Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оформить запрос коммерческих предложений для обоснования НМЦК

Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример можно посмотреть ниже) — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. В статье разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже.

По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.

Разберем отличия данных групп.

Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.

Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.

Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющие товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Читать еще:  Заявление на перевод на другую должность. образец заполнения и бланк 2021 года

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены. Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации. Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.). Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.). В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки. Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Запрос коммерческих предложений по 223-ФЗ

Если бюджетное учреждение оказывает дополнительные услуги населению, то есть ведет предпринимательскую деятельность и получает официальный доход, оно имеет вправе вывести часть закупок из-под жестких регламентаций 44-ФЗ и воспользоваться более лояльным к бюджетным заказчикам 223-ФЗ. Образец, как сделать запрос на коммерческое предложение в этом случае составляется аналогично 44-ФЗ. Принципиальных различий нет.

Читать еще:  Потребительская корзина в России список продуктов ФЗ 227

На основании этого закона действует дополнительный конкурентный способ определения поставщиков, именуемый запросом предложений. Заказчик размещает в системе извещение о проводимой закупке и подробно указывает всю необходимую информацию. В торги приглашаться определенные исполнители, соответствующие техническим критериям заказчика. В процедуре вправе участвовать любая организация, которая удовлетворяет требованиям организатора закупки. Затем идет прием, рассмотрение и финальная оценка заявок. Членами комиссии учитываются как минимум два установленных критерия для оценки. В результате, по итогам процедуры, заключается контракт с тем поставщиком, который предложил самые выгодные условия. Итог ЗП отражается заказчиком на официальном сайте в открытом доступе.

Этот способ применяется при расторжении заказчиком действующих контрактов или же при повторном проведении конкурентных способов (конкурс, аукцион) и признании их несостоявшимися.

Так выглядит образец запроса КП для закупок по 223-ФЗ.

2.6.8. Модуль обоснования НМКЦ в Заявке на закупку

Заполнение информации об обосновании НМЦК доступно в документе «Заявка на закупку» в фильтрах «Создание новой» и «На доработке».

Обоснование НМЦК заполняется на вкладке «Товары, работы, услуги» в столбце «Обоснование цены» (Рисунок 1).

Первоначально необходимо указать один из методов определения в поле «Метод определения Н(М)Ц». Для заполнения информации необходимо выделить все строки продукции и установить метод обоснования Н(М)Ц из выпадающего списка (Рисунок 2).

Список доступных вариантов:

  • Метод сопоставимых рыночных цен
  • Нормативный метод
  • Иной метод
  • Тарифный метод
  • Проектно-сметный метод
  • Затратный метод

Форма обоснования НМЦК открывается по кнопке в поле «Обоснование цены» (Рисунок 3).

Заполнения сведений об обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Для заполнения сведений об обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен с использованием анализа рынка необходимо на вкладке «Данные о результатах исследования рынка» добавить строку по кнопке [Добавить строку] (Рисунок 4).

В добавленной строке необходимо заполнить следующие поля:

  • «Однозначно идентифицированное наименование ТРУ» – заполняется в соответствии с источником ценовой информации;
  • «Дата запроса цен» – дата источника ценовой информации;
  • «ИНН» – указываются данные поставщика, предоставивший ценовую информацию, значение в поле выбирается из справочника «Справочник поставщиков». В случае, если источник ценовой информации отсутствует в справочнике поставщиков, необходимо добавить его в справочник по кнопке [Создать] (Руководство по созданию нового поставщика 2.17.1 Справочник «Поставщики услуг»);
  • «Реквизиты источника ценовой информации» – заполняется данными из конкретного источника (пример заполнения: «Коммерческое предложение №123/8 от 31.07.2020г., Экранная копия сайта №1 от 25.07.2020г., реестровый номер контракта №3654265235987536595»);
  • «Цена за ед.» – цена за единицу из источника ценовой информации.

После заполнения информации об источниках на вкладке «Данные о результатах исследования рынка» в полях «Цена за ед. (расчетная)» и «Сумма (расчетная)» высчитывается среднее значение анализа рынка. В случае, если сумма Заказчика меньше, чем сумма расчетная, будет автоматически произведен расчет понижающего коэффициента с точностью до восьмого знака с автоматическим заполнением ячейки «Понижающий коэффициент». По окончанию ввода источников ценовой информации необходимо нажать кнопку [Сохранить] (Рисунок 5).

В случае применения понижающего коэффициента, необходимо к составу документации приложить файл «Обоснование применения понижающего коэффициента», в котором указать причину его применения.

Для упрощения процедуры ввода однотипной информации об анализе рынка, возможно заполнение одинаковых источников в несколько строк ТРУ. Для этого на вкладке «Товары, работы, услуги» необходимо отметить строки с одинаковыми источниками и в поле «Добавление источников ценовой информации» воспользоваться кнопкой для открытия справочника поставщиков. В открывшемся справочнике отметить корреспондентов-источников, нажать на кнопку [Запомнить] и затем на кнопку [Добавить] (Рисунок 6). После чего отобранные корреспонденты источники автоматически добавятся в выделенные строки продукции.

После окончания ввода информации об обосновании НМЦК необходимо сохранить заявку на закупку по кнопке [Сохранить].

Заполнение обоснования НМЦК с использованием иного метода

При выборе иного метода на вкладке «Данные о результатах исследования рынка» пользователю доступны для заполнения следующие поля (Рисунок 7):

  • «Однозначно идентифицированное наименование ТРУ»;
  • «Обоснование выбора заказчиком использования иного метода»;
  • «Цена за ед.».

По окончанию заполнения информации об ином методе обоснования НМЦК форму ввода и форму документа «Заявки на закупку» необходимо сохранить по кнопке [Сохранить].

Читать еще:  Должностная инструкция инспектора по контролю за исполнением поручений

Заполнение обоснования НМЦК с использованием других методов

При выборе в качестве метода обоснования нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного методов на вкладке «Данные о результатах исследования рынка» заказчику доступны для заполнения следующие поля (Рисунок 8):

  • «Реквизиты источника ценовой информации»;
  • «Цена за ед.».

По окончанию заполнения информации об обоснования НМЦК форму ввода и форму документа «Заявки на закупку» необходимо сохранить по кнопке [Сохранить].

Для того, чтобы направить Заявку на закупку в уполномоченный орган с заполненным блоком обоснования НМЦК заказчику после сохранения заявки, необходимо сгенерировать печатную форму обоснования НМЦК. Для этого в форме Заявки на закупку на панели инструментов необходимо нажать [Печать обоснования начальной (максимальной) цены контракта] (Рисунок 9).

В списке прикрепленных документов, вызываемой по кнопке [Прикрепленные файлы], появится сформированный файл «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» с пометкой «Файл сформирован автоматически» (Рисунок 10).

Регламент проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)

В целях получения предложений от поставщиков заказчику необходимо подготовить запрос и разослать его поставщикам необходимых товаров и услуг.

При выборе поставщиков для направления запроса заказчику следует придерживаться рекомендаций п. 3.7.1. Приказа №567. Так, здесь указано, что:

  1. Запросы направляются поставщикам, обладающим аналогичным опытом поставок за последние 3 года (это, например, те, с кем ранее работал поставщик).
  2. Информация о компании не должна присутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.

При формировании и рассылке коммерческих предложений заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Сформировать описание объекта закупки. Это необходимо сделать максимально детально, чтобы получить корректные коммерческие предложения. В запросе следует указать количественные и качественные характеристики закупки, условия поставки (время, место и пр.), которые могут повлиять на цену контракта.
  2. Определить потенциальных поставщиков необходимого товара или услуги. В процессе поиска можно пользоваться общедоступными базами данных и каталогами, а также реестром контрактов в ЕИС.
  3. Составить официальный запрос на предоставление ценовой информации.
  4. Разослать его отобранным на предыдущем этапе поставщикам с помощью электронной почты (или иным способом).
  5. Дождаться ответов и провести анализ полученной информации.
  6. Рассчитать НМЦК.

Заказчик может комбинировать способы получения нужной информации: одновременно направив запросы по почте и разместив данные в ЕИС.

Если же запросы не привели к получению нужной информации, то провести анализ цен можно на основании ранее заключенных контрактов в отношении аналогичной продукции. Для этого можно воспользоваться реестром контрактов из ЕИС.

Суть метода в том, что цена определяется в соответствии с проектной документацией и сметой. Такой метод используется для закупок на работы по строительству, ремонту, реконструкции зданий, по сохранению объектов культурного наследия.

Этот метод допустимо применять лишь в том случае, если все прочие не подходят. Он основывается на расчете общей суммы затрат и обычной прибыли в той или иной сфере, к которой относится объект закупки. При этом в затраты включают прямые и косвенные издержки производственного характера, а также на приобретение или реализацию объекта закупки, вспомогательные затраты — на доставку и т. д. Что касается обычной прибыли, то такую информацию берут из реестра контрактов или открытых источников.

Запрос цены

Такая форма запроса пригодится, если одной компании самой необходима информация об услугах или товарах другой. Иначе говоря, составляется запрос котировок. С одной стороны, можно указать сразу, в каких масштабах нужны закупки, назвав точные пределы цен, которые готова заплатить одна компания за услуги другой. С другой, начать можно с четких пожеланий. В обоих случаях следует четко указывать спецификацию каждого товара.

Следующий вопрос – условия оплаты. Нелишним будет заверить качество товаров и услуг, уточнить весь объем контракта. Обычно поставщик не медлит с ответом и без конкретного указания конечного срока. Однако можно его указать, чтобы поставщик имел понятие, что дальше этого срока никто ждать не намерен, и выгодный контракт может уплыть у него из-под носа, если он промедлит.

Еще до того, как слать контрагенту такое письмо, следует его проверить и на основании полученной информации уже судить, насколько можно ему доверять. Следует при этом учитывать положения 44 ФЗ, которые должны уважать обе стороны, чтобы их действия не были сочтены противозаконными махинациями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector