Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые аспекты реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций

Ликвидация некоммерческой организации: правила, документы и особенности процедуры

Некоммерческая организация представляет собой структуру, сформированную для благотворительных, правовых, социальных целей. Из названия становится очевидно, что целью НКО не может быть получение прибыли от своей деятельности с наличием некоторых оговорок. Но, несмотря на это, она представляет собой юридическое лицо, нуждающееся в регистрации. Соответственно, если требуется закрытие, необходима ликвидация некоммерческой организации. Проводится она по особому алгоритму.

Сроки реорганизации или ликвидации

Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили рекомендации по переоформлению МУП в ООО. Используйте их бесплатно.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Содержание:

Предмет:Гражданское право
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:12.06.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Переход общества к жизни в рыночных условиях, глобальные экономические реформы, фундаментальные изменения в гражданском регулировании общественных отношений, все это, наряду с другими факторами, неизбежно влечет за собой значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в этом практически решающую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями растет число некоммерческих организаций, что обусловлено возрастающей ролью гражданского общества в целом и его различных институтов. Подобно тому, как люди рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекратить свою деятельность в связи с их ликвидацией, перестая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности продолжается.

С другой стороны, своевременная реорганизация и ликвидация юридических лиц, которые долгое время не имели необходимого имущества или необходимого количества участников, не менее важны для гражданского оборота, поскольку такие юридические лица могут быть «крышей» для деятельность всех видов организованных преступных групп. из всего сказанного становится ясно, почему общество не может мириться с неконтролируемым появлением и исчезновением юридических лиц, и государство не только имеет право, но и обязано осуществлять такой контроль с помощью различных правовых механизмов, в том числе с помощью гражданского законодательства.

Реорганизация юридических лиц

Реорганизация является одной из самых последних применяемых процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Это объясняется экономическими, социальными и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Однако для успешной реорганизации, конечно, необходимы оптимальные правовые рамки для обеспечения достижения необходимого результата. Следует признать, что действующее законодательство о реорганизации юридических лиц не является совершенным.

В юридической литературе понятие реорганизации юридического лица традиционно определялось ранее как прекращение юридического лица (иногда отмечается, что это происходит без ликвидации дел (видов деятельности) и имущества) с передачей его прав и обязательства перед правопреемником другого юридического лица. Приоритетом является мнение о необходимости различения оснований, способов и форм прекращения деятельности юридических лиц. Основаниями для прекращения являются причины, определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц (например, достижение цели, истечение срока действия и т. д.). Способы прекращения это установленная законом процедура прекращения деятельности юридических лиц. Методы прекращения юридического лица принципиально не отличаются от методов их возникновения. Формы прекращения являются законными процедурами прекращения деятельности юридических лиц в соответствии с законодательством. Понятие реорганизации в этом случае наряду с ликвидацией рассматривается как одна из форм прекращения юридического лица.

Под реорганизацией понимается особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся передачей прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопреемника) по наследству другому юридическому лицу (правопреемнику).

С формально-правовой точки зрения реорганизация это процесс изменения лиц в имущественных и неимущественных правоотношениях в порядке всеобщего правопреемства. С существенной точки зрения, институт правопреемства является правовой конструкцией, которая опосредует реальные экономические процессы.

Реорганизацию можно охарактеризовать как правовое государство, отправной точкой которого является принятие корпоративного акта (решение о реорганизации) и окончательного акта регистрации вновь созданного юридического лица с внесением записи о прекращении слияния юридическое лицо.

Говоря о целях реорганизации, следует обратить внимание на важность этого вопроса. С помощью реорганизационного института сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему спектру прав и обязанностей в отношении третьих сторон и, как следствие, сила договорных отношений; права кредиторов гарантированы в максимально возможной степени: нет необходимости платить дополнительные налоги; затраты времени сокращаются, производительный капитал остается единым целым, не распределяется между участниками юридического лица и не выводится из производственной сферы. В результате использование механизма реорганизации приводит к значительному организационному и финансовому эффекту.

Действующее законодательство предусматривает пять видов реорганизации:

  1. Слияние это объединение двух или более юридических лиц, в которых их права и обязанности объединены в одно юридическое лицо;
  2. Присоединение, одно юридическое лицо присоединилось к другому, при этом все неимущественные права и обязанности аффилированного лица передаются основной организации;
  3. Разделение одного юридического лица делится на две или более частей, прежнее юридическое лицо перестает существовать, а его права и обязанности передаются вновь созданным юридическим лицам;
  4. Изоляция основного юридического лица продолжает существовать, но из его структуры как самостоятельного юридического лица возникли отдельные структурные подразделения;
  5. Преобразование это изменение юридической формы юридического лица, при этом организация перестает существовать в прежней форме, а ее права и обязанности полностью передаются правопреемнику.
Читать еще:  Как оформить и учесть возврат товара поставщику

В зависимости от формы реорганизации правопреемство (передача имущественных прав и обязанностей) осуществляется различными способами:

  1. при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них передаются вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом и договором о слиянии;
  2. после присоединения юридического лица к другому юридическому лицу права и обязанности зарегистрированного юридического лица переходят к последнему в соответствии с актом о передаче и соглашением о присоединении;
  3. при разделении юридического лица его права и обязанности передаются вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
  4. при выделении одного или нескольких юридических лиц от юридического лица права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к каждому из них в соответствии с разделительным балансом;
  5. при преобразовании юридического лица одного типа в юридическое лицо другого типа (изменение юридической формы) права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц прекращения деятельности дочерней организации. Регистрация новых организаций, возникших в ходе реорганизации, а также внесение необходимой информации в государственный реестр происходит в общем порядке.

Ликвидация юридических лиц

Как вы знаете, термин «ликвидация» происходит от латинского ликвидатио , что означает конец дела. В то же время современные словари русского языка придают этому понятию несколько значений. Прежде всего, ликвидация, как на латыни, означает прекращение любой деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, ликвидация также означает прекращение существования объекта или субъекта (например, ликвидация оружия массового уничтожения, ликвидация кулачества, ликвидация предприятия).

Обращаясь к определению юридического значения понятия ликвидации, следует остановиться на одном очень важном обстоятельстве. Поскольку ликвидация является объектом гражданско-правового регулирования, было бы логично предположить, что ликвидация это совокупность любых общественных отношений, которые, регулируемые законом, приобретают качество правовых отношений. С другой стороны, эти правовые отношения сами по себе являются причиной наступления определенных последствий, а именно прекращения существования субъекта права юридического лица. Следовательно, ликвидация также может рассматриваться как особый юридический факт, наличие которого связано с определенными правовыми последствиями.

Законодательство предусматривает два вида ликвидации: добровольную и принудительную.

Добровольное юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами. Принудительные юридические лица могут быть ликвидированы по решению суда в следующих случаях: аннулирование регистрации юридического лица в связи с нарушениями законодательства, которые были совершены при его создании и являются непоправимыми.

Систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица. Это требование не распространяется на коммерческие организации, которые, как правило, имеют не особую, а общую правоспособность, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законодательными актами, или с повторным или грубым нарушением закона.

Процесс ликвидации включает в себя процедуры проверки удовлетворения требований к государству и государственным внебюджетным социальным фондам и снятия с учета. Порядок снятия с учета в налоговом органе определяется ст. 84 ГК РФ и по приказу Государственной налоговой службы Российской Федерации. Для этого ликвидационная комиссия подает в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации субъекта регистрации: заявление установленной формы о снятии с учета; копия административного документа, подтверждающего принятие решения о ликвидации (решение общего собрания учредителей или суда); копия административного документа о создании ликвидационной комиссии; промежуточный ликвидационный баланс. Налоговая инспекция принимает решение о проведении документального аудита ликвидируемого юридического лица. Процедура снятия с учета в налоговой инспекции считается завершенной после выдачи ликвидационной комиссией информационного письма о снятии с учета.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, и эти субъекты хозяйственного права перестали существовать после внесения записи в Единый государственный реестр.

Заключение

Действующее законодательство игнорирует многие вопросы, связанные с реорганизацией; Основным пробелом является отсутствие специального регулирования правопреемства при реорганизации, Гражданский кодекс Российской Федерации касается только всеобщего правопреемства при реорганизации, без определения этого института этот пробел также обнаружен в Федеральном законе «О совместном Акционерные общества »от 26.12.95 г. № 208Федеральный закон.

Создание надлежащего правового регулирования института реорганизации предприятий рассматривается как одна из актуальных проблем современного российского права. По мере усложнения общественных отношений возникает необходимость их регулирования. Так что в этом случае необходимость правового регулирования процедуры реорганизации возникла через некоторое время после появления различных форм и типов субъектов хозяйствования.

В настоящее время вопросы реорганизации рассматриваются в рамках общих обзоров института юридических лиц, в юридической литературе появляются мнения по отдельным аспектам реорганизации, становится понятной не только теоретическая, но и практическая необходимость комплексное изучение этого правового института.

Читать еще:  Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Особые условия отчетности

Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).

В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Порядок упразднения НКО

Порядок ликвидации НКО напрямую зависит от оснований прекращения деятельности.

  • При добровольной ликвидации имеет место свободное волеизъявление участников юридического лица, которое реализуется в решении и последующих действиях, направленных на фактическое закрытие данной организации. Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в данной форме подразумевает, что НКО обладает достаточными финансовыми средствами и имущественными активами, чтобы полностью рассчитаться по своим долгам.
  • Для инициирования принудительной ликвидации необходимо предъявление соответствующего исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации от прокуратуры РФ, а при установлении признаков несостоятельности – одним или несколькими кредиторами. Процесс банкротства НКО не отличается от аналогичной процедуры иных юридических лиц. В случае принудительной ликвидации по обращению прокурора, суд должен установить фактическое нарушение законодательства и обосновать эти выводы в решении суда.

Принятие решения

Основанием для добровольного прекращения деятельности НКО является решение его участников. В состав участников могут входить физические лица и организации, поэтому принятие решения о ликвидации должно осуществляться путем проведения собрания граждан и представителей юридических лиц.

Для оформления законного решения в протоколе участников необходимо соблюсти ряд обязательных требований:

  • указать реквизиты собрания участников (место, время, состав присутствующих лиц, наличие кворума и т.д.);
  • принять решение о фактическом прекращении деятельности НКО;
  • утвердить состав ликвидационной комиссии;
  • назначить лицо, уполномоченное на проведение ликвидационных мероприятий.

Принятое решение является основанием для направления в налоговый орган уведомления о начале процедуры ликвидации.

Решение-протокол о ликвидации некоммерческой организации (его образец) доступно для скачивания.

Протокол о ликвидации некоммерческой организации

Необходимые документы

Совершение процедуры ликвидации требует представления в налоговый орган документов, предусмотренных законодательством. Для принудительной ликвидации таким документов будут являться:

  • решение арбитражного суда о признании некоммерческой организации банкротом;
  • решение суда о принудительной ликвидации по требованию прокурора.

На основании данных документов Инспекция ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности НКО. В случае добровольной ликвидации на различных этапах от некоммерческой организации потребуются следующие документы:

  • решение участников;
  • учредительные документы НКО;
  • письменный документ, подтверждающий опубликование сведений о ликвидации;
  • уведомление в адрес ИФНС по форме РН 0005;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве юридического лица;
  • документы ликвидационной комиссии (промежуточный и ликвидационный баланс);
    уведомления налогового органа по формам РН 007 и 0008;
  • протокол собрания участников об утверждении ликвидационного баланса.

Процедура, которую предполагает ликвидация некоммерческой организации из единственного члена-учредителя или нескольких рассмотрена ниже.

Процедура проведения

Для добровольной процедуры прекращения деятельности НКО предусмотрены следующие обязательные этапы:

  • принятие решения участниками, в котором предусмотрено создание специальной комиссии, уполномоченной на проведение ликвидационных мероприятий;
  • уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы о принятом решении;
  • получение от ИФНС документа, подтверждающего начало процедуры ликвидации;
  • опубликование сообщения о нале указанной процедуры;
  • уведомление кредиторов;
  • составление промежуточного баланса организации;
  • расчет с кредиторами и утверждение ликвидационного баланса;
  • направление в Инспекцию ФНС сведений о ликвидации юридического лица;
  • внесение сведений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности некоммерческой организации.
Читать еще:  Благодарственное письмо после собеседования как его написать и зачем

Прекращение деятельности НКО в случаях, предусмотренным законодательством, осуществляется налоговым органом на основании решения суда, вступившего в законную силу. До тех пор, пока решение суда о ликвидации некоммерческой организации не исполнено инспекцией ФНС путем внесения сведений в ЕГРЮЛ, некоммерческая организация не может быть признана ликвидированной.

Особенности ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процесс прекращения её существования без права передачи права собственности третьим лицам. При этом вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а объект прекращает свое существование в качестве юридического лица.

О том, какими нормативами регулируется ликвидация НКО и каков порядок проведения процедуры, мы сегодня и поговорим.

Законодательство

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).

Возможные причины

Согласно законодательным нормативам, основанием для инициализации прекращения деятельности могут выступать следующие факторы:

  • добровольное решение юридического лица (или уполномоченной на то личности с предоставленными ей полномочиями);
  • решение суда о ликвидации недействующих некоммерческих организаций;
  • банкротство (могут инициировать при накоплении долговых обязательств).

Необходимая документация

Для инициализации процесса ликвидации потребуется протокол собрания НКО, где и было принято решение о прекращении существования организации. Подписывают его все управляющие, после чего протокол закрепляется подписью секретаря (если таковой присутствовал на собрании).

Основные требования к протоколу собрания НКО о ее ликвидации следующие:

  • указаны место и дата проведения собрания;
  • есть содержательная часть протокола, где и указаны рассматриваемые вопросы;
  • есть приложение к протоколу (где отражаются результаты голосования, а также перечень всех тех, кто присутствовал в зале);
  • документ подписан всеми членами руководящего состава.

Только после этого отправляется уведомление о принятии решения в ФНС – именно этот орган уполномочен вносить изменения в ЕГРЮЛ и прекращать деятельность юридического лица.

Порядок ликвидации НКО: пошаговая инструкция

Порядок действий при ликвидации НКО включает следующие шаги:

  1. Принятие решения на общем собрании.
  2. Уведомление ФНО о прекращении деятельности. Для этого подается документ по форме РН0005, к нему прикрепляют копию протокола собрания вместе с результатами голосования.
  3. Оповещение кредиторов и должников о ликвидации организации. Все имущественные претензии принимаются в течение последующих 2-х месяцев.
  4. Ликвидация автономной некоммерческой организации с последующим созданием ликвидационного баланса – он будет использоваться для заключительных финансовых расчетов с должниками и кредиторами.
  5. Расторжение всех договоров, в том числе с сотрудниками, как того требует Трудовой Кодекс РФ.
  6. Составление окончательного ликвидационного баланса, получение извещения от налоговой (об окончании процесса ликвидации).
  7. Подача сводки о ликвидационном балансе в ФНС, после чего вносятся окончательные сведения в ЕГРЮЛ.

Порядок использования имущества

Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.

Стоимость

Госпошлина за начало процесса ликвидации НКО составляет 800 рублей. Не взимается эта сумма только в тех случаях, когда прекращение деятельности было вызвано банкротством юридического лица.

Сроки

Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.

Судебная практика

В течение 2 месяцев с момента получения извещения ФНС ведется прием имущественных претензий со стороны кредиторов и должников. Если есть спорные моменты, они рассматриваются в судебном порядке, а завершение ликвидации осуществляется только после решения всех споров и исполнения обязательств.

Вопрос-ответ

Нарушение нормативов процесса ликвидации влечет за собой не только отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ, но и наложение штрафов, санкций. Поэтому все неясные моменты лучше уточнять заблаговременно.

Где найти решение суда о ликвидации некоммерческой организации?

Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).

Информация о прекращении деятельности НКО также публикуется в СМИ (согласно законным нормативам), без этого завершить ликвидацию не получится.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации НКО?

Ликвидатором может выступать абсолютно любое лицо, полномочия для которого были установлены общим решением собрания руководителей некоммерческой организации. Естественно, в некоторых случаях такие полномочия берут на себя судебные исполнительные органы.

Образцы документов

Протокол (решение) о ликвидации

Образец протокола общего собрания о добровольной ликвидации некоммерческой организации вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/MjnmfThsYSKYKg

Заявление в суд

Шаблон заявления в суд мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/0rN1grGZfhShSw

Таким образом, ликвидация НКО – довольно сложный с юридической точки зрения процесс, инициировать который могут по добровольному соглашению руководящего состава либо через судебное решение. Завершается данный процесс внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и выдачей уведомления об этом уполномоченному лицу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector