Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Категории организаций по гражданской обороне как узнать свою

Руководители и уполномоченные лица организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне

Цель курса

Категорирование объектов по гражданской обороне – это процедура (классифицирование) территорий и объектам по группам и категориям, в зависимости от их значимости для обороны и экономики страны. Территории подразделяются на три группы, в зависимости от численности населения. Объекты так же подразделяются на три группы (особой важности, первой категории, второй категории), в зависимости от численности работающих и объема производимой продукции (услуг) в военное время. Объекты неудовлетворяющие вышеуказанным признакам считаются некатегорированными.

Обучение руководителей некатегорированных объектов и уполномоченных лиц вопросам ГО и ЧС, является обязательным комплексным мероприятием. При организации обучения применяются различные формы и методы: лекции, семинары и индивидуальная самостоятельная работа. Цель курса дать слушателям необходимые специальные познания в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также научить организовывать и управлять системой ГО и ЧС на защищаемых объектах. Руководители и уполномоченные лица обязаны 1 раз в 3 года проходить повышение квалификации. Обучение руководителей объектов и уполномоченных лиц должно осуществляться только в специализированных учебных организациях, к которым относится Уральский институт безопасности. Учебная программа разработана в соответствии с требованиями МЧС РФ.

Лица, впервые изучающие данный курс повышения квалификации, в обязательном порядке, должны предварительно пройти обучение по программе «Работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», из раздела КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Категория слушателей курса

Курс «Руководители и уполномоченные лица организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне» необходим для следующих лиц:

Руководители некатегорированных организаций и учреждений всех форм собственности
Руководители подразделений некатегорированных объектов
Лица, ответственные (уполномоченные) за ведение ГО и ЧС на некатегорированных объектах

Программа курса

Программа курса для «Руководители и уполномоченные лица организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне» включает в себя следующие темы:

№ п/пНазвание темы
1Нормативные акты по ГО и ЧС.
2Планирование мероприятий по ГО и ЧС.
3Повышение устойчивости функционирования организаций в военное время.
4Инженерная защита населения.
5Организация оповещения работников по сигналам ГО и ЧС.
6Нештатные аварийно-спасательные формирования.
7Организация обучение работников в области ГО и ЧС.

Ответственность

За неисполнение требований по периодическому повышению квалификации предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, для руководителей и лиц, ответственных за ведение ГО и ЧС в организациях, в размере 5 000 рублей, а для организаций (юридических лиц) до 100 000 рублей. При этом надо помнить, что штраф может быть наложен и на должностное лицо, и на саму организацию.

Основные положения

Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:

  • организовывать и вести работу по гражданской обороне;
  • быть готовыми к чрезвычайным ситуациям.

Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:

  • сохранение жизни работников и населения в случае аварий, техногенных катастроф и военных действий;
  • умение проводить неотложные мероприятия в очаге катастрофы;
  • обеспечение работы объекта в чрезвычайной ситуации;
  • ограничение масштабов бедствия или катастрофы.
Читать еще:  Вопросы и ответы по учету остатков алкоголя в ЕГАИС

Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:

  • планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;
  • готовиться к работе в военное время;
  • обучать работников.

Обязанности юрлиц, которые вошли в классификацию по ГО

Юридические лица, имеющие категории предприятий по гражданской обороне, обязаны:

  1. Создавать специальные подразделения, в обязанности которых входит проведение мероприятий по ГО.
  2. Создавать внештатные аварийно-спасательные формирования — это требуется от отдельных видов категорийных лиц. К таким относятся лица, в чьем ведении находятся опасные объекты, например радиационно опасные объекты или гидротехнические сооружения, а их деятельность связана с особыми рисками возникновения аварийных ситуаций.
  3. Иметь локальные системы оповещения. Это требование актуально только для отдельных лиц — тех же, которые обязаны иметь аварийно-спасательные формирования.

Обязанности организаций с категорией

Организации, которым по закону назначается особый статус, приобретают и новые обязанности. За их неисполнение должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством. Полномочия организаций записаны в Федеральном законе №28 (ч. 2 ст. 9).

В обязанности входит создание специального подразделения, не относящегося к штату предприятия. Оно выполняет особые функции по обеспечению системы мероприятий гражданской обороны. Организация обязана формировать запас медикаментов, продовольственных запасов, технического оборудования и т.д., поддерживать в боевой готовности системы оповещения.

Предприятия, которые производят и эксплуатируют чрезвычайно опасные объекты, связанные с потенциальной ядерной и радиоактивной угрозой, имеющие в составе особо значимые гидротехнические сооружения, обязаны формировать нештатные аварийно-спасательные подразделения.

При возникновении чрезвычайных ситуаций эти формирования наряду с государственными службами реагирования участвуют в предупреждении и ликвидации негативных последствий. На предприятиях проводятся мероприятия для поддержания системы ГО и ЧС в готовности, подготовка работников и периодические инструктажи.

Категорийные предприятия периодически проходят проверки МЧС. Производственные объекты высокого риска контролируют с периодичностью один раз в два года. Значительного — раз в три года, среднего — раз в пять лет.

Законодательно не установлено, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, поэтому она определяется как незначительные риски. В этом случае проверки МЧС не предусмотрены.

Почему стоит пройти обучение в нашем учебном центре

В преподавательском составе ООО ОЦ «СИГМА» только опытные специалисты с квалификацией, в том числе имеющие ученые степени и звания. Все они прошли курсы подготовки по психолого-педагогическим основам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения.

Приемлемая цена обучения по охране труда, включающего 36 часов, делает курс доступным. Вы не переплачиваете за аренду аудитории и другие накладные расходы учебного центра, возникающие при очном обучении.

Читать еще:  Деловая оценка персонала цели задачи организационная процедура методы

Учебно-тематический план программы повышения квалификации « Обучение руководителей организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне и не продолжающих работу в военное время »

N п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Специалист по ГО и ЧС

В 2017 году кроме собственно охраны труда были введены инструктажи и по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Значит ли это, что в компании должен быть и специалист по ГО и ЧС?

Отвечу сразу, так или иначе, в компании должны быть функции, связанные с гражданской обороной, независимо от организационной формы. А вот реализовать это можно по-разному:

  1. Добавить функционал одному из сотрудников.
  2. Взять на работу совместителя.
  3. Выделить отдельную штатную единицу или даже создать отдельное подразделение.

В первую очередь надо выяснить, относится ли компания к специальным категориям, связанным с гражданской обороной. Чтобы определить это, лучше всего обратиться в региональное отделение МЧС — такая информация является закрытой и найти ее в открытых источниках не получится.

Критерии определены самим ведомством, а важность компаний разделена на группы на основании Постановления Правительства РФ №804 от 16.08.2016. Если компания не входит в этот список, то отдельное структурное подразделение не нужно. Достаточно ввести должности специалиста по ГО, даже по совместительству. Например, поручить это можно инженеру по охране труда или кадровому сотруднику после необходимой подготовки.

Требования к специалисту по ГО

В отличие от охраны труда, профстандарта по гражданской обороне нет. Значит, нет обязательных требований к опыту и знаниями сотрудника. Поэтому должностную инструкцию для него компания может утвердить самостоятельно. Важно перечислить в ней основные обязанности:

  • Проводить вводный инструктаж.
  • Разработать и проводить программу обучения и другие.

Причем подчиняется этот человек непосредственно руководителю организации.

Трудовой договор с таким работником оформляется без каких-либо нюансов и особенностей. Документ должен полностью соответствовать ст. 57 ТК РФ. А специалисту нужно пройти обучение и получить соответствующую справку. Обучить такого сотрудника можно:

  • В обучающей организации по дополнительным профессиональным программам в области ГО и ЧС.
  • В учебно-методическом центре по гражданской обороне.
  • На курсах гражданской обороны.

Учеба длится недолго: программа рассчитана на 24-36 учебных часов, но каждые 5 лет сотрудника следует направлять на повторное обучение.

В Союзе ССР и Российской Федерации [ править | править код ]

Система гражданской обороны в Союзе ССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

Читать еще:  Коэффициент текучести кадров Формула расчета и приемы снижения

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодёжи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации [2] .

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России) [3] [ нет в источнике ] .

Войска гражданской обороны [ править | править код ]

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооружёнными Силами Российской Федерации и другими войсковыми формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, войсковых частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные войсковые формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные войсковые формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector