Как солдат может отстоять свои права
Для начала хотелось бы перечислить основные обязанности военнослужащих. Во-первых, каждый из них должен хранить веру присяге и, соответственно, Отечеству. Служить народу, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг и мужественно переносить трудности.
Во-вторых, каждый из них обязан соблюдать законы РФ, Устав и Конституцию. В-третьих, постоянно овладевать новыми профессиональными знаниями, улучшать мастерство и совершенствовать уже имеющиеся навыки.
Также в основные обязанности военнослужащих входит знание и содержание в постоянной боевой готовности техники и вооружения, которые были им вверены. Ещё они должны беречь всё перечисленное, хранить в целостности и сохранности. И следить, чтобы посторонние лица не могли приблизиться к орудию.
Права военнослужащих
Защитники Родины наделены правами, имеющими некоторые особенности, которые возникают из-за индивидуальности статуса этого человека. Такой же подход и к наделению военных свободами. Все их действия регламентируются законами и должны чётко коррелироваться с установленными регламентами, даже если армеец находится в запасе.
Права военнослужащих можно распределить на три группы:
- социально-экономического характера;
- политического контекста;
- личные права и свободы.
В служебную деятельность армейцев вмешиваться не вправе никто. Делается исключение только для лиц, имеющих полномочия в этом вопросе.
Любые деяния третьих лиц, направленные на оскорбление военных, насилие, и даже угроза его применения влекут ответственность по законодательным нормативам. Все действия или бездействия, связанные с исполнением долга, а также те, что рассматриваются как нарушение прав армейца, имеют последствия.
Каждое возможное действие военнослужащего прописано в законодательных актах. Так, например, передвижение армейцев регламентировано следующими законами:
- Уставом внутренней службы ВС РФ.
- Уставом гарнизонной и караульной служб и войск Национальной гвардии .
- Дисциплинарным уставом ВС, который утвержден Указом №1495 Президента РФ.
- Строевым уставом, введенным в действие приказом № 111 Минобороны РФ.
Для полного понимания своих прав и ответственностей армеец должен полностью изучить все разработанные государством нормативные документы. Важно знать, что для этой особенной категории граждан существует юридическая помощь. Согласно закону, она оказывается всем действующим военнослужащим, а также лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Такая помощь предоставляется:
- уполномоченными военного управления;
- органами военной юстиции в пределах их должностных обязанностей;
- работниками предварительного следствия;
- прокурором и судом, если в их производстве находится уголовное дело, где фигурирует армеец.
Защитники Родины в осуществлении своего права на свободу слова, на выражение собственного мнения, и имея доступ к получению и распространению определённой информации, не правомочны разглашать государственную и военную тайну, а также обсуждать и критиковать приказы начальства.
Что делать, если вашему сыну угрожают в воинской части
Советы эксперта: как помочь военнослужащему бороться с дедовщиной
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
На этой неделе воронежский срочник погиб на Кавказе при подозрительных обстоятельствах. Его нашли на военном полигоне в воинской части города Майкопа в Адыгее. По предварительным данным, с признаками удушения. Незадолго до смерти парень звонил своей матери и жаловался на дедовщину в воинской части, а также говорил, что подвергался травле.
Обстоятельства случившегося пока неясны, в них разбираются военные прокуроры и следователи. Увы, подобные ситуации с насилием в армии нередки. Официальную статистику по чрезвычайным происшествиям Министерство обороны не публикует. Но, судя по криминальной хронике, происшествия с солдатами только в Воронежской области происходят регулярно.
Например, в феврале 2019 года при странных обстоятельствах погиб на учениях на полигоне «Погоново» 19-летний срочник с Кубани, проходивший службу в Богучаре. Его труп нашли со связанными скотчем руками и пакетом на голове. Военное ведомство заявило, что солдат умер от сердечного приступа. В ноябре 2017 года в том же Богучаре в служебном помещении войсковой части нашли в петле 18-летнего срочника. Сослуживцы рассказывали журналистам, что над теми из них, кто не давал командирам деньги, издевались, «били палкой, спать не давали, а также угрожали, что в дурдом отправят».
Что делать в таких случаях
Руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Воронежской области Владимир БЕЛОНОЖКИН рассказывал «МОЁ!», как нужно действовать, если вашего сына третируют в армии сослуживцы или офицеры. Итак, по словам Белоножкина, если военнослужащему поступают угрозы, требование денег или происходит какое-то насилие, побои, то в первую очередь необходимо обратиться к командованию части. Не нужно терпеть издевательства.
— Нормальный командир заинтересован в том, чтобы в части был порядок, потому что проходят регулярные внутренние проверки и, если что-то не так, церемониться с ним не будут, — говорит Владимир Белоножкин. — Но если есть опасения, что командование не реагирует на жалобы или, того хуже, покрывает обидчиков, тогда можно напрямую обратиться в военную прокуратуру. Своим обидчикам об этом говорить не стоит и тем более не нужно их запугивать: это может усугубить ситуацию.
В таких случаях военный прокурор немедленно выезжает в часть для проверки. Очень важный момент: если со срочника вымогают деньги, то в таких случаях может помочь диктофон. Запись станет доказательством преступления. Нелишним также будут показания свидетелей или других потерпевших.
Юридическую помощь также могут оказать в Комитете солдатских матерей, который занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Но только учтите момент: сейчас в интернете много контактов якобы правозащитников, которые просят деньги за свою помощь. Якобы средства нужны на проезд до части или госпиталя. Если слышите подобное, сразу заканчивайте разговор, потому что, скорее всего, это аферисты.
Чего не надо делать
Однозначно не стоит солдату сбегать из части, если нет прямой угрозы его жизни. За такой проступок предусмотрено уголовное наказание. Что делать, если сын уже сбежал? Первым делом отвезите его в больницу и зафиксируйте побои, если они есть. Но доказать, что он получил их на службе, будет трудно. Особенно если командование станет настаивать, что он сбежал здоровым, а синяки заработал уже в бегах. Второе, что нужно сделать, – прийти в военкомат и письменно оформить просьбу об отправке в другую воинскую часть для несения службы.
А можно ли добиться того, чтобы сын служил поближе к дому?
Закон не даёт возможности призывнику выбирать, где служить. Отправить могут и в удалённую воинскую часть, если государству там нужны военные. Но право добиться службы поближе к дому у призывников есть. Оно прописано в пункте 3 указа президента от 28.05.1996 № 791, абзац 10 пункта 38 приказа министра обороны от 2.10.2007 № 400. Правда, касается только тех срочников, у которых есть ребёнок и пожилые родители с серьёзными болезнями.
Об этих обстоятельствах нужно заранее сообщить в военкомате, подать подтверждающие документы: копии паспортов родителей и справки от врача об их болезни. Но могут попросить и другие документы, какие именно – нужно уточнять в военкомате. Опять же данное право не безусловное. И даже предоставленные документы не гарантируют службы рядом с домом.
Куда обращаться за помощью
Военная прокуратура Воронежского гарнизона: 394055, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 60, тел. 263-11-44, 263-10-04.
Главная военная прокуратура РФ: 119160, г. Москва, пер. Хользунова, д. 14, тел. 8 (495) 693-62-45, 8 (495) 693-63-40, 8 (495) 693-63-46.
Горячая линия Министерства обороны РФ: 8 (495) 498-92-01, 8 (495) 498-92-02, 8 (495) 498-92-03.
Военный комиссариат Воронежской области: 394000, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, д. 22, тел. 253-00-61, 253-02-71.
Сборный пункт Воронежской области: г. Воронеж, ул. Беговая, д. 156а, тел. 242-53-81.
Уполномоченный по правам человека Воронежской области: г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 12, тел. 276-63-64.
Уполномоченный по правам человека в РФ: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47, к. 115, тел. 8 (495) 607-19-22, 8 (495) 607-34-67.
Права и обязанности военнослужащих
Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.
Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.
Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.
Правовая база
1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.
Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.
2) Форма и порядок исполнения воинского долга декларируются двумя федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». В первом говорится о том, что гражданин обязан состоять на воинском учете, определяется порядок призыва в армию и т.д.
Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.
3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.
Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.
Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения
Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.
Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и контрактники, а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.
Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.
Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.
Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.
Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.
Согласно ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», лица со статусом военнослужащих не вправе состоять в политических партиях и иных организациях политического толка, а также участвовать в каких-либо забастовках в период несения военной службы. Запрещено и занятие коммерческой деятельностью.
Права военнослужащих
Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:
1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.
Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.
2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.
3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.
Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.
Общие обязанности военнослужащих
Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.
Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:
Быть верными присяге, служить своему государству и народу, дорожить воинской честью;
- Соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
- Исполнять приказы командования, подчиняться дисциплине;
- Совершенствоваться в искусстве военного дела, находиться в готовности применения оружия и техники, а также беречь воинское имущество.
- Хранить секретную информацию, связанную с военной или государственной тайной.
Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:
- осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
- исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
- являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
- в период военного или чрезвычайного положения;
- являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
- участвуя в учениях и походах военных кораблей;
- находясь на военных сборах или в служебной командировке;
- охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.
За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).
Все это оговаривается в законе “О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.
Ответственность военнослужащих
В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:
- Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
- Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
- Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
- Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.
Уголовная ответственность военнослужащих
Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.
Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:
- Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
- Сопротивление вышестоящему по чину;
- Насильственные действия в отношении начальства;
- Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
- Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
- Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
- Дезертирство;
- Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
- Самовольное оставление погибающего военного корабля.
Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.
Соцзащита военнослужащих и членов их семей
Содержание законов обнаруживает, что особое внимание государство уделяет именно обязанностям военнослужащих. Но для того, чтобы они могли наилучшим образом осуществлять свои обязанности, введен ряд мер социальной защиты, в отношении как самих военных, так и их близких.
1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.
2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.
3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.
Права и обязанности военнослужащих в России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.
Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.
Возможен ли перевод на новое место службы
Распространена практика перевода потерпевшего в другое места воинской службы или другую воинскую часть. Военнослужащий вправе указать соответствующее требование в письменной жалобе вышестоящему руководству, военной полиции или прокуратуре. Основанием служат личная просьба (для контрактников), служебная необходимость или неудовлетворительное состояние здоровья (ст. 15 положения «О порядке прохождения военной службы»).
Как часто срочники могут рассчитывать на увольнительную после присяги
А как часто уже после принятия присяги дают увольнительные солдатам срочной службы в армии РФ в 2021 году? Обычно срочникам разрешают пойти в увольнение по субботам и воскресеньям каждую неделю. Но это не говорит о том, что каждый солдат может встречаться за пределами части со своими родными и близкими каждые выходные.
В период прохождения курса молодого бойца до принятия присяги в течение первых 2-х месяцев службы увольнительные новобранцам вообще не положены. Далее все будет зависеть от службы срочника в армии, его дисциплины, выполнения приказов командиров, графика нарядов несения внутренней и боевой службы, а также с учетом правила – 30% личного состава в один день, не более.
Сколько же увольнительных положено солдату срочной службы в российской армии? Теоретически, каждый военнослужащий по призыву имеет право на 1 увольнительную в неделю, 4 – в месяц, 48 – в год. А на практике, как уже было сказано выше, выйти в город срочникам удается 1 раз в месяц в лучшем случае.
В секретных войсковых частях с увольнительными для солдат срочной службы дела обстоят намного хуже. Во многих таких подразделениях военнослужащим по призыву выход за пределы части закрыт на весь период службы. Данное требование действует и в воинских частях, находящихся в полной боевой готовности.
Можно сделать вывод, что рассчитать количество увольнительных, которые боец получит в армии за весь период своей службы просто нереально. Но право на отдых имеет каждый военнослужащий, в том числе по призыву.
Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности
Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).
Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.
Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.
Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:
указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;
закон «Об обороне»;
закон «О воинской обязанности и военной службе»;
закон «О статусе военнослужащих»;
закон «О государственной границе Российской Федерации»;
закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;
общевоинские уставы и др.
Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.
Статья 59.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:
Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»
После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.
Федеральный закон «Об обороне»
Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом
1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;
2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.
3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации.
4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств.
Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих»
В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»
В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:
Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.
Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы
Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.
Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы
Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.
Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»
Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).
Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.
Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Военная доктрина
В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:
16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.
Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
Общевоинские уставы
Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года
Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.
Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.
Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.
На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.
В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter