Pravo-76.ru

Юридический журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протокол об административном правонарушении образец составления и облуживания

Протокол об административном нарушении должен заполняться непосредственно на месте совершения такого проступка. Он обязательно должен отражать действия или бездействия лиц, противоправные и виновные в них, результатом которых является конкретное нарушение закона. Административную ответственность может понести как физическое, так и юридическое лицо.

Документ может быть составлен в случае посягательства на общественный порядок, на жизнь и здоровье граждан, в случае нарушения правил эксплуатации отдельных транспортных средств, в случае нарушения правил дорожного движения, угрозы экологии и т. д.

  • противоправность действия/бездействия: такое деяние должно нарушать нормы административного права или смежного с ним;
  • виновность в действии/бездействие: совершается с прямым или с косвенным умыслом или по неосторожности;
  • неотвратимость наказания: за действие/бездействие физ- или юрлицо несет ответственность.

Судебная практика показывает вероятность переквалифицирования административного разбирательства в уголовное.

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении выступает процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, ввиду того что в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Основные требования, которые предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении: требования к его составлению, содержанию с указанием обязательных сведений, информация о разъяснении прав, а также к срокам его оформления и направления.

Требования к составлению протокола

К составлению протокола предъявляются следующие требования:

  1. Протокол может составлять только уполномоченное должностное лицо. Перечень уполномоченных лиц приводится в ст. 28.3 КоАП РФ, в зависемости от совершенного правонарушения;
  2. За каждое правонарушение должен составляться только один протокол. Данное правило следует из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому за одно и то же правонарушение нельзя нести административную ответственность дважды;
  3. Протокол должен быть составлен при совершении административного правонарушения, однако в некоторых случаях он может не составляться (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:

  • Если дело об административном правонарушении возбуждается прокурором (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ);
  • Когда физическому лицу за совершение правонарушения назначается наказание (предупреждение или штраф) на месте совершения правонарушения (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ);
  • Когда выявлено нарушение с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме в области дорожного движения, которое предусмотрено КоАП РФ, или в области благоустройства территории, которое установлено законом субъекта РФ;
  • За нарушение в области применения ККТ (за ее неприменение, применение техники, не соответствующей установленным требованиям, невыдачу кассового чека).

Требования к содержанию протокола

Протокол должен содержать следующие обязательные сведения:

  • дата и место его составления;
  • фамилия и инициалы ответственного лица, составившего протокол, и его должность;
  • сведения о правонарушителе;
  • Ф.И.О. свидетелей и потерпевших (если они имеются), а также адреса их места жительства;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • реквизиты статьи КОАП РФ или закона субъекта РФ, которая предусматривает ответственность за совершенное нарушение;
  • объяснение физического лица или представителя организации, в отношении которого возбуждено дело.
Читать еще:  Что такое поквартирная карточка и кто её заполняет?

Сведения о правонарушении в протоколе должны быть конкретизированы. Все обстоятельства, необходимые для разрешения дела, должны быть выявлены и отражены в протоколе.

  • сведения, которые необходимые для разрешения дела;
  • сведения о разъяснении нарушителю и иным лицам, участвующим в деле их прав и обязанностей;
  • подписи уполномоченного должностного лица, составившего протокол, и правонарушителя;
  • замечания лица, которое привлекли к ответственности, по содержанию протокола, если таковые у него имеются.

Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными. Признание постановления о привлечении к административной ответственности незаконным можно при наличии в нем существенных недостатков.

Требования к сроку составления протокола

Протокол об административном правонарушении составляется в следующие сроки:

  • сразу после выявления административного правонарушения;
  • в течение двух суток с момента выявления правонарушения, при необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела или данных о правонарушителе;
  • по окончании административного расследования, в случае его проведения. Расследование проводится в течение одного месяца, в исключительных случаях может быть продлено/

Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола.

Единая форма протокола об административном правонарушении не утверждена. Органы исполнительной власти для работы разрабатывают собственные формы.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении (правила, срок, в течение которого составляется документ, уведомление о составлении)

В процессе оформления протокола об административном нарушении фиксируется вся необходимая информация, указанная в п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ. При этом следует учитывать:

  • что, помимо ФИО физлица, в отношении которого инициируется рассмотрение материалов о правонарушении, нужно зафиксировать его дату рождения, т. к. ответственность по КоАП РФ наступает с 16-летного возраста (п. 1 ст. 2.3 закона № 195-ФЗ);
  • наличие свидетелей и потерпевших — не обязательное условие составления протокола об административном правонарушении, т. к. они бывают не всегда;
  • максимально подробное и полное описание любых сведений и обстоятельств должно послужить вынесению компетентным органом объективного и справедливого решения.
Читать еще:  Ростехнадзор разъясняет Обучение и проверка знаний теплоэнергетического персонала

Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если нужны дополнительные сведения, то протокол об административном правонарушении может быть оформлен в течение 2 дней (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Лицам, вина которых рассматривается, и потерпевшему передаются копии протокола об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Факт передачи подтверждается распиской получателя.

В ситуации неявки указанных лиц или их представителей по закону (при условии их надлежащего извещения) протокол об административном правонарушении оформляется без их присутствия. Копия такого документа должна быть отправлена перечисленным лицам в течение 3 дней с момента составления (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

В 2021 к протоколу о правонарушении, за совершения которого предусмотрен штраф прикладывается в обязательном порядке информация с реквизитами для заполнения платежного документа на уплату штрафа (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 264-ФЗ).

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе подать возражения на него. Форму таких возражений можно найти на сайте КонсультантПлюс. Вы можете оформить полный бесплатный доступ к системе КонсультантПлюс на 2 дня здесь.

Образец

Единого заполненного образца протокола об административном правонарушении нет. Все госорганы с помощью своих внутренних документов утверждают форму протокола, применяемую в работе. Но содержанием и внешним видом бланки практически не отличаются. Образец протокола об административном правонарушении, заполненный участковым, включает те же разделы, что и остальные подобные документы.

Вверху посередине страницы указывается название документа, номер. Ниже с левой стороны фиксируется дата, а справа – место составления. Потом указывается информация о работнике, который составляет протокол, а также сведения о нарушителе. Причем потребуется не только Ф.И.О, паспортные данные, но и адрес, телефон, место работы.

Основную часть протокола составляет описание события. Ниже расположены пустые разделы, куда фиксируются данные о свидетелях и потерпевших. В конце ставится подпись нарушителя и составителя. Гражданин, из-за которого был составлен документ, подписью подтверждает, что ему объяснили права, обязанности, предоставили копию документа. Сведения о получении экземпляра удостоверяют подписью и датой вручения. Заполненный образец протокола об административном правонарушении присутствует в статье.

Читать еще:  Исковое заявление о разделе наследственного имущества. образец заполнения и бланк 2021 года

Составление протокола

По выявлению факта административного нарушения составляется протокол. Документ закреплен Приказом МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 (редакция от 31 декабря 2009 г.). Полномочиями на составление протокола по факту деяния, согласно требованиям пункта 1 статьи 28.2 Кодекса об административных нарушениях, обладает должностное лицо, представляющее государственный (контролирующий) орган.

Протокол должен содержать сведения о:

  • месте, дате, времени составления;
  • наименовании должности, ФИО лица, его оформившего;
  • информация о физическом или юридическом лице, в отношении которого открыто административное дело;
  • данные о потерпевшем, указанием ФИО, адреса регистрации (проживания), в отношении юридического лица – наименование, юридический адрес и иные реквизиты;
  • информация об административном нарушении, с подробным описанием деяния и указанием статьи Закона, которая была нарушена;
  • сведения о свидетелях, если таковые имеются.

Нарушитель административных прав может дать объяснения по факту своего деяния, что также должно быть отражено в протоколе.

Должностным лицом, оформляющим административный протокол, субъектам и объектам правонарушений разъясняются их права и обязанности, возникающие в результате открытия административного дела. Все участники процесса в обязательном порядке должны быть ознакомлены с содержанием документа, а также им предоставляется возможность дать комментарии или пояснения к описанным в протоколе событиям.

Неявка физических, юридических лиц, в отношении которых инициировано дело об административном нарушении, при должном оповещении, не препятствует составлению протокола в их отсутствие. В этом случае документ должен быть направлен правонарушителю на протяжении 3-х дней с момента оформления.

На протоколе должны присутствовать подписи:

  • должностного лица, его составившего;
  • правонарушителя (или его официального представителя).

Если лицо, в отношении которого осуществляется проверка по делу об административном нарушении, отказывается поставить подпись на документе, то в нем делается соответствующая отметка. Правонарушитель и пострадавший под расписку получают каждый по экземпляру протокола.

Составление протокола

Разумеется, в момент задержания правонарушителя никто оформлять протокол не будет. Оформление происходит уже после задержания и доставки задержанного в ближайшее отделение полиции.

Составляет протокол должностное лиц, производившее задержание на унифицированном бланке. В бланк протокола вносятся следующие сведения:

  1. дата, место и время составления;
  2. ФИО, должность, место работы составителя протокола;
  3. ФИО, анкетные данные, место жительства, место работы и (при возможности) паспортные данные задержанного;
  4. дата, время и место задержания;
  5. описание события правонарушения с перечислением доказательств;
  6. разъяснение задержанному его прав;
  7. подпись задержанного в том, что права ему были разъяснены;
  8. сведения об извещении законных представителей в случае задержания несовершеннолетнего;
  9. подписи составителя протокола и задержанного.

Местом отбывания срока задержания, как правило, является отдел полиции (полицейский участок), в который гражданин был доставлен для составления протокола.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector