Pravo-76.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое профориентация и для чего она нужна

Самый первый шаг к будущей профессии — это детские кружки и занятия: теннис, лепка или фортепиано. Но не стоит думать, что одно увлечение обязательно станет призванием на всю жизнь, говорит психолог Инна Кылымник. Каждый интерес ребёнка даст ему опыт, который в результате поможет выбрать профессию.

Родителям может казаться, что одновременное увлечение конным спортом, флористикой и иностранными языками только запутает ребёнка. Но это не так: каждый вид деятельности будет развивать определённый навык. В итоге это расширит возможности выбора профессии и поможет повзрослевшему ребёнку понять, что ему ближе на самом деле.

Чтобы помочь малышу получить как можно больше навыков и знаний, родители могут:

  • замечать интерес и поддерживать начинания;
  • спокойно относиться, если ребёнок оставил увлечение;
  • обсуждать и подводить итоги: что понравилось, чему научился и почему потерял интерес к какому-то увлечению.

Профессиональное определение

Профессиональное самоопределение – это не дело пары минут, а целый процесс. Подготовьтесь к тому, что вам потребуется потратить на это определенное время. Вам придется хорошо все обдумать, тщательно взвесить все «за» и «против», чтобы выбрать новую профессию.

Для наиболее эффективного профопределения лучше всего начать с таких шагов:

  • Выясните и запишите базовые данные. Они состоят из ответов на вопросы: что вы умеете делать, к чему есть склонность, что получается просто хорошо, а что – идеально. Не пытайтесь свести все к какому-то одному направлению. Их может быть несколько.
  • Определите сферу, которая позволит вам максимально раскрыть способности. Помочь в этом могут специальные профориентационные тесты. Они построены с учетом особенностей личности, что очень важно в процессе выбора нового занятия. Результат тестирования – подборка профессий, которая насчитывает несколько десятков. Затем вам предстоит проанализировать каждую из них на предмет привлекательности для вас, востребованности и уровня заработной платы.
  • Подумайте, где вы можете задействовать свои умения и навыки и сколько вообще за них готовы платить. Иногда случается так, что человек попросту не знает, что появились и уже давно существуют некоторые современные профессии. Заведите привычку регулярно изучать рынок труда и узнавать о новых направлениях занятости, которые потенциально вам подходят.

Зачем в школе нужна профориентация?

Что такое профориентационная практика и как она устроена в «Золотом сечении»? Рассказывает руководитель нашей профориентационной программы Наталья Белова.

Если современная школа хочет оставаться эффективной образовательной средой, она должна ставить перед своими учениками актуальные цели, особенно в старших классах. Учебный процесс не может строиться вокруг того, как ученикам удачно сдать ЕГЭ. Школа должна стать открытой системой, которая будет привлекать внешние ресурсы дополнительно к внутренним.

Один из таких ресурсов — площадки для профориентации школьников. Они позволяют вывести учебный процесс за рамки школы и помочь ученикам реализовать свой потенциал в образовательном пространстве всего города.

С советских времен летняя практика ассоциируется у нас с покраской забора или работой в школьном огороде. Но сегодня, используя ресурсы партнёров, мы можем организовать самые разные варианты практики и подобрать те, что лучше всего подойдут для самоопределения каждого конкретного ученика.

В «Золотом сечении» программа профориентационной практики действует уже 12 лет и за это время неоднократно менялась. Сейчас это обязательная часть индивидуального плана обучения каждого ученика 9 и 10 классов. В рамках практики ученик в июне, после экзаменов, выходит на место работы в одну из партнёрских компаний. В 9 классе практика длится семь дней, в 10 классе — десять.

Но как бы наша профориентационная программа ни менялась, одно остаётся неизменным: её цель — помочь учащимся проверить гипотезу о будущей профессии.

Никто не может с уверенностью сказать, каким будет рынок труда даже через пять-десять лет. Некоторые привычные профессии отмирают, другие трансформируются под влиянием технологий, к тому же постоянно возникают новые профессии. Мы не можем указать ученику, кем конкретно ему стать. Но мы можем помочь ему осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.

Именно для этого и необходима профориентация. Она помогает ученику:

  • узнать больше об интересной профессии, что может в дальнейшем отразиться на выборе вуза и карьеры;
  • закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные в школе;
  • сформировать важные компетенции, такие как дисциплинированность, коммуникативность, адаптивность, осознанность, ответственность;
  • реализовать свой проект в реальных условиях — в том случае, если место практики непосредственно связано с проектной работой ученика.

При организации практики нужно учитывать, что случай каждого ученика индивидуален. Конечно, идеальный ученик способен осознанно составлять индивидуальный учебный план, выбирать себе направление обучения, спецкурсы и место прохождения практики. Но степень вовлечённости в учебный процесс у разных школьников разная, поэтому многим нужна дополнительная мотивация или помощь в принятии решений.

Читать еще:  Вебдизайнер кто это что делает как им стать зарплата

Ученику нужно помочь осознать основания своего выбора — для этого на протяжении всего предыдущего обучения в школе развивается культура выбора. Также школьникам может понадобиться помощь в том, чтобы спланировать свою деятельность, оценить собственные силы, определить адекватные дедлайны. Главное, что итоговый выбор всегда должен совершать сам учащийся. Это принципиальная позиция школы.

Итак, практика — это не только непосредственно выход на рабочее место. Выбор профессиональной области, определение с местом практики, подготовка — всё это часть профориентационного процесса.

Вот какие этапы включает практика, которую проходят учащиеся нашей школы.

Подготовка к практике (ноябрь–февраль)

Главное на этом этапе — определение своих интересов, целей и ценностей, формирование собственной жизненной стратегии. Подростку нужно определиться с тем, чем для него может быть полезен выход на практику и к чему он стремится в долгосрочной перспективе. Нам важно, чтобы ученик воспринимал себя как целостную личность и делал выбор исходя из своих личностных качеств, а не из чужих желаний.

Школа помогает ученикам сделать осознанный выбор с помощью профориентационных тестирований, интервью с тьютором и психологом. В конце подготовительного этапа ученик определяет для себя одну или несколько областей профессиональных интересов и строит гипотезу: в какой профессиональной области он хотел бы поработать и почему?

Определение места практики (весна)

На этом этапе определяется конкретное место прохождения практики. Ученик действует по схеме: резюме — мотивационное письмо — собеседование.

Резюме практиканта

Резюме не только позволяет подростку презентовать себя работодателю, но и способствует самоосознанию: составляя резюме, ученик пытается увидеть себя со стороны, зафиксировать свои успехи, достижения и сильные стороны. Затем резюме обсуждается с тьютором — поддержка взрослого очень важна, поскольку зачастую представления ученика о своих способностях и навыках бывает завышенным или заниженным.

В 10 классе подросток дополняет резюме новыми достижениями, описывает знания и практические навыки, полученные на спецкурсах. Это позволяет ученику ясно оценить, как он изменился и чему научился всего лишь за год.

Мотивационное письмо

Если при составлении резюме ученик описывает исключительно себя, то в мотивационном письме ему нужно соотнести это с интересующей профессиональной областью и компанией, в которой он будет проходить практику.

В письме ученик размышляет над тем, каким он видит время своей практики: чем он будет заниматься, что хочет освоить, чего достичь. Мы стремимся к тому, чтобы школьник рассматривал практику как отличную возможность проявить себя, а не готовился к тому, что будет там только послушно выполнял задания.

Собеседование

Теперь ученику предстоит презентовать себя в реальном разговоре. Собеседование может происходить как вживую, так и онлайн.

Для того, чтобы собеседование прошло эффективно, важно заранее обсудить с работодателем модель разговора: какие вопросы работодатель будет задавать, как будет действовать, если ученик окажется недостаточно подготовленным к дискуссии. Ситуации бывают разные: есть активные ученики, которые отлично подготовились к собеседованию и сами задают работодателю вопросы; есть те, кто плохо понимает смысл будущей профессии или за кого выбор сделали родители; а кто-то идет на практику, чтобы впервые соприкоснуться с выбранным направлением. Опыт показывает, что чем лучше к собеседованию подготовлен работодатель, тем продуктивнее встреча и сама практика.

Также важно, чтобы работодатель объяснил ученику, что того ждёт на практике. Часто ребята, которые приходят на место практики, стесняются задавать вопросы и боятся, что мешают взрослым. Их нужно заранее подготовить к тому, как действовать в новой для себя обстановке.

Практика (июнь)

Как мы уже говорили, период практики занимает от семи до десяти дней. Ежедневно ученик обсуждает со своим непосредственным руководителем итоги рабочего дня. Это помогает практиканту на примере каждой конкретной задачи определить, что получилось сделать, что нужно доработать, к каким типам задач нужно найти другой подход. По итогам этих разговоров практикант и работодатель определяют задачи на следующий день. Всё это ученик фиксирует в своём дневнике.

Также во время практики практикант обсуждает свои успехи со школьным тьютором. Тьютор помогает подростку определиться со своим отношением к практике, осознать её как ещё один шаг на пути саморазвития. Общение с тьютором проходит в разных форматах: индивидуальный разговор по телефону/скайпу; личные встречи раз в три дня; общий чат тьюторской группы.

Обсуждение итогов

По завершении практики проводится итоговая рефлексия. Она состоит из трёх частей: рефлексия с работодателем; рефлексия в группе по сходному типу практики; общая рефлексия школьного центра.

Читать еще:  Как доказать утрату исполнительного листа и получить его дубликат

В процессе рефлексии каждому ученику предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Что случилось со мной в процессе летней практики?
  • Какие процессы в практике стали моим опытом?
  • Как и где я планирую использовать этот опыт?
  • К каким выводам я пришел/пришла?

Итоговая рефлексия необходима, если мы хотим, чтобы практика была для наших учеников максимально эффективной. Им нужно осознать практику как собственный индивидуальный опыт, ассимилировать его, представив как ещё один шаг по личной траектории их образования и саморазвития.

При должной организации процесс профориентации, где всё по-настоящему, где всё зависит от личной заинтересованности и активности ученика, позволяет подростку почувствовать собственную значимость и компетентность. Практика в реальных условиях, обучение у специалистов своего дела — это то, что помогает подростку осознать, что ждёт его в жизни после старших классов.

В конечном итоге, в этом и состоит одна из важнейших задач школы — мы должны стремиться к тому, чтобы у наших выпускников было осознанное и ответственное отношение к собственной жизни.

Примечание. Партнёры «Золотого сечения» по программе профориентации

Вот лишь некоторые площадки, предоставленные как родителями наших воспитанников, так и нашими партнёрами, на которых учащиеся смогли получить профессиональный опыт:

  • фабрика Ahmad;
  • музей А. С. Пушкина;
  • кафедра экологии РАН;
  • кафедра океанологии МГУ;
  • НИИ Микробиологии;
  • центр психологического консультирования;
  • «Старая аптека»;
  • коллегия адвокатов Павла Астахова;
  • телеканалы «СТС», «Россия 1», «Первый», «Бобер», «Дождь»;
  • радиостанция «Эхо Москвы»;
  • журнал «Собеседник»;
  • МГТУ им. Баумана;
  • сеть магазинов Bosco di Ciliegi;
  • архитектурные агентства АВD и «Господин оформитель»;
  • театры Марка Розовского и Стаса Намина, «Театр Луны», «Гоголь-центр»;
  • «Лукойл»;
  • рекламное агентство Strong;
  • «Московский кредитный банк» и др.

Цели профориентации

Выделим несколько основных целей профессиональной ориентации.

  • Профессиональное просвещение. Многие люди, особенно школьники, пока еще не имеют достаточного опыта трудовой деятельности и не владеют всей полнотой информации об особенностях различных профессий и требований к их соискателям. Профориентация помогает устранить эти пробелы.
  • Профессиональное консультирование. Каждый человек индивидуален. А ребенок — особенно, пока еще уникальные грани его личности не обтесаны жизнью, социальными требованиями и ожиданиями других. На профориентации изучаются физиологические, психологические и психофизиологические особенности тестируемого, на основе которых (в том числе) выдаются рекомендации о тех или иных склонностях и имеющихся на профессиональном поле вакансиях, максимально им соответствующих.
  • Психологическая поддержка. Особенно ученики выпускных классов подвергаются серьезному стрессу: их пугают дальнейшими жизненными неудачами после проваленных экзаменов, накладывают непосильную ответственность, постоянно давят и требуют. Насколько это все целесообразно и эффективно — вопрос иной статьи. Но профессиональная ориентация поможет снизить напряженность за счет частичного перекладывания ответственности за дальнейший выбор на итоги тестирования. Ты ведь согласен, что любому человеку становится легче, когда он знает, что его поддерживают?

Кроме общих направлений стоит отметить и частные виды профессиональной ориентации:

  1. Тест на профориентацию (тест на профессию) – разновидность тестов с большим количеством открытых и/или закрытых вопросов. Профориентационные тесты в качестве результата дают расшифровку личностных особенностей в профессиональном плане, подходящие профессии и рекомендации по дальнейшему обучению и развитию;
  2. Консультация специалиста – психолог-профконсультант проведёт наиболее подходящие именно вам диагностические тесты, в результате которых подберет наиболее подходящие именно для вас профессии, даст рекомендации по дальнейшему обучению и развитию;
  3. Помощь государственной службы занятости – данная организация часто оказывает услуги профориентации и владеет всей полнотой информации о рынке труда вашего региона;
  4. Дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях – помогут абитуриенту сориентироваться в направлениях подготовки того или иного учебного заведения; дадут возможность лично пообщаться с преподавателями и студентами интересующих вас направлений подготовки, узнать их впечатления и получить рекомендации и советы;
  5. Экскурсии на предприятия – обычно такие мероприятия проводятся в сотрудничестве со школами и университетами. Они помогают познакомиться с внутренней «кухней» определенной профессиональной направленности и самого предприятия в целом. Также это является отличной возможностью в неформальной обстановке задать интересующие вопросы работникам и руководству предприятия.

В заключение хотелось бы сказать, что для каждого из нас уже со школьной скамьи есть много прекрасных возможностей; направлений работы по самоопределению наших профессиональных наклонностей. Начать можно с малого: составить список тех сфер, которые действительно вам интересны. Проходите тесты – сегодня они дают много полезной информации по вашим личностным особенностям, а также дальнейшие рекомендации по обучению и развитию. Консультируйтесь со специалистами в области профориентации. Читайте, узнавайте больше о том, что вас интересует. Действуйте и так вы сможете найти, что будет приносить вам не только заработок, но и большое удовольствие от интересного дела!

Читать еще:  Как загубить сайт или зачем нужен администратор сайта?

Причин настолько много, что можно разделить их на несколько групп.

  • Мнение родственников и друзей о профессии, ее престижности и перспективности.
  • Давление со стороны родителей. Существуют семейные династии, в которых родители заранее определяют карьерный путь ребенка. Однако, если в семье, где процветает уже пятое поколение инженеров, рождается ребенок со склонностями к музыке и искусству, могут возникнуть сложные противоречивые ситуации.
  • Уровень заработной платы. Весомая причина. Однако некоторые совершают ошибку, учитывая только этот фактор при выборе профессии.
  • Доступность обучения. Кто-то не планирует покидать родной город для получения дальнейшего образования. Необходимость переезда в незнакомое место, перспектива лишиться комфортного жилья и привычного графика жизни, может отпугнуть.

Существуют и внутренние факторы

  • Интерес. Одна из важнейших причин. Если человеку очень интересно заниматься выбранным делом, при должном упорстве он сможет освоить профессию, даже если у него есть недостатки в отношении склонностей или талантов к этому делу.
  • Возможности. Например, аллергик вряд ли станет флористом или агрономом. А человек с полным отсутствием слуха и голоса никогда не сможет стать известным оперным певцом.
  • Способности и таланты. Кто-то с самого детства имеет склонность к точным наукам, а кто-то с трудом осваивал азы математики, зато писал отличные сочинения.
  • Самореализация. Желание стать мастером в выбранной сфере часто является определяющим для дальнейшего выбора профессии. Оно важно и для карьерного роста.

Профессии будущего

Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.

Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:

«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».

Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.

Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.

Кирилл Кузнецов:

«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас. Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».

Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector