Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы правового обеспечения деятельности организаций в сфере строительства

ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Как шла ликвидация Спецстроя

Вместе с тем различная организационно-правовая форма (ФГУПы и АО) не позволяла решать все финансовые вопросы, утверждает один из собеседников “Ъ”: многие контракты пришлось закрывать «волевыми усилиями», поскольку субподрядные организации, получив деньги, с задачами не справлялись. Истребовать же средства обратно крайне тяжело, признается он: «Именно поэтому был выбран вариант с ППК, а после получено поручение президента рассмотреть возможность списания невозможной к взысканию задолженности с военно-строительных предприятий». При этом военные особо подчеркивают, что ППК не будет заниматься коммерческой стройкой и сконцентрируется на возведении объектов в интересах Минобороны. «Логика простая: для нас строительство — это государственная задача, коммерческая стройка — это получение максимальной выгоды»,— отмечает высокопоставленный военный чиновник. «К тому же за последние 15 лет из около 250 коммерческих компаний осталось с десяток юрлиц, которые просто не могут в полном объеме самостоятельно осуществлять строительство объектов,— добавляет другой источник “Ъ”.— Эта ситуация сложилась из-за абсолютной имущественной незащищенности предприятий и происходящих вокруг экономических изменений».

Сейчас в России две структуры с организационной формой ППК — Фонд защиты прав дольщиков и «Национальный экологический оператор» госкорпорации «Ростех». «Военно-строительный комплекс» станет третьей такой компанией: именно форма ППК позволяет не накладывать взыскание на ее имущество и не признавать банкротом. Система спецсчетов, открытых в опорном банке в сфере ГОЗ, обеспечит повышенный уровень контроля расходования средств, отмечает один из источников. ППК является самостоятельной организационно-правовой формой унитарной некоммерческой организации, учредителем которой будет РФ, а полномочия собственника возьмет на себя Минобороны РФ. Структура ППК будет представлять саму компанию со штаб-квартирой в Москве, филиалы по военным округам, по Северному флоту и так называемый проектный блок.

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования». Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ — содержит ряд нормативно-правовых предписаний, имеющих экологический характер: правовое обеспечение экологического благополучия на земельных участках; обязанность производить экологически чистую продукцию; не допускать в почвах повышенную концентрацию вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ.

Закон РФ о недрах

Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.

Лесной кодекс РФ

Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.

Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).

Водный кодекс РФ

Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.

Федеральный Закон о животном мире

Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.

Закон РФ об охране атмосферного воздуха

Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.

Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.

Читать еще:  Исковое заявление об утрате права пользования жилым помещением. образец заполнения и бланк 2021 года

Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.

Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими «китайскими стенами», а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.

Ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.

Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.

Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.

Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.

Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.

Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам экологического права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Петр Барсуков, директор департамента финансов ГК «Инград»:

— До 40% специалистов по фасадным и инженерным работам на стройке были иностранцы. После закрытия границ они просто не могут вернуться, и сейчас дефицит рабочих можно оценить в пределах 20–40% от общего штата на каждом объекте в отрасли. Российских строителей не хватает, а те специалисты, которые остались в Москве, повысили цены на свои услуги. Проблема нехватки качественной рабочей силы до сих пор остается нерешенной и обострится, если границы останутся закрытыми. В целом по рынку будут наблюдаться задержки сроков сдачи объектов в пределах двух — четырех месяцев по сравнению с графиками, которые были заложены в конце 2019-го — начале 2020 года.

Технологические новинки

«Прорывов» в технологическом плане на мировом рынке ПО для строительства за 2020 г. не произошло, однако можно отметить некоторые важные усовершенствования ключевых продуктов.

В ПО Revit 2021 компании Autodesk появился встроенный модуль генеративного дизайна. Генеративный дизайн — это процесс поиска форм, который сначала задает цель проектирования, а затем из бесчисленных возможных решений выбирает оптимальный вариант формы здания или его планировки.

Применение генеративного модуля Revit для подбора оптимальной планировки

Graphisoft в течение года активно развивал свой облачный сервис для объединения данных, а Archicad отличился сильным модулем по созданию аналитической модели для передачи данных в расчетные комплексы и улучшением интероперабельности с другими BIM-программами.

Аналитическая модель здания на основе Archicad AM

Компания Nemetschek Allplan Systems создала модуль для визуального программирования. Данный апдейт сложно считать инновацией, но все же это большой шаг в направлении повышения удобства работы с программой.

Развивался и российский рынок ПО для строительства. Так, в ПО Renga компании Renga Software появилась возможность проектировать слаботочные системы и улучшился функционал работы с форматом IFC (Industry Foundation Classes используется для обеспечения взаимодействия между программным обеспечением в отрасли). Компания «Сигнал Формат» выпустила решение Signal на базе облачной платформы Forge компании Autodesk. Кроме функционального портала для управления проектом на основе информационной модели, в Signal есть функционал для ведения строительного контроля при помощи съемок 360-градусных панорам, а также средства сравнения фотограмметрических данных с цифровой моделью.

Зелёные юруслуги: как связаны юристы и экология

В Советском Союзе экология не была в приоритете, и природа рассматривалась как полигон для эксперимента, — бесконечный возобновляемый ресурс. Кроме авантюризма, был и прагматический подход. Частного бизнеса не существовало, у государства же был очевидный конфликт интересов, рассуждает Виталий Можаровский, партнер, руководитель практики недвижимости и строительства Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 3 место По выручке 3 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × : «С одной стороны, приходилось подчинять природу, с другой – охранять».

Предпосылки для изменения позиции возникли сразу после краха СССР, когда появился частный бизнес. Уже в 1991 году приняли закон об охране окружающей среды, который уточнялся несколько раз. Но по-настоящему вопросы экологии возникли в начале 2000-х. Именно тогда стали появляться крупные проекты, в которых невозможно было игнорировать экологический аспект – закрытый проект Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, Олимпиада в Сочи, Северный поток и другие. Такие проекты стали и основным источником беспокойства.

«Государство по-прежнему сталкивается с конфликтом интересов. Решения в области экологии — это политические решения на высшем уровне, ситуации, когда корпорации и органы власти готовы пойти на компромисс. Природоохранные аспекты воспринимаются как элемент политики, и это печально», — констатирует Можаровский.

Читать еще:  Образец заполнения доверенности М2а в 2021 и 2021 году

Переход к экологичности

Окончательно экологические вопросы сформировались в проблему в 2017 – 2018 годах, когда экология и охрана окружающей среды заняли одно из доминирующих мест в общественной и государственной повестке. Своеобразной точкой отсчета начала развития регулирования условно можно считать «майские указы» Президента Владимира Путина, в которых много внимания уделили вопросам экологии, и принятие в дальнейшем национального проекта «Экология», утверждает Кирилл Никитин, руководитель экологического направления VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (включая споры) 2 место По выручке 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 8 место По количеству юристов Профайл компании × . Тогда же активизировался и спрос на юридические услуги в области экологии. Примерно с этого времени контролирующие органы стали более активны, чем ранее, в делах о приостановлении деятельности организаций за выявленные нарушения, а также и во взыскании компенсации вреда, причиненного окружающей среде, утверждает советник Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × Ольга Чиркова.

Свой вклад в спрос на юридические услуги внесли российские подразделения международных компаний с ответственной экологической политикой, для которых нарушения в области охраны окружающей среды несут не только финансовые потери и репутационные риски, но и приводят к несоблюдению внутрикорпоративных стандартов в области экологии, говорит Чиркова.

Параллельно увеличилось число природных катаклизмов и техногенных катастроф, также существенно влияющих на состояние окружающей среды, а россияне стали больше беспокоиться о состоянии окружающей среды, отмечает Никитин. Это повлекло за собой более активное вовлечение граждан в проблемы экологии. Так, выросла протестная «экоактивность». Ее самыми заметными проявлениями стали экологические протесты против строительства полигона на Шиесе, акции против строительства в Подмосковье полигонов и мусоросжигательных заводов, протесты против уничтожения горы Куштау в Башкортостане. Отдельно выделяется пандемия COVID – 19, устранение последствий которой, по мнению аналитиков, окажет беспрецедентное негативное влияние на окружающую среду, рассказывает Никитин. «Все эти обстоятельства в совокупности требуют соответствующего реагирования как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов. Соответственно, растет спрос на профильных специалистов, в том числе юридических консультантов», — подчеркивает Никитин.

Динамика спроса

Востребованность экоюристов в последнее время обусловлена, прежде всего, беспрецедентным развитием законодательного регулирования и усилением контроля отрасли со стороны государства, а также отсутствием профильных специалистов, поясняет Никитин. Цели как крупных, так и точечных изменений законодательства в сфере экологии, полагает юрист — создать дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности. Другие задачи — снизить административное давление на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, упростить деятельность малого бизнеса.

Государственная экологическая политика исходит из необходимости побуждать предприятия всех отраслей обновлять материально-техническую базу, внедрять современные технологии производства, выходить на общемировые экологические стандарты, перечисляет Никтин.

Что делает экоюрист

Перечень услуг юристов экологического направления, с одной стороны, типичен для отрасли в целом, с другой стороны, имеет свои особенности. К стандартным для рынка услугам относятся: сопровождение судебных споров, проверок госорганов, разрешительная деятельность. К специфическим — экологический аудит, комплаенс, специализированное консультирование и экспертная деятельность. Отдельный запрос — на активное привлечение экоюристов к законодательной деятельности.

Сами по себе экоюристы в понимании «под ключ» в России находятся в процессе становления, и решение стоящих перед ними задач требует привлечения иных профильных специалистов — ученых, экологов, лабораторий. Иными словами, юристы, имеющие одновременно профильное экологическое образование, допуски, лицензии и сертифицированную лабораторию, пока еще редкость.

Кирилл Никитин, руководитель экологического направления VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (включая споры) 2 место По выручке 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 8 место По количеству юристов Профайл компании ×

Портфель клиентов неоднороден. Вызвано это, прежде всего, актуальностью экологической проблематики практически для всех сфер экономики и общественной жизни. Соответственно, практически все хозяйствующие субъекты так или иначе или оказывают влияние на экологию, или сталкиваются с последствиями такого влияния, констатирует юрист.

При этом есть и «лидеры», находящиеся на передовой экологической повестки. Речь идет, прежде всего, о промышленности, которая оказывают наибольшее негативное влияние на окружающую среду. Внутри этой группы особняком стоят добывающие предприятия, строительные и транспортные организации. Встречаются дела с участием девелоперских и инвестиционных компаний, чья деятельность также затрагивает воздействие на природу .

Больше и дороже

В последнее время, особенно в 2018 — 2020 годах, растет число и стоимость споров в области защиты окружающей среды и экологии, рассказывает Никитин.

Если раньше средняя стоимость споров о возмещении вреда окружающей среде редко превышала миллион рублей, то в последнее время речь идет скорее о сотне миллионов и выше.

Соответственно растет спрос на судебных консультантов и литигаторов. Традиционно помощь юристов требуется для ведения в судах дел, связанных с нарушениями природоохранного законодательства, в особенности, когда речь идет об административном приостановлении деятельности, а также в случаях, когда необходим комплексный подход к решению той или иной задачи, с которой затруднительно справиться лишь силами штатных экологов и юристов, приводит примеры типичных запросов Ольга Чиркова.

При этом, само по себе инициирование спора влечет за собой целый ряд сопутствующих мероприятий, таких как претензионная работа, экологический анализ, лабораторные испытания, расчет направления рекультивации. Таким образом, помимо судебного представительства, сопровождение спора требует привлечения комплекса специалистов, констатирует Никитин. Изменение регулирования также порождает спрос на консультантов в области нормирования и лицензирования.

Как отмечает Чиркова, компании привлекают сторонних юристов при проведении проверок контролирующих органов с целью минимизировать число выявляемых нарушений. В ряде случаев цель бизнеса — подтвердить, действительно ли законодательство возлагает на них обязанности, установленные предписанием, или есть шансы оспорить его.

Государство как двигатель

В последние годы законодательство в сфере экологии меняется весьма активно, но, к сожалению, не всегда системно, что создает определенные трудности в правоприменении, считает Никитин. Так, ряд техногенных катастроф последнего времени спровоцировал более детальное регулирование вопросов экологической ответственности бизнеса. «Из последних изменений в этой части интересно отметить Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2295, направленное на определение и уточнение объемов ответственности хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. В ближайшее время, вероятно, последует корректировка контрольно-надзорных механизмов и усиление административной функции. Вполне возможно, что изменения затронут и методики расчета вреда в части упрощения механизмов расчета и корректировки повышающих коэффициентов», — считает Никитин. Постепенно происходит становление новой системы нормирования с дифференцированным подходом к установлению эконормативов для хозяйственной деятельности.

В ближайшем будущем можно ожидать, что государство усилит ответственность за ущерб окружающей среде, сходятся во мнении эксперты.

В таких условиях от юридических консультантов потребуется комплексная экспертиза в области экологии и умение максимально быстро адаптироваться к изменениям. Возрастет роль инхаусов, которые будут вынуждены принимать на себя новый, не типичный функционал, и «на ходу» учиться жить в новых реалиях, отмечает Никитин. С одной стороны, государство пытает снизить число проверок бизнеса, с другой стороны на расходы компаний неизбежно влияют решения государства по модернизации экономики и усилению экологической ответственности бизнеса, говорит Ольга Чиркова: «Необходимо постоянно отслеживать происходящие изменения».

Изменения направлены на модернизацию существующих решений в области экологии для промышленных предприятий. Такие решения могут быть весьма затратными. Зачастую консультантов привлекают с целью получить «третье» мнение, в том числе, в ситуациях, когда предлагаемые штатными специалистами решения требуют значительных финансовых и временных затрат, говорит Чиркова.

В целом же, пока в российских компаниях крайне мало специалистов в области экологии. Даже в фирмах, больше сконцентрированных на этой практике, сложно выделить ее полноценно. Тем не менее, при наличии политической воли и сохранении концентрации на экологической повестке спрос на экоюристов будет расти.

Мишустин утвердил правила ведения ГИС в сфере градостроительства

В конце сентября 2020 года глава Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил правила ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Они начнут действовать с 1 декабря 2022 года.

Читать еще:  Как расторгнуть договор коммерческого найма?

Как сообщает ТАСС со ссылкой на постановление правительства, опубликованное на портале правовой информации, документ среди прочего устанавливает правила предоставления доступа органов власти, физических и юридических лиц к сведениям информационной системы.

Предполагается, что единая ГИС в сфере градостроительства будет интегрировать аналогичные платформы регионов и федеральных органов власти, включать классификатор строительной информации, реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса. Платформа будет связана с порталом госуслуг.

Благодаря электронной системе градостроительства, в частности, можно будет получить аналитические сведения о выданных градостроительных планах земельных участков, заключениях экспертизы проектной документации, предоставленных разрешениях на строительство, об объектах капитального строительства.

Согласно постановлению правительства, ГИСОГД РФ включает в себя пять функциональных компонентов:

  • 1. Подсистему «классификатор строительной информации», обеспечивающую формирование и ведение классификатора строительной информации;
  • 2. Подсистему «реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса», обеспечивающую формирование и ведение реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса;
  • 3. Информационно-аналитическую подсистему, обеспечивающую:
    • формирование и ведение реестра объектов капитального строительства;
    • обработку сведений, документов, материалов и подготовку на их основе аналитических сведений;
  • 4. Подсистему «реестры государственных и муниципальных услуг», обеспечивающую формирование и ведение реестров базовых государственных и муниципальных услуг, включенных в исчерпывающие перечни в сфере строительства;
  • 5. Подсистему «функционирование официального сайта», обеспечивающую предоставление доступа пользователей к сведениям, документам, материалам, включенным в информационную систему.

Минстрой подготовил проект постановления правительства о проведении с 2020 года по 1 декабря 2022 года эксперимента по информационному обеспечению градостроительной деятельности с применением облачного решения. На эти цели планируется потратить 254,3 млн рублей. [1]

Федеральная ГИС для строительного комплекса не нашла подрядчика

Тендер на разработку и сопровождение первой очереди государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (ГИСОГД РФ) признан несостоявшимся, так как на участие в нем не было подано ни одной заявки. Соответствующая информация была размещена на сайте госзакупок 24 июля 2020 года [2] .

Тендер

Тендер на разработку и сопровождение первой очереди системы обеспечения градостроительной деятельности страны был объявлен подведомственной организацией Министерства строительства – федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» 30 марта 2020 года. После объявления тендера, как сообщили TAdviser в Минстрое, в его конкурсную документацию были внесены технические изменения. Какие именно, насколько существенные и в связи с чем в министерстве изданию не пояснили.

Начальная максимальная цена договора составляла 93 млн рублей. Финансирование создания системы, согласно конкурсной документации, будет осуществляться из средств федерального проекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика».

Заявки на участие в тендере принимались до 26 июня, однако впоследствии срок их подачи был продлен до 24 июля. Как пояснили TAdviser в Минстрое, в связи с распространением коронавирусной инфекции. В ходе тендера было подано две заявки. Впоследствии они были отозваны. Обе заявки были зарегистрированы подведом Минстроя 15 мая, одна из них отозвана 10 июня, другая — 23 июля. Кем именно были поданы заявки на портале не уточняется.

По состоянию на 29 июля, техническое задание тендера скорректировано в соответствии с новыми приоритетами федеральной программы «Цифровое государственное управление» и согласуется с Минкомсвязи. По его завершении, тендер будет объявлен повторно.

Система обеспечения градостроительной деятельности России создается в соответствии с поручением президента Владимира Путина, данным экс-премьер-министру Дмитрию Медведеву 19 июля 2018 года. Согласно поручению, для модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства в стоане должен быть осуществлен переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования.

Система

Согласно техническому заданию, система обеспечения градостроительной деятельности страны должна быть предназначена для:

  • консолидации и обработки данных, содержащихся в государственных и иных информационных системах;
  • повышения качества государственного управления;
  • поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления градостроительной деятельностью;
  • информационно-аналитического обеспечения реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также достижения целей их подведомственных учреждений и обмена информацией между такими организациями.

Основными целями системы в техническом задании обозначены:

  • модернизация строительной отрасли и повышение качества строительства;
  • повышение эффективности процессов управления объектами капитального строительства на всех этапах их жизненного цикла;
  • формирование сервисов бесшовного управления объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла;
  • обеспечение прозрачности и непротиворечивости информации о ходе реализации инвестиционно-строительных проектов, сведений, содержащихся в градостроительной документации и иной информации об осуществлении процессов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
  • создание единой точки доступа к достоверной информации о состоянии группы отраслей градостроительной деятельности.

Одними из основных задач системы являются:

  • интеграция государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регионов России, федеральных ГИС, предусмотренных Градостроительным кодексом и иных федеральных ГИС, включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»), а также систем юридических лиц;
  • организация накопления и обработки сведений о документах, материалах о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и об иной необходимой для осуществления градостроительной деятельности информации;
  • построение единого хранилища аналитической информации о состоянии сфер строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
  • уникальная, единообразная идентификация объектов капитального строительства, инвестиционно-строительных проектов, в рамках которых осуществляется их строительство, а также с ними связанных сведений, хранящихся в государственных и иных информационных системах;
  • обеспечение формирования, ведения, автоматического обновления цифровой нормативно-технической документации, а также доступа к ней пользователей;
  • организация сбора, консолидации сведений об осуществлении процессов в градостроительной сфере, их обработка и анализ.

Система должна автоматизировать процессы анализа и контроля деятельности участников процессов градостроительной деятельности, в том числе территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, благоустройство территории. Также система должна автоматизировать процессы взаимодействия участников процессов градостроительной деятельности, а также инженерные изыскания, подготовку проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В качестве обязательных характеристик системы указаны следующие показатели:

  • 100 обращений в секунду в среднем, максимально – 1 тыс.;
  • 50 тыс. Гигабайт накапливаемой информации за год в среднем;
  • 2 тыс. одновременно работающих с системой пользователей в среднем, 10 тыс. – максимально.

Система должна состоять из открытой части, в которой размещается информация, доступная неавторизованным пользователям, и закрытой части, функции которой доступны только зарегистрированным пользователям Системы. Закрытая часть системы включает функциональные и обеспечивающие подсистемы. В состав функциональных подсистем включаются:

  • Портал системы;
  • Подсистема формирования и ведения классификатора строительной информации;
  • Информационно-аналитическая подсистема;
  • Подсистема ведения реестра документов, необходимых для экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, а также документов по стандартизации, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, сооружения, реконструкции, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства;
  • Подсистема обработки данных для оказания государственных и муниципальных услуг;
  • Подсистема администрирования;
  • Подсистема информационной безопасности;
  • Подсистема взаимодействия с внешними информационными системами;
  • Подсистема нормативно-справочной информации;
  • Подсистема авторизации пользователей.

В разработке системы должна быть использован принцип построения платформенно-сервисной (микросервисной) архитектуры. Компоненты системы должны базироваться на едином функциональном ядре, преимущественно с открытым программным кодом, поддерживаемым сообществом разработчиков.

При создании и развитии системы должны быть использованы программные средства, включенные в единый реестр отечественного программного обеспечения (ПО), либо разработанные в рамках ее создания, которые должны требованиям правил формирования и ведения реестра российского ПО.

Создание облака для объединения градостроительных данных по всей России

В мае 2020 года стало известно о создании в России облачного решения для Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД РФ), которую разрабатывает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Эта система призвана объединить на единой платформе всю градостроительную информацию в России.

Минстрой интегрирует градостроительные данные на территории всей страны для дальнейшего анализа в национальной системе управления данными, а также производит перевод административных процедур в сфере градостроительной деятельности в цифровой формат. Предполагается, что такой проект повысит открытость градостроительной деятельности для общества, в том числе за счет снижения издержек при получении информации, формируемой на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

По словам замглавы Минстроя Александра Козлова, регионы должны начать работу в своих ИСОГД в 2021 году, но к маю 2020-го только 25% из них «качественно решают поставленную задачу». Остальные испытывают сложности, в том числе из-за отсутствия высокопрофессиональных специалистов в области проектирования подобных систем. Для ускоренного внедрения ИСОГД в субъектах Минстрой решил создать облачное решение для региональных систем, сообщил он.

Эксперимент по информационному обеспечению градостроительной деятельности с применением облачного решения будет проведён с 1 июля 2020 по 1 декабря 2022 года. Эта инициатива призвана ускорить создание актуальной и полной цифровой базы об условиях осуществления и планирования градостроительной деятельности в России.

Также будет предусмотрена возможность получения электронных градостроительных услуг инвесторами и гражданами. Кроме того, благодаря эксперименту предполагается сократить расходы на региональную информатизацию. На реализацию проекта выделяется 254,3 млн рублей. [3]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector