Pravo-76.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная Поддержка Семей В России 2021 изменения и поправки

Изменения в Семейном Кодексе в 2021 Году

Поправки в Семейный кодекс 2020 коснулись вопроса обеспечения жильем ребенка, даже если родитель проживает отдельно. Ранее ст. 86 СК РФ содержала требование о привлечении каждого из родителя к оплате дополнительных расходов, вызванных исключительными обстоятельствами — в том числе тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимость оплаты постороннего ухода за ними.

Иски по этому вопросу раньше удовлетворялись только при наличии фактически понесенных расходов на лечение или реабилитацию ребенка. Вероятно, именно по этой причине правительством было принято решение добавить — отсутствие у ребенка пригодного для постоянного проживания жилого помещения.

Таким образом, отдельно проживающий от ребенка родитель может быть обязан судом обеспечивать его жильем.

Главный закон года под ударом: Русские семьи в опасности

Пакет изменений в Семейный кодекс, известный как «закон семи сенаторов» – возможно самый важный законопроект 2020 года после принятых изменений в Конституции России. По сути, решается вопрос о том, будет российское законодательство защищать традиционную семью или стремительно пойдёт по пути «западных партнёров» – тех стран, где детей «изымают» из семей без суда и по любому поводу.

Внимание общества обычно приковано к указам президента, законам и постановлениям правительства, имеющим сиюминутное значение. На первых местах в сводках новостей всегда документы о том, на что пойдут деньги государственного бюджета. Однако часто есть смысл отвлечься от сиюминутного и подумать о главном. Например, о законах, которые регулируют в России отношения семьи и государства. Именно об этом – проект целого пакета изменений в Семейный кодекс, подготовленный сенаторами Еленой Мизулиной, Еленой Афанасьевой, Риммой Галушкиной, Александром Башкиным, Максимом Кавджарадзе, Людмилой Нарусовой и Маргаритой Павловой.

Законопроект имеет для российского общества огромное значение – как минимум он должен положить конец страхам граждан перед «ювенальной юстицией», перед возможностью мгновенно и безапелляционно забирать детей из семьи, сделать их сиротами при живых родителях.

Законопроект вызывает у многих острое желание не допустить его принятия. Тут есть место и для опасений бюрократии, и для подозрений насчёт смысла деятельности ювенального лобби.

Ошибка «Голоса президента»

Повод для обострения споров, как ни странно, дал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который прокомментировал сообщение РИА «Новости» о том, что правительственная комиссия якобы уже дала отрицательный отзыв на этот законопроект. Дмитрий Песков заявил, что, по его мнению, и депутаты Госдумы, и сенаторы должны ориентироваться на заключение правительства. Заявление пресс-секретаря президента стало поводом для довольно основательного скандала: дело в том, что на момент, когда он давал свой комментарий, заключение правительственной комиссии (некоторые СМИ называют его автором заместителя министра труда Ольгу Баталину) ещё не поступило ни в Государственную думу, ни в Совет Федерации. Приходится предположить, что Дмитрий Песков сам противник «закона семи сенаторов» или в своём комментарии руководствовался утечками из аппарата правительства. Согласно этим утечкам, которые оформились в публикации в социальных сетях, некоторых телеграм-каналах и даже в информационных агентствах, правительственный отзыв действительно «торпедирует» законопроект. Если это так, очень интересно будет посмотреть, с какими аргументами.

Потому что с точки зрения нормального человека с нормальной моралью принципиально возражать против законопроекта невозможно.

Закон для нормальных людей

В чём наши претензии к «ювенальной юстиции»? Многие поражаются: как же так бездушно действуют чиновники на Западе (да подчас – уже и в России), принимая решение забрать ребёнка из семьи по формальным основаниям, не пытаясь выяснить, любим ли он, хорошо ли ему? Удивление зряшное: чиновники от социальной службы – такие же бюрократы, как все остальные. Условие их существования – строгое выполнение инструкций, а также необходимость постоянно доказывать начальству, что им есть за что платить зарплату. Кому нужен «ювенальщик», который не будет отбирать в определённый срок определённое количество детей? Как можно вычислить КПД его деятельности, как не в отобранных детях на единицу времени? Просто из страха оказаться ненужным такой человек задушит в себе все эмоции и станет демонстрировать свою эффективность. То есть – забирать у как можно большего количества родителей как можно больше детей. Если часть этих решений потом по суду будет отменена – бюрократ не пострадает. Пострадает он, если проявит милосердие – так уж устроена бюрократия. Чтобы чиновник не рвался сломать жизнь как можно большему количеству семей, детям и взрослым, чиновника не надо призывать быть милосердным. Надо ограничить его полномочия, вменить ему в обязанность не ломать, а защищать семьи. Бездушная бюрократия – это машина, робот. Она будет делать то, что ей указано программистом-законодателем и программой-законом.

Здравый смысл, традиции, обычная мораль

Именно об этом «закон семи сенаторов». На мой взгляд, важнейшая его новация – презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав. Недобросовестность родителей не может быть доказана иначе как в суде. Причём, как и со всяким иным преступлением, доказывать свою невиновность и добросовестность родители не обязаны – это должен делать тот, кто подал в суд. И только после решения суда о лишении родительских прав можно забирать ребёнка из семьи. Ни в коем случае не до. А лишение родительских прав – это крайняя (и, следовательно, редко применяемая) мера правовой ответственности родителей – устанавливает законопроект. Нельзя лишать родительских прав направо и налево, просто если люди вам не нравятся, если они слишком бедны. Особенно если они просто бедны.

Важнейшая новация проекта пакета изменений в Семейный кодекс – презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав. Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress

Второй важнейший принцип – примат права ребёнка жить и воспитываться в родной семье.

Родственникам ребёнка гарантируется преимущественное право на его воспитание во всех случаях, когда ребёнок остаётся без попечения родителей. При этом законопроект запрещает органам опеки отказывать в передаче ребёнка на попечение его родственникам, если они слишком бедны, если у них нет достаточно большого дома и так далее.

Если совместное проживание не представляет опасности для жизни и здоровья ребёнка – жить с родственниками лучше. И, кстати, нельзя отбирать ребёнка у бабушки и дедушки, даже если родители лишены родительских прав, а специально документы старшие родственники не оформляли.

Читать еще:  Код УИН 22 в платежном поручении 2021 2021

Ещё раз. Этот тот редкий, на самом деле, случай, когда обыденное в рамках традиционной морали и здравого смысла, бытовое понимание «как лучше» находит отражение в законопроекте. На бытовом-то уровне никто из нас не сомневается, что семья лучше детдома, а родные люди для ребёнка лучше чужих. На бытовом уровне не сомневается никто, но на уровне закона условия слишком жёсткие, а полномочий у бюрократии слишком много. Трагедии сломанных судеб и семей создают не злодеи, а чиновники, которые точно выполняют инструкции. Например, забирают детей из семьи по доносу и по формальным основаниям, а вот возвращают – только по решению суда. Да, сейчас по закону так. Но должно быть иначе.

Ну, и само собой разумеется, что проект закона запрещает заключение брака между лицами одного пола, в том числе сменившими пол. И даёт определение термина «родители» – это кровные мать и отец ребёнка, только так и не иначе.

То есть опять-таки закон говорит о том, что мы и так знаем в своей ежедневной жизни, в чём не сомневаемся, поскольку это заложено в основах нашей культуры – но что ежедневно ставится под сомнение на Западе.

Правительство против президента?

Альтернативой «закону семи сенаторов» считается законопроект, согласно которому «орган опеки или орган внутренних дел, получивший информацию об угрозе жизни или здоровью ребёнка, направляет заявление о его изъятии из семьи в районный суд. А суд обязан рассмотреть заявление об изъятии ребёнка из семьи в течение 24 часов в закрытом заседании с участием прокурора и родителей. Решение суда является основанием для немедленного изъятия ребёнка у родителей, которое осуществляется судебным приставом».

Понятно, что при таком отношении к делу отобрание будет происходить столько раз, сколько органы опеки сочтут правильным, потому что родители просто не смогут себя защитить. Сам факт обсуждения такого законопроекта означает наличие в стране серьёзного и сильного «ювенального лобби». И, возможно, у этого лобби есть заказчики. Люди, которым хотелось бы, чтобы существовал рынок усыновлений, на котором покупателями выступали бы, в том числе, и «нетрадиционные» родители.

Между тем, если предположить, что отрицательный отзыв правительства действительно в ближайшее время окажется в Государственной думе, возникнет интересная и неожиданная (чтобы не употреблять много более сильных выражений) коллизия.

Получится, что российское правительство выступает против законотворческой линии, заданной президентом. Дело в том, что президент всего несколько дней назад внёс в Госдуму проект закона, который, в развитие статьи 79 обновлённой Конституции, запрещает применять в России правила международных договоров, касающиеся семейного законодательства, если их трактовка будет противоречить не только Конституции, но и «основам правопорядка и нравственности».

Конкретно этот внесенный президентом законопроект всего лишь не даёт признавать в России гей-браки, заключённые на Западе. Но понятно, что такой закон – это не артефакт, не что-то уникальное и ни на что не похожее в российском законодательстве. Напротив, президент таким образом задаёт направление для законотворчества. Соответствие основам нравственности – это целый принцип, который теперь должен лежать в основе семейного законодательства. Очевидно, что «закон семи сенаторов» создаёт движение в том же направлении – защищает традиционные семейные ценности и саму семью от западных нововведений.

С этой точки зрения, следует предположить, что отзыв правительства, даже отрицательный, не будет окончательным, не закроет возможности для законотворчества. Вполне вероятно, что в связи с этим отзывом в законопроект будут вноситься какие-то серьёзные изменения. Однако вектор – защищаем традиционную семью от посягательств – должен остаться неизменным. В противном случае – а зачем Конституцию-то было менять?

Льготы и доплаты

Граждане могут рассчитывать на уменьшение налоговой нагрузки за счет предоставления различных вычетов. Данный вид государственной поддержки доступен семьям, которые воспитывают более 3-х детей. С 1 января 2021 года можно получить вычет при оплате:

  • земельного налога. Такой фискальный платеж не будет начислен на площадь в 6 льготных соток. Они вычитаются из общей площади земельного участка, и на эту разницу начисляется земельный налог. Вычет предоставляется только по льготному объекту;
  • налога на имущество. Многодетная семья может получить дополнительный вычет, размер которого определяется количеством несовершеннолетних детей.

Обязательное условие для получения вычетов – своевременное информирование налоговых органов о выбранном льготном объекте. Это важно сделать до 31 декабря 2020 года в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Многодетные семьи также вправе рассчитывать на дополнительную денежную помощь от государства. В частности, при рождении третьего ребенка им выплачивается единовременное и ежемесячное пособие. Кроме того, в случае отсутствия собственной жилой площади такая семья может получить земельный участок для строительства. Но в качестве альтернативы ей может быть предложена денежная компенсация, размер которой установлен региональной властью.

Семьям военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву, оказывается дополнительная господдержка в виде выплаты ежемесячного пособия. Ее может оформить мать ребенка военнослужащего, независимо от наличия права на получение других видов пособий и льгот.

Что за законопроект об изменении Семейного кодекса подготовили сенаторы?

Руководитель временной комиссии Совфеда по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина, а также сенаторы Елена Афанасьева, Александр Башкин, Римма Галушина, Максим Кавджарадзе и Людмила Нарусова в июле внесли в Госдуму законопроект об изменении Семейного кодекса. Мизулина рассказала ТАСС, что документ предлагает 112 поправок в 69 из 170 статей кодекса, а также дополняет его двумя новыми главами и 27 новыми статьями. Законопроект подготовлен с учетом изменений Конституции, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу сенатора.

Читать еще:  Незаконное банкротство неправомерные действия по УК РФ – последствия

Авторы законопроекта предлагают закрепить в Семейном кодексе понятия «родная семья» и «родители». Родителями, согласно поправкам, должны считаться только кровные отец и мать.

Сенаторы предлагают запретить заключение брака между лицами одного пола (в том числе при смене пола). Также лицам, сменившим пол, нельзя будет усыновлять детей.

Много поправок касается правил работы органов опеки и изъятия детей из семьи. Законопроект определяет, что лишение родительских прав — это крайняя мера семейно-правовой ответственности родителей. Также документ предлагает ряд других изменений.

• Сокращение перечня оснований для изъятия детей из семьи. Принудительно разлучить ребенка с родителями можно будет только при виновном поведении родителей на основании судебного решения о лишении или ограничении родительских прав, вступившего в законную силу.

• Лишение и ограничение родительских прав не будет распространяться на невиновных родителей, например при их болезни. У ребенка сохранится возможность контакта с родителем, если суд это прямо не запретит. Например, если мать либо отца ограничат в родительских правах из-за хронического алкоголизма, суд может обязать их пройти соответствующий курс лечения: при выполнении этой обязанности родитель сможет восстановить родительские права.

• Сотрудники органов опеки не смогут входить в дома и квартиры, чтобы проверить условия проживания ребенка, без согласия жильцов.

• Семьи родственников получат приоритетное право на усыновление. Органы опеки не смогут отказать родственникам ребенка в его передаче на попечение из-за низкого дохода, несоответствия их жилья санитарным требованиям, наличия у них на иждивении недееспособных лиц (если эти лица не представляют опасности для жизни и здоровья ребенка).

• Семейный кодекс будет гарантировать совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передавать их под опеку (попечительство) разным лицам будет запрещено. Органы опеки смогут отступить от этого требования только в том случае, если дети не смогут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья. Но усыновленные должны будут знать, где живут их братья или сестры, и иметь возможность с ними общаться;

• Родители получат право привлекать родственников для воспитания детей, не оформляя на них какие-либо специальные документы. Поэтому отобрать ребенка у бабушки и дедушки, у которых нет доверенности от родителей, будет нельзя.

• Родители, которые не смогут выполнять свои обязанности по уважительной причине, например из-за болезни или длительной командировки, получат возможность назначить ребенку любого опекуна. Органы опеки не смогут отказать родителям в назначении того лица, которого они определили.

• В Семейном кодексе появится глава о временных мерах защиты ребенка в экстренных ситуациях, когда родители какое-то время не могут осуществлять свои обязанности. Например, при задержании полицией или при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания. В таких случаях ребенка будут передавать родственникам или близким на период отсутствия родителей. Если таких людей не найдется, ребенка могут отправить в спецучреждение, которое должно его вернуть родителям по первому требованию. Если ребенок старше 10 лет, обязательно будет учитываться его мнение при определении лица, обеспечивающего временную защиту. По желанию человека, который будет временно присматривать за ребенком, его могут вместе с ребенком устроить в организацию социального обслуживания.

• Нельзя будет вернуть ребенка в детский дом спустя три года после усыновления.

Что сказал Владимир Путин


28 сентября президент России провел в видеоформате совещание, посвященное экономическим вопросам. Путин затронул тему семей с детьми. Он предложил разработать новые меры поддержки для этой категории россиян.

Скорее всего, речь идет о единоразовых выплатах. Их размер будет зависеть от возраста детей.

Путин отметил, что выплаты для семей введут только в том случае, если это позволит экономика. Как подчеркнул президент РФ, ситуация в мире достаточно нестабильная.

Послание 2020. В России кардинально меняется поддержка семьи

МОСКВА, 15 янв – РИА Новости, Мария Семенова. Пособия на детей от трех до семи лет, бесплатное питание для младших школьников, материнский капитал после рождения первого ребенка – президент обозначил беспрецедентные меры поддержки семьи, которые будут реализованы уже в нынешнем году. Все это направлено на преодоление демографического кризиса. Как именно нововведения изменят общую картину – в материале РИА Новости.

Пособия, маткапитал и бесплатное питание в школах

Ежегодное послание Федеральному собранию президент Владимир Путин начал с разговора о демографической ситуации. «Такой ключевой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости, то есть число рождений, приходящихся на одну женщину, в 2019 году составил, по предварительной оценке, 1,5. Много это или мало? Для нашей страны – мало. Да, это примерно то же самое, что и во многих европейских странах. Но для нашей страны – мало», – подчеркнул глава государства.

Затем Путин заявил, что России необходимо «выйти из демографической ловушки». Для этого необходимо помочь семьям с низким доходом. Так, с 1 января 2020 года вводятся ежемесячные выплаты на детей от трех до семи лет. На помощь смогут рассчитывать самые бедные семьи – те, чей доход не превышает одного прожиточного минимума на человека, то есть 11 185 рублей. Сумма выплат составит 5,5 тысячи в нынешнем году, со следующего – 11 тысяч на каждого ребенка.

Также президент указал на то, что у всех родителей должна быть возможность устроить детей в ясли. И привел цифры: за 2018-2019 годы создано 78 тысяч новых мест, из которых реально доступны сейчас только 37,5 тысячи вместо запланированных девяноста. А до 2021-го нужно 255 тысяч новых мест в яслях.

Изменения претерпит и система выплаты маткапитала. «Уже при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объеме. После индексации с января 2020 года – это 466 617 рублей. Именно столько до сих пор полагалось при рождении второго или последующего ребенка», – объяснил Путин.

Читать еще:  Как вести журнал учета проверок проводимых органами государственного контроля?

Таким образом, маткапитал увеличится на 150 тысяч, а его общая сумма для семьи с двумя детьми теперь составит почти шестьсот семнадцать тысяч.

Еще одно нововведение – бесплатное питание в школах. «Да, когда ребенок идет в школу, у родителей, особенно у мам, появляется больше возможности выйти на работу, получить дополнительный доход. Однако и расходы семьи, чтобы собрать ребенка в школу, тоже возрастают, забот у семьи прибавляется, и на этом этапе ее также нужно поддержать. В этой связи предлагаю обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвертый класс», – сказал президент.

«Четыре пары сапог – и двадцати тысяч нет»

Как все это поможет – разбираемся на примере конкретной семьи Пищенок из Брянска. Они многодетные, растят четверых. Помимо того, Сергей с супругой – малоимущие. Двое отпрысков как раз подпадают под возрастную категорию от трех до семи лет. «Сейчас, – говорит Сергей, – нам платят по 250 рублей на ребенка в месяц. Еще проездной для нас и детей – по сути, это единственная ощутимая поддержка».

Простая арифметика: малоимущая семья из шести человек получает от государства тысячу рублей в месяц, а ведь семья Пищенок до сих пор гасит ипотеку – они уже использовали маткапитал, однако он не покрыл всю сумму. Пока младшему не исполнилось три года, семье выделяли семь тысяч в месяц. «Было хорошо», – замечает Сергей.

О новых выплатах детям от трех до семи лет глава семейства узнал от корреспондента РИА Новости. Младшему сыну четыре года, среднему – шесть. Значит, в ближайший год семья может рассчитывать на пособие на двоих детей и получать не тысячу рублей, как раньше, а одиннадцать.

«Это очень хорошо: в нашей семье, если честно, каждая копейка на счету. Бюджет уходит на детские вещи. С едой можно что-то придумать: смешать тушенку с пшенкой, манку с молоком, телевизор новый каждый раз покупать не будешь, а вот одежда – дорогая. Купи четверо зимних сапог – уже за двадцать тысяч будет. И это только обувь, а не дай бог, что-то порвется», – перечисляет Сергей. Пищенок очень надеется, что теперь им удастся оформить пособия, семья будет менее ограничена в бюджете.

«Моментально отразится на рождаемости»

Не менее важны изменения в системе материнского капитала. Так, пресс-секретарь Объединения многодетных семей Москвы Наталья Аристова не сомневается: дополнительные выплаты напрямую скажутся на рождаемости.

Свою позицию она объясняет так: «Зная о поддержке в выплате ипотеки и хорошем пособии на каждого ребенка в случае трудной жизненной ситуации, увеличенном маткапитале, который можно тратить и на образование, и на медицину, и на пенсионные накопления, и на улучшение жилищных условий, родителям проще принимать решение о рождении детей. В Москве число многодетных семей за десять лет увеличилось в два с половиной раза – и не последнюю роль сыграла именно федеральная и городская поддержка. На примере столицы видно, как внимание властей моментально отражается на рождаемости».

Давно назревшие меры

Эксперты в один голос отмечают актуальность решений, принятых президентом, но вместе с тем предупреждают: ждать быстрого выхода из кризиса все же не стоит. «Невозможно по щелчку изменить демографическую структуру населения, которая складывалось с послевоенных лет. Однако эти меры позволят стабилизировать ситуацию, не дадут падать ниже демографическому потенциалу страны», – считает Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН.

В свою очередь, эксперт ОНФ, председатель правления Общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая назвала новые меры поддержки беспрецедентными. «Та демографическая яма, в которую мы скатывались, была предсказуема: в далекие и сложные 1990-е родилось мало детей. Сейчас каждые роды, каждое решение семьи о том, что их станет больше, дорого стране. Президент охватил все те вопросы, которые больше всего беспокоили потенциальных родителей. Это очень существенная поддержка. Мы точно увидим результаты», – не сомневается собеседница.

В то же время Буцкая обратила внимание на еще один аспект: из-за спада рождаемости в 90-х количество женщин, вошедших сегодня в репродуктивный возраст, гораздо меньше по сравнению с другими историческими периодами. «На этом фоне, если не предпринимать беспрецедентные меры поддержки семей, рождаемость продолжит снижаться. Сейчас темп снижения будет сдержан, возможно, рождаемость стабилизируется. И самый позитивный прогноз – мы увидим рост рождаемости», – заключила эксперт.

Суть и реализация предложения по предоставлению “кредитных каникул”

В Перечне поручений сказано, что Правительство РФ совместно с Центробанком должны предусмотреть внесение в российское законодательство нормативных положений о:

  1. предоставлении ипотечным заемщикам отсрочки по уплате основного долга и процентов в случае, если заемщик попал в трудную жизненную ситуацию;
  2. запрете для кредиторов на применение штрафных санкций и пеней за просрочку внесения ежемесячных платежей в период предоставления “кредитных каникул”.

Срок внесения соответствующего законопроекта – до 1-го июля 2019-го года. Ответственными назначены:

  1. Председатель Правительства Медведев Д. А.;
  2. Глава Центрального Банка Набиуллина Э. С.

Напомним, что сейчас нет закона, который обязывал бы кредиторов каким-либо образом реструктуризировать задолженность заемщика. Есть только закон о возмещении банкам недополученных доходов в связи с предоставлением реструктуризации (Постановление Правительства № 961 от 11-го августа 2017-го года). Но даже в рамках этой программы банк сам решает – предоставлять какую-либо помощь или нет.

Итак, Путин в Послании Федеральному Собранию указал, что Правительству нужно разработать законопроекты о предоставлении различных льгот по ипотеке для определенных категорий наших граждан. Пока что ни один из проектов не внесен на рассмотрение в Госдуму, но ожидается, что это произойдет со дня на день.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector