимание, чем боязнь быть наказанным за неприменение профстандартов.

Допустим, компания желает получить подтверждение квалификации своего сотрудника, но по закону это можно сделать с его письменного согласия, и при этом, если работник не соглашается, никакие санкции применить к нему нельзя. Что делать работодателю в таком случае?
— У работодателя очень много инструментов влияния на работника. Например, есть такая процедура (ее никто не отменял) — аттестация персонала. И ничто не мешает в качестве критерия принятия решения при аттестации персонала, например, ввести наличие необходимой квалификации.

Справка

Независимая оценка — это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация действующего или потенциального работника профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Читать еще:  Статья 147 ЖК РФ Правление товарищества собственников жилья

Но тут есть другой важный момент: многие компании привыкли в течение многих десятилетий — еще с советского периода — выдавать собственные свидетельства о квалификации. Вот эта практика с введением профессиональных стандартов будет уходить.

В законе нет нормы, которая бы говорила, что при отсутствии у человека свидетельства о квалификации его нужно уволить. Наоборот, ему нужно дать возможность обучиться. Помочь ему может работодатель. Например, есть много льгот для компаний при обучении персонала. Так что вполне можно использовать все эти механизмы.

Что может мотивировать, ну, например, того же официанта или бармена проходить независимую оценку квалификации и платить за это деньги? Или владельцу ресторана отправлять их и тоже платить за это, если все равно почти у каждого ресторана свои требования к этим должностным позициям?
— Свидетельство о независимой оценке квалификации важно как средство позиционирования компании. Что касается работников, их интерес очевиден — когда перед работодателем стоит вопрос, кого брать на работу — человека с подтвержденной квалификацией или без нее, то, конечно же, гораздо больше шансов получить работу у первого из них.

Диплом не является подтверждением квалификации?
— Диплом является подтверждением уровня образования. Квалификация по образованию, которая присваивается выпускнику одновременно с выдачей диплома, — это очень общая квалификация. А профессиональная квалификация дает более точный сигнал работодателю, тем более что эта квалификация подтверждена независимым органом оценки. Мы все помним историю примерно десятилетней давности, когда рынок труда задыхался от обилия экономистов и юристов, которые готовились почти в каждом вузе, и при этом одновременно работодатели не могли найти высококвалифицированных юристов и экономистов.

Система подтверждения квалификации в рамках закона о независимой оценке квалификации является мостом между образовательной системой и рынком труда.

Центр независимой оценки разделяет ответственность с работодателем, если по вине человека, имеющего свидетельство о квалификации, что-то происходит?
— Нет, конечно, ровно так же, как и вуз не несет ответственности за качество подготовки своих выпускников. Тем не менее обратная связь от работодателей всегда внимательно изучается, в том числе и по претензиям, предъявленным работодателями. На их основе может быть инициирована внеплановая проверка центра оценки квалификации с различными оргвыводами, вплоть до отзыва полномочий ЦОК.

В каких отраслях сегодня уже существует независимая оценка?
— Речь идет примерно о 25 отраслях. Система НОК только начинает развиваться — по сути дела, во многих секторах экономики профессиональные стандарты приняты совсем недавно. Между принятием профессиональных стандартов и созданием системы подтверждения квалификации проходит как минимум год-два, потому что требуется время для разработки оценочного инструментария, подготовки экспертов и создания центров оценки квалификации. Все необходимые условия — цифровые инструменты, методики и так далее — наше агентство обеспечивает. Но мы не можем вместо отраслевиков развернуть эту систему, и поэтому она создается с разной скоростью в разных секторах экономики. В отраслях, предъявляющих наиболее высокие требования к наличию квалификации, система развивается быстрее — буквально по экспоненте. За год число проведенных экзаменов выросло примерно на 30% — это довольно высокие темпы.

В каких отраслях НОК может появиться в ближайшее время?
— В области телекоммуникаций, в негосударственной сфере безопасности, на морском и водном транспорте, в сфере физической культуры и спорта. Советы по профессиональной квалификации созданы в этих отраслях сравнительно недавно. Мы также ожидаем, что вскоре будут созданы СПК в легкой промышленности и в сфере образования. Этот процесс идет поступательно, и я не думаю, что здесь нужно форсировать темпы создания системы, потому что адаптация самого рынка труда идет достаточно сложно. Ведь здесь огромное количество участников — почти 72 млн россиян занято на рынке труда.

Вы сказали, что адаптация идет сложно, с какими проблемами приходится сталкиваться?
— Прежде всего в этот процесс пока еще слабо включились регионы, в том числе и потому, что роль субъектов Федерации в законодательстве применительно к этой сфере не обозначена. Это одна из задач, которую нужно будет решать в ближайшее время.

Вторая проблема связана с существованием и новых профессиональных стандартов, и старых, еще советских квалификационных справочников. Отменить старые справочники — важная, но очень сложная задача, поскольку на них завязаны различные льготы.

Разве нынешний закон о НОК с 1 июля не снимает эту проблему? Ведь он говорит, что теперь оценка одинакова для всех, если в ТК не оговорены иные случаи.
— Увы, пока эта проблема остается. Старые квалификационные справочники, которым по 20-30 лет, формально все еще существуют, и до сих пор некоторые компании и предприятия на них сориентированы и используют.

Читать еще:  Установление факта родственных отношений случаи документы процедурные особенности

Вы изучали, насколько сегодня востребована система НОК у работодателей?
— Мы ведем такой мониторинг в 14 секторах экономики. Итоги подведем к концу 2019 года. С 2020 года масштаб мониторинга мы расширим, будем вести эту работу комплексно.
При этом довольно много предприятий планируют в самое ближайшее время включиться в процесс НОК. Но этот процесс затрудняется долгим развертыванием нужной инфраструктуры. Для того чтобы предприятия пользовались НОК, центры оценки должны быть территориально доступны и функционально развиты — то есть иметь широкую номенклатуру оцениваемых квалификаций. Я специально отметил роль регионов — пока еще инфраструктура недостаточна развита для того, чтобы предприятия массово могли пользоваться НОК. Эту задачу, я думаю, мы будем решать в ближайшее время.

По итогам мониторинга будет какая-то корректировка? Какие решения могут быть приняты на его основе?
— На основе этого мониторинга можно понять, в каких регионах и по каким квалификациям есть востребованность прежде всего с точки зрения применения независимой оценки квалификации — каких методических оценочных инструментов не хватает, куда направить инвестиции и где должны сконцентрировать свои усилия СПК.

Дорого ли сегодня стоит пройти независимую оценку квалификации работнику?
— Все зависит от целого ряда факторов, но вряд ли существуют экзамены, стоимость которых ниже 5-6 тыс. рублей. В зависимости от квалификации, ее реального спроса на рынке стоимость может достигать нескольких десятков тысяч рублей за один экзамен. Если, допустим, по какой-то квалификации проводится 1000 экзаменов, то это одна стоимость, а если речь идет о достаточно уникальной квалификации, то стоимость другая. Поэтому цена за экзамен варьируется от тысяч до десятков тысяч рублей.

Оценка вместо аттестации

Как недавно пояснило Минтруда, увольнение работников за несоответствие требованиям профстандартов незаконно. Уволить работника работодатель может только по результатам аттестации, проверив таким образом профессиональные навыки, знания и умения работника. Фактически с помощью аттестации определяется соответствует ли работник занимаемой должности, или нет.

Порядок проведения аттестации должен соответствовать требованиям трудового законодательства. Локальные акты, устанавливающие порядок аттестации должны разрабатываться с учетом мнения представительного органа работников.

Новая процедура независимой оценки имеет преимущества как для работника, так и для работодателя.

Для работодателя исчезает необходимость в организации системы оценки сотрудников.

Для работника появляется возможность подтвердить свою квалификацию без привязки к конкретной организации.

Суть независимой оценки

Все новое – это хорошо забытое старое. В целом, оценка квалификации далеко не новационная процедура для нашей страны. Подобная оценка персонала имела место и ранее, только она проводилась в форматах различных сертификаций, аттестаций и переаттестаций, обучения и переобучения, повышения квалификации. Все эти оценочные процедуры проводятся в соответствии с собственными стандартами. Независимая оценка проводится в соответствии с профессиональными стандартами, утвержденными законодательно.

Цель внедрения независимой оценки – переход от подтверждения уровня подготовки и соответствия профстандартам дипломом об образовании, к установлению фактического уровня подготовки посредством систематизированных стандартов рамок квалификаций и профессионального стандарта (исходя из которых проводится оценка квалификации персонала в ЦОК). То есть, теперь работника, его категорию, классность или разряд, будет определять не диплом и уровень аккредитации учебного заведения его выдавшего, а фактические знания, навыки и умения.

Рамка квалификаций содержит обобщенные характеристики квалификационных уровней. В зависимости от статуса ЦОК, при оценке квалификации работников они могут руководствоваться как национальной, так и региональной (актуальной для конкретного отделения ЦОК) рамкой квалификаций.

Профстандарт представляет собой детализированное описание трудовых функций, предусмотренных для конкретной профессии или специальности, требования к знаниям и опыту, которыми должен обладать сотрудник, в соответствии с его должностью и квалификацией.

Информация о квалификации специалиста по охране труда (6 уровень квалификации)

Квалификация утверждена. Номер квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации регистрационный номер — 40.05400.03

Наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие которому проводится независимая оценка квалификации: Специалист в области охраны труда. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. №524н (с изменениями и дополнениями от 5 апреля, 12 декабря 2016 г.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector