Каковы последствия дтп с участием животного?
Водитель сбил лося на дороге — как работает ОСАГО в этом случае
По закону машина — средство повышенной опасности, водитель обязан компенсировать любой ущерб, который причинил его автомобиль.
Потерпевшая сторона в случае ДТП с лосем — Российская Федерация. Именно государству принадлежит животный мир в пределах границ. Водитель, сбивший лося, обязан оплатить ущерб, причиненный государству.
Ущерб нужно компенсировать даже в том случае, если на дороге не было знака «Дикие животные». Он предупреждающий и не требует от водителя дополнительных действий, но и не страхует от ответственности.
В статье разберем:
Животные в правилах дорожного движения
В правилах дорожного движения животные не выступают отдельными участниками дорожного движения. Это вполне логично, ведь лося не заставишь выучить ПДД и переходить дорогу по переходу.
В ПДД понятие «животные» встречается всего несколько раз:
- В пункте 1.2 (понятие «Водитель»);
- В разделе 25, посвященном движению гужевых повозок и прогону животных;
- В описании дорожных знаков 1.26 «Перегон скота», 1.27 «Дикие животные», 3.8 «Движение гужевых повозок запрещено».
Данные пункты в основном относятся к прогону сельскохозяйственных животных. Так что если произошел наезд на сельскохозяйственное животное, следует обратиться к разделу 25 ПДД.
Например, мне несколько раз доводилось видеть, как в одной из деревень стадо коров отдыхало прямо на проезжей части. Коровы прилегли прямо на асфальт вблизи опасного поворота. В описанной ситуации в случае ДТП виновником должны признать погонщика животных, который оставил животных без надзора.
Что касается прочих видов животных, то правил дорожного движения для них нет.
Ответственность водителя при ДТП с диким животным
При столкновении с диким животным ответственность несет водитель, даже если он докажет, что ДТП произошло без умысла и вследствие непреодолимой силы. Все дело в статье 1079 Гражданского кодекса РФ, которая сводится к следующему: частные и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности. Автомобиль и любые транспортные средства — это, согласно закону, источник повышенной опасности, а при столкновении с дикими животными, как мы выяснили выше, наносится ущерб государству, и этот ущерб придется возместить.
Размер ущерба при ДТП, повлекшем гибель животного, устанавливается приказом Минприроды №948. В частности, приказ устанавливает следующие базовые «цены» сбитых зверей:
Животное | Размер компенсации, рублей |
---|---|
Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом | 90 000 |
Снежный баран | 50 000 |
Лось, сибирский горный козел, овцебык | 40 000 |
Благородный олень | 35 000 |
Медведи, пятнистый олень, лань, туры, сайгак | 30 000 |
Косули, муфлон, серна, рысь | 20 000 |
Кабан, дикий северный олень, кабарга, росомаха | 15 000 |
Барсук | 6 000 |
Соболь, выдра | 5 000 |
Сурки, бобры, куницы, харза, глухари | 3 000 |
Тетерев, фазаны, улары, саджа | 1 000 |
Песец, корсак, дикие кошки, норки, хори, колонок, зайцы, дикий кролик, гуси, казарки | 500 |
Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп | 300 |
Белки | 250 |
Горностай, солонгой, ласка | 200 |
Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, ондатра, перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы | 100 |
Кроты, водяная полевка, хомяки, бурундуки, летяга, суслики | 50 |
Однако помимо базовых компенсаций предусматриваются и различные коэффициенты, которые могут многократно повысить сумму возмещаемого ущерба. Например, смерть молодой лосихи может обойтись водителю не в 40 000 рублей, а в 140 или даже в 200 000 рублей — в эту сумму включена компенсация не только за животное, но и за лосят, которые могли бы появиться на свет от этой лосихи в ближайшие годы.
Кроме штрафа в пользу государства за сбитое животное, водитель может понести и административную ответственность, в том числе штрафы, лишение водительских прав на срок до полутора лет или даже арест до 15 суток. Это возможно, если в момент столкновения водитель нарушал скоростной режим, особенно в зоне действия знака «Дикие животные», а также в случае оставления места дорожно-транспортного происшествия (что подпадает под действие статьи 12.27 КоАП РФ). Конечно, если авария произошла в дикой местности на пустынной дороге, то наказание вряд ли последует. Но на участке с оживленным движением всегда есть вероятность, что кто-то запомнит номера нарушителя.
И еще очень важный момент: забрав тушу погибшего животного и скрывшись с места ДТП, вы нарушаете статью 258 Уголовного кодекса РФ и автоматически становитесь браконьером! В этом случае дело может завершиться штрафом до 200 тысяч рублей или наказанием в виде исправительных работ сроком до двух лет. В отдельных случаях автомобиль может быть признан орудием охоты и изъят.
Что следует предпринять в первую очередь
Да, столкновение с собакой, кошкой, любым домашним или диким животным – это тоже ДТП. В условиях города, где домашние животные часто пересекают городские магистрали и улицы, наезды случаются часто, и существует определенный порядок поведения водителя, который регламентируется статьей 12.27 КоАП (ч.2): наезд на животное приравнивается к ДТП, а виновник происшествия должен оставаться на месте столкновения и вызвать сотрудников ГИБДД.
При несоблюдении этого правила, вы рискуете быть подвергнуты административному наказанию (лишение ВУ или арест на 15 суток).
Если вы сбили автомобилем кошку или собаку, необходимо:
- остановиться и заглушить двигатель;
- определить какое животное попало под колеса – домашнее или бродячее (сделать фото тела);
- оценить повреждения, которые получил ваш автомобиль при столкновении (сфотографировать);
- если собака жива, попытаться доставить ее в ветеринарную клинику;
- если у собаки есть хозяин, попробовать договориться о возмещении нанесенного ущерба.
Если у собаки или кошки есть хозяин, вы можете решить вопрос возмещения миром. Но перед этим следует убедиться, что домашнее животное в момент ДТП было в ошейнике и на поводке. Если ни того, ни другого нет, то владелец не может требовать от вас ничего: он полностью несет ответственность за соблюдение правил пересечения домашним животным проезжей части дороги. Более того, вы можете потребовать от него еще и возмещение ремонта поврежденного автомобиля.
Надо ли вызывать ГИБДД?
Насколько оправдан вызов сотрудников ГИБДД? Если вы наехали на бездомное животное, то вызывать сотрудников Госавтоинспекции нужно только в том случае, если ваша машина получила серьезные повреждения и вам необходимы документы для страховой компании по полису КАСКО (если в списке страховых случаев имеется пункт «действия диких животных»).
Вызывать ли сотрудников ГИБДД, если у животного есть хозяин? Вопрос спорный: с одной стороны, вас могут дополнительно наказать за нарушение ПДД, а с другой стороны, наличие свидетелей и протокола ДТП даст возможность исключить риск последующих судебных исков. Кроме того, протокол ДТП с описанием происшествия, фиксацией повреждений машины и определением виновной стороны дает вам возможность возместить ущерб пострадавшей стороне за счет страховки ОСАГО.
Важный момент! Если сбитое вами животное – домашнее (поводок, ошейник), но хозяина и очевидцев столкновения поблизости нет, ни в коем случае не уезжайте с места происшествия! Сделайте необходимые фотоснимки, позвоните в ГИБДД и сообщите свои данные. Этого будет достаточно, чтобы избежать обвинения в бегстве с места ДТП.
Водителям грузовиков. Что можно и чего нельзя делать после ДТП 09:23, 29 июля 2020 Версия для печати
От дорожно-транспортных происшествий не застрахован ни один водитель. Если последствия аварии серьёзны, особенно важно правильно вести себя при её оформлении, чтобы из участника происшествия не превратиться в его виновника.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко побеседовал с автоюристом и узнал, как нужно вести себя после ДТП с серьёзными последствиями.
Есть вещи, мысли о которых человек в силу своей психологии гонит от себя прочь. Смерть близких, онкологические заболевания, авиакатастрофы, ДТП… это всё отодвигается на задний план в целях сохранения здоровой психики. Мозг ставит своеобразный барьер: «это может произойти с кем угодно, только не со мной». Но в какой бы дальний угол сознания мы эти мысли не задвигали, сами явления от этого существовать не перестанут. Достаточно открыть любую новостную ленту по происшествиям и авариям: за пару дней десятками высыпаются сообщения о ДТП с участием грузовиков. Помятые машины, потерпевшие, трупы…
Могу вспомнить изречение старого-старого водителя, совтрансавтоского дядьки: он говорил, что у профессионального водителя три ноги. Одной ногой он стоит в больнице, второй в тюрьме, третьей в могиле. Работа профессионального водителя – это сплошные риски и высочайшая опасность попасть в ДТП. Не ты, так в тебя.
Цикл материалов, который мы готовим на эту тему посвящен тому, каким образом вести себя после ДТП, какие действия следует предпринимать, а какие ни в коем случае нельзя предпринимать, чтобы:
- обеспечить максимальную эффективность расследования обстоятельств ДТП;
- минимизировать для себя последствия аварии.
Признак профессионализма
Виталий Харитонов, эксперт, ассоциация специалистов по ДТП:
— Я езжу в такси и замечаю, что каждая первая машина не оборудована видеорегистратором. Я считаю, что если вы выехали на трассу без регистратора – вы непрофессионал. Вас могут обвинить в причинении ущерба, и если мы говорим о фурах, это могут быть очень большие суммы и очень большие сроки. Я считаю, что в автомобиле должно быть как минимум два регистратора. Это поможет доказать невиновность водителя, спасти его.
Я практически каждый день вижу, как невиновных привлекают к ответственности, и это страшно. На водителей, не обладающих специальными знаниями, находящихся в шоковом состоянии после ДТП часто вешают ответственность, и она бывает очень большой. Например, моральный вред за погибшего в Москве достигает миллиона рублей. Я не говорю о разбитых машинах. Поэтому как минимум два недорогих регистратора должны быть в машине. А если регистратор у водителя многоканальный и пишет в две стороны, это еще лучше.
Понятно, почему два регистратора? Потому что у одного устройства, какой бы широкий угол охвата у него не был, камера выхватывает только среднюю часть.
Две камеры выхватывают и левую, и правую сторону, что для нас, перевозчиков, критически важно. Левая – это встречка, идущие на обгон машины. Правая – обочечники, пешеходы, велосипедисты; кто угодно может выскочить на дорогу. Две камеры, установленные слева и справа, покрывают практически всё поле обзора, дают больше информации.
Момент ДТП записан. Кому и когда отдавать флеш-карту с информацией?
Кто-то где-то рассказывал о том, что карту надо сразу запечатывать в конверт и под роспись отдавать сотрудникам ГИБДД. Оказывается, это не так.
Виталий Харитонов:
— Карточку передать можно через три дня, через неделю, через месяц: это никогда не будет поздно. Есть такое понятие, как видеотехническая экспертиза. Она определяет обстоятельства ДТП: скорость автомобиля, расстояния. И в той ситуации, когда вам кажется, что водитель не виноват, по видеотехнической экспертизе можно доказать обратное. И если в этой ситуации водитель отдаст карточку регистратора, он сам докажет свою вину и помочь ему будет уже невозможно. Кроме того, мы наблюдаем случаи, когда ГАИ или следователи теряют карточки видеорегистраторов.
Поэтому запись отдаётся только после того, как водитель успокоится и проконсультируется со специалистами. Когда произошло ДТП, водитель должен снять регистратор, вытащить из него карточку и убрать её, не извещая инспектора. Через три дня можно написать ходатайство, и карточку примут.
Схема ДТП: мелочей не бывает
Что делать, когда произошло ДТП? В этот момент водители обычно находятся в шоковом состоянии. Один мой клиент признался, что после происшествия он не мог набрать номер телефона, потому что у него тряслись руки. Человек попадает в стрессовую ситуацию вне зависимости от того, по его вине произошло ДТП или нет. Но даже если он сохраняет спокойствие, он всё равно не обладает необходимыми познаниями.
Оформление ДТП происходит на месте: сперва приезжает ДПС, затем выездной дежурный. Если много погибших, выездной дежурный может вызвать следователей. На месте ДТП формируется доказательная база. Это самая основная база, которая формируется в результате осмотра места происшествия. Схема ДТП визуализирует его обстоятельства. От осыпи стекла фары может зависеть виновность или невиновность водителя, если она, например, оказалась на встречке.
Место столкновения зачастую определяется либо по следам торможения или бокового скольжения, либо по осыпи, потому что во время удара опадает сухая грязь. От того, как она будет зафиксирована (если нет, конечно, регистратора) может быть определено, кто из водителей выехал на встречку. Этих нюансов водители не знают, и универсальный совет может быть только один. Поскольку оформление происходит от часу до трех (иногда до пяти), водитель имеет возможность позвонить специалистам.
Следователь не может быть твоим другом. У него одна задача – оформить и направить дело в суд. Если он выступает в роли друга, предлагает дать какие-то показания, нужно понимать, что ничего хорошего он советовать не будет. Его цель – облегчить себе работу, чтобы направить дело в суд.
Простой пример, который показывает, как можно на месте происшествия подписать себе приговор. Водитель едет со скоростью 80-90 км/ч, на дорогу выскакивает пешеход. Не повезло! При скорости 90 км/ч водитель не успел бы остановиться. Его вины в принципе нет, потому что вина в таких ситуациях определяется технической экспертизой, которая устанавливает, располагал ли водитель возможностью избежать наезда на пешехода. Но ДТП произошло, пешеход погиб, происходит оформление. Приезжает следователь и видит длинный след торможения, 35-40 метров. Следователь понимает, что автотехническая экспертиза покажет превышение, и от того, где водитель укажет место наезда, зависит его судьба.
Первое, что сделает неподготовленный водитель – скажет, что ехал не быстро. Этого говорить нельзя! Скорость нужно назвать ту, что была в пределах разрешенной. Следователь остановит понятых и акцентирует их внимание, что водитель покажет нам, где он совершил наезд.
Если водитель скажет, что совершил наезд в начале полосы торможения, то результаты экспертизы покажут, что он и при 60, и при 80 километрах в час не успевал остановиться. В таком случае он будет не виноват. Если в конце, то экспертиза покажет, что если бы водитель ехал со скоростью 60, он просто не доехал бы до этого места. Поэтому если водитель скажет, что столкнулся с пешеходом в конце полосы торможения, он подпишет себе приговор. Обычно водители этого не понимают. А наказание за ДТП с одним погибшим сегодня – это 2, 3 или 4 года колонии-поселения.
Всё самое хреновое уже произошло, поэтому спешить некуда и незачем
После ДТП, как и в любой стрессовой ситуации, человек испытывает адреналиновый шок. Вот что пишут специалисты:
«…При наступлении первой фазы человеку свойственна гиперактивность, то есть он старается выполнить какое-то действие, но не отдает себе отчет какое именно. В это время ему свойственны суетливые движения, много разговоров, он может не заметить, что пострадал сам, так как чувство боли приглушено.
Сразу после этого наступает прямо противоположное состояние вялости, заторможенной реакции и сонливости. В это время нервная система организма отмечается достаточно слабой реакцией на внешние раздражители. В этот момент человек полностью погружается в себя и не реагирует на внешний мир, внимание его рассеяно»
Давайте исходить из того, что в таком физиологическом состоянии человек действительно может не отдавать себе отчет в своих действиях. Поэтому требовать от него четкого изложения обстоятельств и подписания каких-то бумаг по меньшей мере глупо. И здесь у вас есть право ссылаясь на своё состояние отказаться от дачи показаний. В 51-й статье Конституции РФ сказано: у гражданина есть право не свидетельствовать против себя и своих близких. Если вы не в состоянии адекватно реагировать на окружающую обстановку, внятно и грамотно отвечать на вопросы следователя и дознавателя, выстраивать линию собственной защиты – у вас есть право не отвечать на задаваемые вопросы. «Ребят, чуть все устаканится, успокоится, проконсультируюсь с юристами и расскажу, как всё было!»
Виталий Харитонов:
— Все знают о 51 статье Конституции. Она даёт право не свидетельствовать против себя. Каждому её в протоколе разъясняют. Но никто ей не пользуется! Я вижу практику по ДТП по всей России: от Калининграда до Дальнего Востока, и я ни разу не видел, чтобы кто-то отказался от дачи показаний.
Точно нельзя отказываться от протокола медицинского освидетельствования, потому что это будет интерпретировано как нахождение в состоянии опьянения. Обязательно нужно пройти эту процедуру.
Но отказ от подписания протокола и дачи объяснений никак не усугубляет вину, никак не мешает прийти через три дня с адвокатом и дать соответствующие объяснения. Хуже всего, когда первоначальное объяснение является подробным, потому что если человек даёт подробные показания против себя – это очень плохо. ДТП не такая сложная тематика, это не какие-то высокие материи. Водителю-профессионалу можно разобраться самому, можно проконсультироваться у разных специалистов и принять взвешенное решение, дать осознанные показания, которые не будут использованы против водителя.
Сбил животное на машине что грозит
Наезд зверя, любой величины, классифицируется как ДТП и грозит штрафом. Речь идет о ДТП с серьезными повреждениями животного или смертельного исхода. То есть если машина сбила зверя, водитель обязан по правилам остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и сообщить в ГИБДД о произошедшем ДТП.
При невыполнении предписанных действий и продолжения движения после совершенного наезда, действия водителя могут быть классифицированы, как оставление места ДТП. А такое правонарушение влечет за собой серьезные последствия в виде лишения прав от одного до полутора лет или ареста на срок до 15 суток.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Судебная практика свидетельствует об увеличении исков, связанных со сбитыми зверями. Фиксация на регистраторы, проезжающих мимо машин, помогает доказывать виновность автомобилиста и налагать на них штрафы. Правильное оформление ДТП с наездом на животное, поможет избежать наказания. Штраф все же придется оплатить, но права останутся с автолюбителем.
Штраф за сбитое животное в 2018
Законодательство РФ четко разграничивает материальную ответственность, в виде штрафа, за сбитого зверя, в зависимости от его величины и ценности для владельца. Владельцем может выступать частное лицо или юридическое лицо.
Соотношение величины зверя к размеру штрафа:
- Мелкие грызуны – 50 рублей;
- Некрупные дикие животные и птицы (лисица, волк, енот, ондатра, зайцы, тетерева и др.) – штрафы варьируются от 100 до 1 000 рублей;
- Выдра, соболь – 5 000 рублей;
- Барсук – 6 000 рублей;
- Олени, кабаны, медведи и др. – от 15 000 до 35 000 рублей;
- Лось, овцебык, горный козел – 40 000 р;
- Снежный баран — 50 000 р;
- Зубр, бизон или их гибриды – 90 000 р.
Размер ущерба, от смерти дикого зверя в ДТП, рассчитывается исходя из той ценности, которую он мог принести лесному хозяйству – мех, мясо, потомство и т.д., а также от уникальности животного для фауны страны и континента.
Как возместить ущерб
Если вина собственника животного в ДТП отсутствует, водителю предстоит возместить ущерб, как владельцу источника повышенной опасности. Процедура возмещения ущерба может проходить в рамках ОСАГО, либо путем подачи иска в суд. Для получения страховки, владелец животного должен представить заявление и документы, подтверждающие размер причиненного ущерба.
Стоимость домашних животных может быть определена оценщиком, либо по документам об их приобретении.
На федеральном уровне регламентированы ставки за причинение ущерба объектам животного мира. Например, за гибель медведя водителю придется выплатить 30 000 руб.
Взыскать такую компенсацию с водителю могут в принудительном порядке. Эта процедура выглядит следующим образом:
- факт гибели животного фиксируется сотрудником ГИБДД, либо иного уполномоченного органа (например, инспектором лесной охраны);
- если в действия водителя выявлены нарушения ПДД, составляется протокол для применения мер административного воздействия;
- на основании протокола и акта об уничтожении объекта животного мира, к водителю предъявляется гражданский иск, либо подается заявление в страховую компанию.
Если водителя привлекают к ответственности по КоАП РФ, назначенный штраф за нарушение ПДД будет выплачиваться не в пользу собственника, а в государственный бюджет. За наиболее серьезные нарушения может последовать и лишение прав. Например, если наезд на животное допустил водитель в состоянии опьянения, он будет лишен прав, даже если не виноват в непосредственном причинении ущерба владельцу скота.
Если повреждения автомобиля были вызваны ненадлежащим контролем со стороны собственника животного, водитель сможет возместить ущерб только по полису КАСКО или в рамках гражданского судопроизводства (так как владелец животного не имеет полиса ОСАГО). Для получения компенсации нужно выполнить следующие действия:
- вызвать сотрудника ГИБДД для фиксации всех обстоятельств ДТП, в том числе характера повреждений машины;
- обратиться к оценщику для расчета стоимости восстановительного ремонта;
- подать заявление в страховую компанию, выдавшую полис КАСКО;
- подать исковое заявление в суд, если установлен законный владелец животного.
С определением собственника животного, либо иного ответственного лица, могут возникнуть проблемы.
Выплата по полису КАСКО будет осуществляться в пределах суммы страхового покрытия. Для этого страховщик направит машину на собственную экспертизу, а при несогласии с ее выводами, водитель может обратиться к независимому оценщику. По программе КАСКО можно получить направление на ремонт, либо компенсацию в денежной форме.
При обращении с иском в суд нужно указать собственника домашнего или сельскохозяйственного животного. Если контроль за передвижением скота был передан иным лицам (например, пастуху), в состав ответчиком включается и этот субъект.
При обращении в суд нужно учитывать следующие нюансы:
- факт наезда может подтверждаться актом сотрудника ГИБДД, схемами с места ДТП, фото- и видеоматериалами;
- если наезд произошел вне границ проезжей части, получить выплату будет невозможно;
- для возмещения ущерба за счет владельца животного нужно доказать, в чем заключалось отсутствие контроля.
Если вина владельца животного в форме неосторожности или небрежности будет доказана в судебном процессе, можно взыскать полную стоимость повреждений, полученных автомобилем.