Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как и в какой срок можно обратиться за возвратом излишне взысканного налога (пеней, штрафов)?

Как и в какой срок можно обратиться за возвратом излишне взысканного налога (пеней, штрафов)?

Вы можете обнаружить, что уплатили налог свыше требуемой законом суммы или самостоятельно, или этот факт может самостоятельно обнаружить налоговый орган. В этом случае он обязан уведомить вас как налогоплательщика в течение срока в 10 рабочих дней с момента установления подобного факта.

Сообщение о переплате может быть направлено вам по почте заказным письмом, передано вам или вашему представителю лично под расписку, наконец, оно может быть направлено вам в виде электронного документа через личный кабинет налогоплательщика, если вы имеете к нему доступ. Данный порядок установлен в п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 31, п. п. 4, 9 ст. 79 Налогового кодекса РФ. Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 79) дает налогоплательщику право на решение вопроса о возврате излишне уплаченных сумм по налогу или через налоговый орган, или в судебном порядке, направив в суд требование о возврате излишне уплаченной суммы. Итак, как и в какой срок можно обратиться за возвратом излишне взысканного налога (пеней, штрафов).

Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой

НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.

За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.

Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.

Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Какие документы нужны для возврата

Список документов зависит от ведомства, которое вынесло штраф.

ГИБДД

Для физлиц:

  1. Заявление на возврат денег.
  2. Копия паспорта со страницей о прописке.
  3. Копия платежных документов — чек, квитанция об оплате или банковская выписка. Если вернуть надо полную сумму штрафа, потребуются оригиналы платежных документов.
  4. Банковские реквизиты плательщика для возврата платежа. Номер карты не подходит, нужен именно номер банковского счета.
  5. Копия документа-основания для наложения штрафа: постановление о нарушении, административный протокол, постановление суда.
  6. Документы, подтверждающие излишнюю уплату: решение об отмене постановления, выписки, подтверждающие двойной платеж и т.д.

Для юрлиц:

  1. Заявление на возврат денег на бланке организации с подписью генерального директора.
  2. Доверенность, если заявление подает не генеральный директор, а другой представитель юрлица.
  3. Копия платежных документов — чек, квитанция об оплате или банковская выписка с реквизитами плательщика, выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Документы, подтверждающие излишнюю уплату: решение об отмене постановления, документы, подтверждающие двойной платеж и т.д.

Для физлиц:

  1. Заявление на возврат денег.
  2. Реквизиты банковского счета для возврата. Реквизиты должны быть прописаны на официальном бланке кредитной организации с печатью, подписью и ФИО работника банка. Номер пластиковой карточки указать нельзя, нужен именно банковский счет. Такую справку можно заказать онлайн в мобильном приложении или в отделении банка.
  3. Платежные документы, подтверждающие оплату — чек, банковская выписка или квитанция. Они тоже обязательно должны быть заверены печатью и подписью работника банка.
  4. Справку от банка о перечислении денег на официальном бланке банка с печатью и подписью банковского работника.
  5. Документы, подтверждающие право на возврат избыточного платежа.
  6. Копия паспорта со сведениями о прописке

Для юрлиц:

  1. Заявление на возврат денег с печатью и подписью генерального директора.
  2. Реквизиты банковского счета для возврата с печатью и подписью генерального директора.
  3. Доверенность и копия паспорта, если заявление подает представитель юрлица.
  4. Платежные документы, подтверждающие оплату. Например, платежное поручение, заверенное банком.
  5. Документы, подтверждающие право на возврат платежа.

Для физлиц:

  1. Заявление на возврат денег с банковскими реквизитами плательщика для возврата платежа. Номер карты не подходит, нужен именно номер банковского счета.
  2. Копия паспорта со страницей регистрации.
  3. Сканированная копия постановления с двух сторон.
  4. Платежные документы, подтверждающие оплату — чек, банковская выписка или квитанция, заверенные банком.
  5. Документы, подтверждающие излишнюю уплату.

Для юрлиц:

  1. Заявление на возврат денег на бланке организации с подписью генерального директора. В заявлении должны быть указаны реквизиты для возврата средств.
  2. Доверенность и копия паспорта, если заявление подает представитель юрлица.
  3. Копия приказа о назначения генерального директора и выписки из ЕГРЮЛ.
  4. Платежное поручение, подтверждающее перечисление средств в АМПП с печатью и подписью сотрудника банка.
  5. Документы, подтверждающие излишнюю уплату.

Как можно распорядиться переплатой

Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.

Читать еще:  Носитель русского языка и гражданство России 2021 перечень документов

Зачёт в счет недоимки

При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.

Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.

Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
  • со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
  • с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
  • со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
  • если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.

Зачёт в счёт будущих платежей

Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.

Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.

Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Можно вернуть всю сумму переплаты за вычетом других задолженностей по этому налогу и пеням. Если за один автомобиль в собственности переплатили, а по второму есть долг, сначала нужно погасить долг, а потом вернуть переплату. За счет переплаты можно погасить долг и по другому налогу и после этого вернуть остаток переплаты. Например, если есть долг по земельному налогу и переплата по налогу на имущество физических лиц.

Ограничений по суммам нет. С 1 октября будет иначе: за счет переплаты можно будет погасить долг по другому налогу и только после этого возвращать остаток переплаты.

Внесудебный порядок возврата

В случае внесудебного порядка возврата, налогоплательщик должен в первую очередь обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Заявление подается в произвольной форме, а срок его подачи составляет три года с момента исчисления налога либо три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Решение о возврате либо зачете суммы излишне уплаченного или взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Сумма налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Если речь идет об излишне уплаченном налоге, при нарушении установленного срока возврата, налоговый орган обязан выплатить проценты по ставке рефинансирования, действовавшей в дни нарушения срока возврата, за каждый день просрочки. В случае излишне взысканного налога – за весь период отвлечения денежных средств у налогоплательщика.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Зачет суммы переплаты является еще одним способом восстановления прав налогоплательщика. Как уже было указано, сумма может быть направлена в счет недоимки, числящейся за налогоплательщиком, а также в счет текущих платежей по налогу того же вида. Стоит отметить, что налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы переплаты в счет имеющейся недоимки, т.е. совершает принудительный зачет. При этом на данную процедуру распространяются сроки, установленные для взыскания недоимки, при пропуске которых налоговый орган теряет право на принудительный зачет.

Необходимо также обратить внимание на проблему, имеющуюся в судебной арбитражной практике. При подаче налогоплательщиком декларации с неверно исчисленной суммой налога, указанная сумма признается таковой по результатам налоговой проверки.

Дело в том, что налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию с верной суммой налога, что является обязательным этапом признания суммы налога излишне уплаченной, в соответствии с судебной арбитражной практикой. Уточненная налоговая декларация также подлежит камеральной проверке, срок которой составляет три месяца. Соответственно, до окончания проверки сумма налога как излишне уплаченная не возвращается.

Читать еще:  Когда рабочее время может быть сокращено?

Взыскание процентов с налоговых органов в пользу налогоплательщика

Проценты на излишне уплаченные налогоплательщиком суммы, не возвращенные в установленный срок

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Однако ни момент начала срока исчисления процентов, ни момент его окончания НК РФ не определены. Если обратиться к приказу ФНС РФ от 15.09.2005 г. No САЭ-3-19/446@ (предназначен для служебного пользования налоговых органов, в Минюст РФ на государственную регистрацию не направлялся) «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам», то в нем определен порядок начисления процентов. Как следует из документа, в случае нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налогов проценты начисляются за каждый день просрочки. При этом даты начала и окончания срока начисления процентов не определены.

Проценты на излишне взысканные суммы

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, начало и окончание срока начисления процентов установлены. Конституционный Суд РФ в Определении от 27.12.2005 г. No 503-0, разъясняя порядок применения ст. 79 НК РФ, в том числе п. 4 ст. 79 НК РФ (в редакции до 01.01.2007), указал, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции РФ принципа охраны права частной собственности законом 1 .

Взыскание процентов по п. 4 ст. 79 НК РФ по своей правовой природе является компенсацией ущерба налогоплательщику, причиненного действиями налогового органа по удержанию необоснованно взысканного в виде налога имущества налогоплательщика.

Проценты на несвоевременно возмещенные суммы налогов

В соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, подлежащей возмещению, считая с 12 дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, начало срока исчисления процентов определено, а окончание срока начисления – нет.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 г. No 7528/05 определен период просрочки возврата НДС по экспортным операциям. При этом суд указал, что период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

Проценты за несвоевременный возврат суммы акциза

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 203 НК РФ при нарушении сроков возврата на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Таким образом, начало и окончание срока начисления процентов не определены.

9-й Апелляционный арбитражный суд по делу об обязании инспекции начислить и уплатить проценты за нарушение срока возврата акциза на прямогонный бензин в соответствии со ст. 203 НК РФ согласился с позицией налогоплательщика об исчислении процентов со дня, когда сумма акциза должна была быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение. Однако не согласился с позицией налогоплательщика об определении срока окончания начисления процентов – днем фактического возврата денежных средств налогоплательщику – и посчитал моментом окончания срока день, предшествующий дате фактического возврата.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 23 постановления от 28.02.2001 г. No 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Вместе с тем, учитывая, что срок просрочки начинается со следующего дня, когда налоговый орган обязан был в силу закона принять решение о возврате налога, день фактического поступления денежных средств налогоплательщику не может быть исключен из периода просрочки, поскольку в таком случае безосновательно исключается один день.

О соблюдении баланса публичного и частного интересов

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что законодатель, принимая законы в области налогообложения, обязан учитывать не только публичные интересы государства, но и частные интересы физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений 2 .

Примером обеспечения публичного интереса государства является норма, зафиксированная в ст. 75 НК РФ, согласно которой пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Читать еще:  Кто имеет преимущественное право остаться на работе при сокращении штата

При этом Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 г. No 20-П определил пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Таким образом, налогоплательщик возмещает государству потери, уплачивая пеню в повышенном размере исходя из 1/300 ставки рефинансирования по день фактической уплаты суммы налога налогоплательщиком.

Обеспечением частного интереса является установленное в ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ право налогоплательщиков на проценты, которые начисляются на излишне уплаченные или взысканные налоги и пени. Таким образом, государство компенсирует налогоплательщику вред, причиненный незаконными действиями налоговых органов, уплачивая проценты в пониженном размере исходя из количества дней, равных 360 дням.

О соблюдении баланса частных и государственных интересов в сфере налогообложения указывается также и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Так, Президиум ВАС РФ разъяснил, что законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.

Начисление процентов по ст. 78, 176, 203 НК РФ является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами государства.

Данная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2007 г. No13584/06, от 13.02.2007 г. No 11484, от 06.06.2006 г. No 1363/06, от 29.11.2005 г. No 7528/05, от 21.12.2004 г. No 10848/04.

Компенсационный характер процентов, начисляемых по ст. 78, 176 и 203 НК РФ

Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных налогов корреспондирует с обязанностью налогового органа осуществить данный возврат в порядке, предусмотренном НК РФ (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. No 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения. Начисление процентов по ст. 176, 203 НК РФ является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.

Статья 53 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц. Для гарантий прав налогоплательщиков в ст. 78, 176, 203 НК РФ установлено правило о возврате излишне уплаченных сумм налога с начисленными на них процентами, т.е. начисление процентов по своей правовой природе является компенсацией ущерба, причиненного незаконными действиями налогового органа по неисполнению требований законодательства о налогах и сборах по своевременному возврату излишне уплаченного налога.

Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. No 381-О-П указал, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты налога в налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Статьей 35 НК РФ установлена ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений). При этом убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, позиция налоговых органов об исчислении периода просрочки по день, предшествующий дате фактического возврата, не отвечает требованиям законодательства о компенсации потерь налогоплательщика, понесенных в результате неправомерного удержания денежных средств в бюджете без законных на то оснований. В соответствии с п. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. При этом в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 08.10.1998 г. No 13/14 «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» разъяснено, что проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений ст. 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector